Вязьма (стела, пл. Советская,
памятники героям войны 1812 г.)
Памятник в честь событий 1812 года находится на территории Аркадиевского монастыря. Его заложили в 1912 году на средства города (скульптор В.И.Семенов) и через год открыли. Долго выбирали для него место и остановились на Никитинской площади (рядом с домом на Московской улице, ныне Ленина), где располагалась древняя церковь. Своим существованием памятник исключительно обязан благородной и патриотической деятельности комитета из восьми лиц под председательством уездного предводителя дворянства В.А. Волкова и редкой энергии отставного генерал-майора В.П.Мезенцева. устроен памятник из серого финского гранита и имеет высоту 8 футов, на его верху установлен двуглавый орел с распростертыми могучими крыльями из красной меди весом 12 пудов. На построение памятника потрачено 4581 рубль 85 копеек. Много лично от себя пожертвовали бывший предводитель дворянства В.В. Миронов, В.А.Волков и В.П.Мезенцев.
На открытие памятника прибыли смоленский губернатор Д.Д. Кобеко, начальник штаба корпуса генерал-майор Пестич, представители Перновского полка.
26 ноября 1913 года было неучебным днем. Молодежь трех гимназий, двух городских училищ, духовного училища присутствовали на открытии памятника.
В Троицком соборе архимадрит Дионисий совершил литургию, затем прошел крестный ход. В.А.Волков прочитал акт построения и передачи памятника городу. С ответной речью выступил городской глава купец Е.В.Строганов.
После революции орлы были сняты и на постаменте установлен бюст К.Маркса.
Памятник на этом месте был восстановлен только к 150 летнему юбилею Отечественной войны в 1962г году. Это один из самых «несчастливых» вяземских памятников. В 1920-е годы с памятника были демонтированы двуглавый орёл и памятные медали и плиты. В 1962г благодаря мастерам Машиностроительного завода были изготовлены точные копии, но и на этом несчастья памятника не закончились. В конце 1980-х годов какими-то вандалами у орла была отпилена одна из голов, и вновь на Машиностроительном заводе изготовили копию и памятник восстановили. Сегодня на древке французского знамени нет орла.
На сегодняшний день памятник возвышается в сквере в верхней части города. Памятник представляет собой четырехгранный, сложенный из гранитных блоков обелиск, стоящий на ступенчатом гранитном основании. На обелиске - герб Вязьмы, завершенный императорской короной; мемориальная доска, а над ней две медали и двуглавый, распростерший крылья орел на вершине. Фигура двуглавого орла символизирует Россию. Кажется, что он в любую минуту может взмыть в небеса. В клюве одной из голов орла край поверженного французского знамени, древко которого лежит на монументе. Что касается медалей, на одной из которых высечена надпись: «Не нам, не нам, а имени твоему Господи». Вязьмичи свято чтят память отважных героев Отечественной войны 1812 года.
За памятником Доблестным предкам Вы видите Спасскую башню. Это самое древнее сооружение города Вязьма. Спасская башня была построена в 1632-34 годах. Именно в это время было построено 6 каменных башен для укрепления крепости, которая распростерлась в виде неправильного шестиугольника, охватив почти всю центральную часть современной Вязьмы. Утверждают, что под крепостным валом существовали подземные ходы, посредством которых все находившиеся в крепости башни имели между собой сообщение. Самые сильные раны получила она в Отечественную войну 1812года. Башня получила свое название от, церкви стоящей рядом с этим местом. Церковь называется Во имя Всемилостевейшего Спаса. Сейчас в ней располагается Центральная районная библиотека.
Далее мы переходим к Советской площади. Спускаясь к ней мы идем по Старой Смоленской дороге. По бывшей улице Московской. По ней входили в город воины Перновского полка.
Обратите внимание на Троицкий собор — памятник русского каменного зодчества. Судьба главного городского храма мало чем отличается от судьбы вяземской крепости. Он так же пострадал от ожесточенных боев 1812 года.
Раньше Советская площадь носила название Торговая.
