ПОДВИГ ЛЮБВИ И ВЕРЫ.
… Свадебный кортеж с молодыми возвращался после венчания из церкви на Пречистенке. Внезапно коляску с новобрачными остановил нищий старец, опиравшийся на посох. «Мария! — неожиданно сказал он, — возьми посох!» «Ты ошибаешься, отец, у меня совсем другое имя, я Маргарита», — ответила новобрачная. Но старец настаивал. Молодая женщина, недоумевая, приняла из его рук странный подарок, а старец в безобразных лохмотьях в следующую минуту словно растаял в воздухе…
Маргарита родилась 2 января 1781 года в семье потомственных дворян Нарышкиных. Из этого древнего и славного боярского рода некогда вышла царица Наталья Кирилловна, мать Петра Великого. Маргариту в семье в детстве звали Огоньком. Это была большая дружная семья, и Маргарита была всеобщей любимицей. Все отмечали, что Маргарита — девушка образованная, тонкая, страстная и очень религиозная. Но, к сожалению, не сохранилось ни одного её портрета в молодости, хотя известно, что она была высокого роста и очень стройна.
В шестнадцать лет по воле своих родителей Маргарита Нарышкина вышла замуж за Павла Ласунского — его мать была близкой подругой матери Маргариты, урожденной Волконской, и они решили поженить своих детей. Но муж оказался гулякой и пьяницей. Он прямо объявил жене, что не собирается порывать со своими многочисленными подружками, а в качестве утешения посоветовал ей завести себе любовника из числа его друзей. Надо ли говорить, что для Маргариты это явилось настоящим шоком. Она скрывала это довольно долго, пока мать, видя, что её дочь находится в ужасном состоянии, не узнала обо всей этой истории. Нарышкины были очень влиятельной семьей, поэтому удалось быстро добиться от Синода развода и возвращения Маргарите прежнего положения. Она вновь называлась девица Нарышкина.
Словом, жизнь Маргариты начиналась довольно драматично. А кому пожалуешься? Какие могут быть подруги в шестнадцать лет, с которыми можно обсудить столь серьёзные проблемы? Отчаяние и обида поселились в душе, своё нашептывала уязвленная гордость… Какой возможен дальнейший путь? Брак по расчёту? Маргарите это не подходило, ведь она была натурой романтической, эмоциональной, чувствительной... Можно было поставить крест на своей личной жизни, обратиться к Богу. Но обращение в столь раннем возрасте, когда жизнь полна радостей и удовольствий, когда ещё ничего по-настоящему хорошего и не было в ней, тоже было противно живой и деятельной натуре Маргариты. Какой же выход? Она втайне надеялась, что судьба ей улыбнется. Главное — терпение и выдержка. И Нарышкина стала ждать…
После всей этой печальной истории первого замужества Маргарита неожиданно для себя влюбилась. Влюбилась в блестящего генерала, красавца Александра Тучкова, которого в столице называли Аполлоном. Молодые люди встретились на одном из балов и полюбили друг друга. Тучков попросил руки Маргариты у её родителей, но те отказали, потому что были напуганы неудачным предыдущим браком, и несколько лет не давали своего разрешения. После отказа родителей и отъезда Александра за границу Маргарита стала угасать на глазах. Нужна ли она ему, разведённая, с не задавшейся жизнью? Она ревновала, мучилась, её душа металась. Вот он уехал и даже не попрощался… Но однажды Маргарите передали небольшой конверт. Это было письмо от Александра Тучкова на французском языке. И каждая строфа заканчивалась словами: «Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита».
Только в 1806 году молодые обвенчались, и Маргарита стала сопровождать мужа в военных походах. Да, жёнам русских генералов разрешалось следовать за мужьями фронтовыми дорогами, но сколь немногие воспользовались этой возможностью! Деятельный, неунывающий характер помогал Маргарите переносить тяготы походной жизни. Ей пришлось по пояс в ледяной воде переходить Ботнический залив во время шведской кампании. Она училась стойко терпеть зрелище смерти, перевязывать раненых, ухаживать за ними, выслушивать последнее слово умирающего… Не раз Маргарита обмирала от страха при грохоте артиллерийских орудий, и это были страшные часы, когда она не знала, вернется ли её муж живым или нет.
… Маргарита проснулась среди ночи от страшного сна. Она сидит у стола в незнакомой комнате вроде тех, что бывают на постоялом дворе. Вдруг отворяется дверь, входит её отец и говорит со слезами: «Муж твой пал на полях Бородина». В отчаянии и слезах, даже не поняв, что это был всего лишь сон, она побежала к Александру. Услышав об этом нелепом сне, он велел тут же принести подробную карту России, и все принялись искать на ней это неведомое место — Бородино. Кто мог тогда знать, что Бородино навсегда войдёт в историю России! Искали главным образом у западной границы, где был расположен тогда Ревельский полк, которым командовал Тучков. Не найдя, рассудили, что всё вздор и всё от перемены погоды. Наверное, Маргарита обладала очень развитой интуицией. Она ощущала, что может произойти что-то трагическое, и её мистический сон, и все её попытки быть рядом с мужем, как-то оградить, защитить его, говорят о том, что она многое предчувствовала…
… В тот день в бою с французами под деревней Семёновской генерал Тучков поднял свой полк в атаку. Солдаты, оробевшие под шквальным огнём вражеских батарей, замешкались. «Вы стоите? — Я один пойду! — крикнул Тучков, схватил знамя и кинулся вперёд. Картечь расшибла ему грудь. Тело его не досталось в добычу неприятелю. Множество ядер и бомб каким-то шипящим облаком обрушилось на то место, где лежал убиенный, взрыло, взбуравило землю и взброшенными глыбами погребло тело генерала», — так писал Фёдор Николаевич Глинка о гибели Тучкова в своих «Очерках Бородинского сражения».
Маргарита узнала о геройской смерти мужа на Бородинском поле в начале сентября 1812 года. Спустя два месяца, с картой, где было помечено место гибели Александра, Маргарита отправилась в Бородино. Невозможно себе представить, что увидела эта молодая, хрупкая женщина. Десятки тысяч трупов лежали неубранные с того страшного августовского дня, десятки тысяч лошадей, оружие, техника. Всё это было перемешано страшным огнём с обеих сторон.
Два дня она разыскивала тело своего мужа, но не нашла. И тогда она решила построить на этом месте церковь. Маргарита продала свои бриллианты, император Александр I прислал 10 тысяч рублей. Для Тучковой построили деревянный домик, где она поселилась вместе с сыном, родившимся в 1811 году, и руководила строительством. К 1820 году Спасская церковь была построена. Она оказалась первым памятником на Бородинском поле. Каждый день, каждый час Маргарита ощущала присутствие Александра. Он словно был рядом… Единственное, что спасало Маргариту — это сын Николенька. Как-то вечером на столе Маргарита обнаружила записку, написанную детским неуверенным почерком: «Матушка, жизнь моя! Если бы я мог показать Вам своё сердце, Вы нашли бы в нём Ваше имя».
В 1826 году судьба нанесла новый страшный удар Маргарите. По делу декабристов, в кандалах, был отправлен в Сибирь её любимый младший брат Михаил Нарышкин. Не выдержав горя от всего, что произошло, скончалась её мать. А самое ужасное: от скарлатины в пасхальные каникулы умер любимый сын, 15-летний мальчик, в котором с каждым годом всё больше проявлялись черты, внешние и внутренние, его отца, Александра Тучкова. Маргарита словно обезумела. Теперь уже ничто не держало её в миру. Она привезла прах сына на Бородинское поле и похоронила его в склепе церкви Спаса Нерукотворного, построенной на костях её мужа. Иногда по ночам она выскакивала из своего домика и бежала куда-то в темноту. Ей казалось, что сын и муж зовут её. Она запиралась в склепе, и там её находили без чувств…
Надо было как-то справляться с этой безнадежной ситуацией, и Маргарита написала письмо с просьбой о духовной поддержке митрополиту Филарету Московскому, великому архипастырю своего времени. Он приказал сделать то, что было нужно в этом случае — убрать последние крохи, что остались от Николеньки — игрушки, детские вещи. Митрополит запретил ей часто бывать и плакать на могиле сына и велел заняться делом — основать общину, чтобы утешать других вдов. Она этим занялась, и у неё все получилось — ведь и по происхождению, и по харизме, которую она излучала, Маргарита была незаурядной, сильной духом женщиной, уповающей на помощь Божию. И в этой точке произошла удивительная перемена, когда жизнь становится житием…
К 1833 году поселение вокруг Спасской церкви получило статус общежительства, пока ещё не монастыря, а Спасо-Бородинский монастырь возник позже. В 1838 году Маргарита Тучкова приняла постриг и стала инокиней Меланией, а в 1840 году митрополит Филарет совершил над Тучковой обряд великого пострижения и на следующий день посвятил её под именем матери Марии в сан игуменьи созданного ею Спасо-Бородинского монастыря. Сбылось пророчество неведомого старца. И до самой своей смерти она возглавляла этот монастырь и молилась за павших на Бородинском поле. Маргарита Михайловна Тучкова-Нарышкина прожила в браке шесть лет и вдовой 40 лет, не переставая скорбеть.
Протекло четверть века с тех пор, как матушка поселилась на Бородинском поле. Время и жизнь не пощадили ее. Она сильно сгорбилась, посох стал необходимой для нее опорой, и медленная походка изобличала усталость и страдание. Лишь в минуты душевного волнения, в ослабевшем голосе звучали прежние струны, потухший взор загорался огнем, и порывистые движения обнаруживали горячие чувства, не вымиравшие в ее сердце. Ей минуло семьдесят два года.
Мать игумения Мария скончалась в 1852 году. Во время отпевания сестры рыдали так, что пение прекратилось, и духовенство вынуждено было окончить отпевание без певчих.
Похоронили ее в склепе выстроенного храма, рядом с сыном и недалеко от неизвестной могилы мужа.
Перед смертью она сожгла все письма своего мужа, не желая, чтобы они попали в чужие руки.
Дом, в котором жила Тучкова, сохранялся до революции. В 1930 году монастырь был закрыт, но дом простоял до 1942 года: этот памятник Отечественной войны 1812 года сгорел во время Великой Отечественной войны... И в этом был некий жутковатый символизм. Сейчас монастырь и большинство памятников восстановлены, и 12 мая 1994 г. состоялось открытие Дома-музея игуменьи Марии.
Видимо, в минуты тяжких испытаний в человеческой душе открываются какие-то такие свойства, которые в обычное время спят. В истории Маргариты Тучковой много уникального, ведь уникальна каждая человеческая личность, и в то же время много типичного. Типичного в том смысле, что множество русских женщин в то время в той или иной степени совершали подвиг, шли за своими мужьями в Сибирь, были верны до своего смертного часа памяти погибших близких. История Маргариты привлекает наше внимание и тем, что для неё, как будто бы, не существовало никакого другого варианта жизненного сценария. Подобно её мужу, Александру Тучкову, погибшему в Бородинском сражении, она не знала сомнений в своём служении памяти, служении вере, России, людям…
Летом 1837 года будущий наследник императора Александр Николаевич со своим окружением посетили Маргариту Тучкову, они были потрясены вечной скорбью вдовы о погибших на Бородинском поле. После их посещения в 1839 году в честь 25-летия победы над Наполеоном на Бородинском поле был поставлен памятник погибшим за Россию.
На памятнике – следующая надпись: «Отступили с честью, чтобы вернее победить».
Когда торжественно открывали памятник, Николай I поблагодарил вдову генерала Тучкова и представил ее иностранным представителям:
«Это почтенная вдова, которая опередила меня и воздвигла памятник неподражаемый», – и показал на Спасо-Бородинский монастырь.
Спустя сто лет после гибели на поле брани генерала Александра Алексеевича Тучкова юная Марина Цветаева влюбится в него — по портрету… И напишет свои знаменитые стихи:
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза,
как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери.
Вчера — Малютки-мальчики,
сегодня — Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О молодые генералы
Своих судеб!
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как — мне кажется — могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
Знакомые Цветаевой говорили, будто ее избранник — Сергей Эфрон, которому она посвятила это стихотворение, — был удивительнейшим образом похож на Тучкова-четвертого!

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев