Давно собирался написать про этот поистине исторический объект на территории улицы Станиславского. Побудительным мотивом стало объявление на здании о том, что объект продается. Не исключаю, что после продажи его могут снести...
В 1960-е годы этот комплекс назывался "банно-прачечный комбинат №7" и состоял из нескольких объектов: котельной, бани и прачечной. Моя мама и матери некоторых одноклассников и друзей детства, а также соседи по бараку работали на этом комбинате.
В середине 1960-х одну из двух труб котельной стали ремонтировать. В ходе работ её разобрали почти до середины, убрав и красовавшиеся на боку цифры 1935. Из чего можно сделать вывод о примерной дате постройки и остальных зданий.
Вначале о бане. Жители со всей округи, а также военнослужащие Сормовский части ходили сюда на помывку. Поскольку очагов культуры на нашей улице не было, то баня восполняла этот пробел и была своеобразным клубом по интересам.
Состояла баня из четырех отделений: два мужских и два женских, с паром и без пара. Помывка стоила в отделении с паром 20 копеек, а без пара - 15 копеек.
Очередь по субботам, (до введения пятидневки в 1967 году), а потом и по пятницам была неимоверно длинной, приходилось стоять и час и два. Здесь, в очереди, обсуждались главные политические новости, семейные горести и радости, некоторые приносили газеты или книжки.
Долгие годы пар в парилке был "сырой", он шел прямо из системы парового отопления, и, когда заядлые парильщики, после проветривания, открывали вентиль на полную, то в парилке ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки. Когда был совсем маленьким, то именно так представлял себе ад: темно, жарко, звук веников хлеставшихся мужиков на условном полке (скамейка на возвышении вдоль стены, куда надо забираться по мокрым, скользким ступеням), грохот пара, вырывавшегося из трубы... Но марку всегда держал и заходил в парилку вслед за отцом...
В семидесятые в бане поставили систему для подачи так называемого "сухого пара", что качественно улучшило процесс оздоровительных процедур...
После парилки был особый ритуал отдыха на скамьях в предбаннике, где снова мужики обсуждали наболевшие проблемы, кто про работу, кто про рыбалку с охотой. Ну и, естественно, без крепкого словца здесь не обходилось. Поэтому нам, малолеткам, отдыхать после парной полагалось на диване, где оставляли свое бельё, подальше от откровений взрослых.
Банщицами, в основном, работали женщины-бабушки: в их обязанности входило брать билет и накалывать его на металлическую шпажку, а также следить за порядком и чистотой в предбаннике и помывочной. В случае, если происходил засор в канализации от попавших туда листьев, то женщины и устраняли этот засор длинным железным крюком.
Больше всего запомнилась громогласная бабушка Саня, которая на всех доброжелательно покрикивала "Эй, сынки, давай, сынки!" Как говорил отец, она была участницей Великой Отечественной войны, поэтому по- особому относилась к приходившим в баню солдатам.
После того как помывка заканчивалась, начиналось то, ради чего в детстве и ходили мы в баню. На первом этаже был буфет, где продавали газировку с сиропом 4 копейки, без сиропа -1. Конечно все выбирали с сиропом! Позднее, на втором этаже сделали чайную, а поскольку в ту пору одноразовых чайных пакетиков не было, то чай из пачки заваривался в чайнике. Подавали его в стаканах с подстаканниками. Особой удачей было, если тебе доставался чай в тонкостенном стакане, а не в граненом. Ничего вкуснее этого чая не помню...
Чуть не забыл. В бане на первом этаже была парикмахерская с мужским и женским залами... Ну как залами, так маленькие комнатки на два кресла каждая. До студенческой поры ходил туда стричься.
Вот такой своеобразный "социо- культурный очаг" был на улице Станиславского...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 13