Во время боя за Вязьму 22 октября(3ноября) основные события произошли на Торговой площади города. Около 5 часов вечера генерал М.А.Милорадович отдал приказ о штурме. В Вязьму вступили две основных колонны: с севера-востока 26 пехотная дивизия под командованием генерал-лейтенанта И.Ф.Паскевича и с юго-востока 11 пехотная под командованием генерал-лейтенанта П.Л.Чоглокова. Клещи атакующих дивизий окончательно соединились на торговой площади, закипел ожесточённый бой, в ходе которого французы стали поспешно отступать к Семлёву. Бой закончился уже в сумерках. Вяземское сражение-это яркая страница в истории Отечественной войны. Впервые в ходе компании русская армия одержала бесспорную победу над численно превосходящем врагом, после Вязьмы организованное отступление врага превращается в его паническое бегство из России.
Эти события нашли отражение в картине «Сражение при Вязьме 22 октября». Написана она была известным баварским художником баталистом Петером Гессом (1792-1855 гг.) в Мюнхене, где создавались и остальные 11 полотен, посвященные основным сражениям кампании 1812 г. «Сражение при Вязьме» входило в число 8 крупноформатных композиций, которые должны были быть выполнены в 1840-1847 гг., т.е. в течение срока, оговоренного контрактом с русским правительством. К концу срока было готово только 5 картин, в том числе «Сражение при Вязьме» написанная в 1842 г.(показать карточку с изображенной картиной «Сражение при Вязьме и сказать, что ее копию можно будет увидеть в музее)
На данной картине изображен разгар сражения за Вязьму, а точнее атаку Перновского полка 11 пехотной дивизии. Время действия - приблизительно 6 часов вечера, до конца сражения остается один час.
В правом углу на переднем плане полотна мы видим в беспорядке отступающих солдат и перевернутые телеги, фуры, нагруженные разным добром. Французский гусар на лошади указывает рукой направление пути отступления, т.е. на Смоленский мост.
На развалинах здания кипит рукопашный бой. Французский офицер заслонился рукой от русского штыка. Правого плеча его не видно, но на левом плече у него эполет с бахромой. Эполеты с бахромой только на левом плече носили младшие офицеры.
Потери несут обе противоборствующие группы, падают убитые и раненые.
В центре картины ведут бой нижние чины 1-го егерского полка 11 пехотной дивизии генерала Чоглокова. На это указывает номер 1 на патронной суме, киверные белые репейки с темно-зеленой серединой, зеленые погоны. Цифра 11 на погонах - это номер дивизии. Но погоны на шинелях во всех воинских частях русской армии в то время были без изображений. Шифровка имелась только на мундирных погонах.
На переднем плане в левом углу бой ведут партизаны. Один из них, в красной рубахе, расправляется с неприятелем, другой, в армяке и с топором в руке, устремился вперед. На него с мольбой смотрит раненый француз, на плечо его накинут светлый плащ, а красные шевроны в виде угольников на левом рукаве его мундира свидетельствуют о длительной службе (не менее 15 лет).
Рядом с партизанами идут в атаку солдаты гренадерского взвода, о чем говорят красные ренейки на киверах. Свернутые шинели, подобно солдатским скаткам, надеты поверх сюртуков. Во время войны иногда прибегали к такому нарушению формы одежды, стремясь таким образом хоть как-то защититься от ранений.
С развернутыми знаменами и барабанами, сомкнутыми колоннами на площадь входят все новые части. Они еще не вступили в бой и видны блестящие штыки поднятых ружей, которые на плечах несут пехотинцы.
На великолепном белом коне, засунув правую руку за мундир, за боем наблюдает генерал Милорадович. Рядом, осаживая своего рыжего скакуна, с саблей наголо, отдает распоряжения обер-офицеру, по всей видимости, генерал-майор Чоглоков. Перед ним без головного убора, в расстегнутом мундире стоит пленный французский офицер. Возможно, он ранен и еле стоит на ногах, поддерживаемый солдатами.
На заднем плане, возле горящего дома, идет ожесточенный бой, французы дорого продавали каждый шаг своего отступления.
Вся площадь окутана дымом от стрельбы и от полыхающих зданий. Вдалеке видны Ямская и Входоиерусалимская церкви. Часть французской армии уже успела переправиться через реку и плотной массой заполнила Смоленскую улицу. Остальная часть устремилась к пока еще не подожженному Смоленскому мосту, пытаясь как можно быстрее покинуть город.
Изображая усталые лица солдат, неописуемый беспорядок и панику «Великой армию», Гесс очень точно смог передать смятение духа неприятеля и то моральное воздействие, которое оказало на него Вяземское сражение. Глядя на эту картину, можно твердо говорить о том, что армия Нанолеона терпит полное поражение.
Вяземское сражение ускорило падение дисциплины и моральное разложение армии Наполеона. «В Вязьме, - писал генерал Ермолов, - в последний раз мы видели неприятельские войска, победами своими вселявшие ужас и в самих нас уважение. На другой день не было войск, ни к чему не служила опытность генералов, исчезло повиновение солдат».
В Вязьме русские воины ужаснулись состоянию пленных французов. Собранные на центральной площади города, оборванные, почерневшие, забывшие о только что проигранном сражении, они с жадностью делили мясо павших лошадей, тут же, над огнем догорающих пожарищ, жарили и поедали его. Гибель наполеоновской армии становилась неизбежной. Была разгромлена конница, дохли лошади и неприятель стал бросать по дороге обозы с награбленной в Москве добычей.
Следующим объектом показа является памятник воинам Перновского полка.
В столетний юбилей отечественной войны 4 ноября 1912 года в Вязьме на главной площади города Торговой (ныне Советская), был открыт памятник воинам Перновского полка. Построенный по проекту скульптора Матвеева памятник представляет собой 2 вертикальных цилиндра, соединенных кубом, с завершающей фигурой двуглавого орла с поднятыми крыльями. При штурме города отличились Перновский, Белозерский, Кексгольмский и 5 егерский полки.
Перновский и Белозерский полки первыми ворвались в город, на площадях и улицах которого разгорелся жестокий рукопашный бой. Участник штурма города, русский офицер и впоследствии известный писатель Ф.Н.Глинка, писал: «Перновский пехотный полк, впереди всех стоящих, с распущенными знаменами и барабанным боем первым врывается в город, очистив по трупам неприятельским путь другим». Французы оказывали упорное сопротивление, которое объяснялось тем, что в Вязьме имелись еще определенные запасы продовольствия, были устроены артиллерийские склады, госпитали. Кроме того, весь город был загроможден обозами и сбившимися в кучу воинскими частями, которым необходимо было дать время переправится через единственно уцелевший мост. Чтобы попытаться остановить штурмующие город русские войска французы подожгли город. На пути продвижения Перновского полка французы, чтобы усилить пожар и общую неразбериху, подожгли стоящие на улице зарядные и патронные ящики, которые через некоторое время начали взрываться. Генерал Чоглоков приказал перновцам под шквальным огнем, который вел противник из зданий, накрыть их намоченными в снегу шинелями и тем самым остановить пламя.
Вяземское сражение произвело большое впечатление на Ф.И. Глинку, который так написал о нем в своих записках: «Со временем благородное дворянство и граждане Вязьмы, конечно, почувствуют цену этого великого подвига и воздадут должную благодарность освободителю их города. Пусть поставят они на том самом поле, где было сражение, хотя не многоценный, но только могущий противиться временам памятник, и украсят его, по примеру древних, простой, но все объясняющей надписью: «От признательности благородного дворян сословия и граждан Вязьмы начальствовавшему авангардом генералу от инфантерии Милорадовичу за то, что он с 30-ю тыс.россиян, разбив 50-тысячное войско неприятельское, исторгнул из рук его горящий город их, потушил пожары и возвратил его обрадованному Отечеству и утешенным гражданам в достопамятный день, 23 октября 1812 года». Как видим, слова известного писателя оказались пророческими, и ровно через 100 лет в Вязьме будут возведены два памятника в честь великих и героических событий 1812 г.
Перновский полк в Вяземском сражении потерял 139 человек.
Первоначально памятник находился в другом месте (приблизительно там, где сейчас находится памятник В.И.Ленину, только еще ближе к дороге). В 1920-е годы чугунный орел был сброшен, а колонна памятника использовалась в качестве постамента для разных памятников советского периода. Только в 1962 году памятник приобрел прежний вид и был установлен около Богородицкой церкви, у стен которой произошел главный бой.
Обратите внимание на Богородцкую церковь. Она расположена на левом берегу реки Вязьмы.
На ее месте ранее располагалась древняя шатровая церковь во имя Рождества Богородицы. Ныне существующая церковь была построена на средства прихожан в 1727-1728 годах в стиле барокко. Рядом с храмом с северо-восточной стороны построили кирпичную колокольню. Широкая трапезная, примыкающая к центральной части с запада, была отстроена позднее в 1782-1785 годах и имела два придела – в честь св.Иоанна Богослова. При церкви находилось две часовни и школа грамоты. В августе 1812 года, перед тем как город был занят французами, священник Петр Кирилловский с прихожанами спрятал у стен храма сундуки с церковной утварью, обозами, богословскими книгами. После изгнания французов имущество было откопано и возвращено в сильно пострадавший от пожара храм. Пожар случился, когда при отступлении русской армии был зажжен Смоленский мост, чтобы задержать французов. От моста загорелись деревянные торговые лавки, дом священника и церковь.
Также в непосредственной близости от церкви развернулось кровопролитное сражение, ставшее кульминацией штурма города 22 октября 1812 года.
Пострадавшее здание церкви восстановилось с частичной переделкой трапезной. В 1911-1912 годах в связи с празднованием 100-летноего юбилея Отечественной войны 1812 года, на средства купца Рогожина в храме были проведены большие ремонтные работы.
Решение сделать Богородицкую церковь храмом-памятником было принято в 1912 году Комитетом по увековечению памятников Отечественной войны 1812 года и согласно с духовным начальством. В настоящее время в здании церкви расположен Вяземский краеведческий музей.
Как и любые яркие и трагические страницы в истории России, события Отечественной войны 1812 года нашли свое отражение в народном фольклоре. Многие факты превратились в легенды и сказания, которые живы до сих пор.
Богородицкий крест (записано в 1987 г. со слов жителя г.Вязьмы Корнеева Сергея Сергеевича 1912 г.р.)
Когда французы захватили Вязьму и двинулись дальше на Москву, в городе остался вражеский гарнизон. Французы бесчинствовали и оскорбляли местное население. Почти всегда они ходили по городу пьяные. В один из дней пьяная толпа французских солдат собралась у Богородицкой церкви. Они решили ободрать золото в креста храма. Согнали местное население и пытались заставить кого-нибудь сделать это. Но никто даже под угрозами не согласился на такой греховный поступок. Тогда один французский солдат сам решил взобраться и соскрести золото с креста. Но когда он уже почти добрался до вершины купола, то оступился и упал вниз, сразу же испустив дух. Так Пресвятая Богородица наказала осквернителей.
Хотелось бы обратить внимание на упоминании в сказании о постоянном пьянстве французов. Эти сведения содержатся и в других преданиях. Все дело в том, что многие богатые вяземские купцы и дворяне прятали свое имущество, в том числе вина и водку, в тайниках, которые французы без труда находили. Вот что писал в своих дневниках главный хирург наполеоновской армии Ларей «Вскоре мы достигли Вязьмы, довольно значительного города, служившего посредником в торговле между двумя половинами России. Здесь имелись обширные склады масла, водки, мыла, сахара… солдатам удалось добыть из погреба уже пылавших домов муку, сахар, водку и немного кофе». Отдельные французские офицеры в своих донесениях и письмах называют Вязьму «городом шнапса»
Но самая известная всем жителям Вязьмы с детства легенда связана с Семлевским озером. Но мало кто знает что первая попытка (неудачная, как и все последующие) поднять со дна якобы сброшенные туда Наполеоном сокровища Московского Кремля была предпринята еще в 1834г.силами местных помещиков.
Далее мы переходим к Верстовому столбу. Несколько лет назад к очередному празднованию Дня города был открыт этот небольшой памятный знак. На нем, как и было принято раньше, отмечены цифрами сколько вёрст от Вязьмы до Москвы и до Смоленска. Вёрстовой столб — это ещё одно напоминание вязьмичам, что вся история Вязьмы неразрывно связана с двумя этими древними русскими городами. Рядом с верстовым столбом находится панно — Старая Смоленская дорога. Схематично на этом панно отмечены некоторые населённые пункты Вяземского района, вошедшие в историю — это Семлёво, где якобы по приказу Наполеона в 1812 году была затоплена часть богатой добычи московского Кремля, деревня Поляново, где в 1635 году был заключён мир с Польшей, деревня Фёдоровское, возле которой в 1812 году началось Вяземское сражение, деревня Царёво-Займище, известная ещё с 17 века, именно в Царёво-Займище принял командование русской армией в 1812 году М.И. Кутузов. Несколько веков по этой дороге с востока на запад двигались обозы купцов, шли паломники и богомольцы, а с запада на восток по этой дороге неоднократно двигались войска захватчиков, ехали иностранные послы, купцы и путешественники. Старая Смоленская дорога, проходящая прямо через город Вязьму — это напоминание о славной и героической истории Смоленской земли.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев