Пела… Причем не строем на первомайских демонстрациях, а тихо под гитару – в студенческих общагах, на прокуренных интеллигентских кухнях, в городских дворах и на сценах сельских клубов... Пели их даже в космосе, как утверждали «космонавты и мечтатели»...
Уверен, что народ, которому слегка «за сорок», прекрасно их помнит и любит до сих пор... Да и слова их знает наизусть, порой даже не догадываясь, кто их написал.
Несколько ностальгических строчек навскидку, и – здравствуй, юность!
«Льет ли теплый дождь, падает ли снег – я в подъезде против дома твоего стою...», «Ты мне вчера сказала, что позвонишь сегодня, но не назвав мне часа, сказала только: ‟Жди”», «Говорят, что некрасиво, некрасиво, некрасиво отбивать девчонок у друзей своих...», «На качелях ты опять со мной! Дай мне слово быть моей весной!», «Я бы взял твои ладони, к ним губами прикоснулся, несмотря на дождик проливной...».
И вдруг – монастырь! Или не вдруг?
... Сегодня достаточно хорошо известно об этой удивительной, хотя и невероятно драматичной судьбе поэта Гаджикасимова – в первой половине своей жизни и монаха Силуана, затем схииеромонаха Симона – во второй... Любой Интернет-поисковик за секунду выдаст десяток ссылок по этому поводу. Пересказывать их нет смысла. А вот разобраться бы в человеческих мотивах и тайнах внутренней нравственной, духовной работы, которая изменила жизнь вполне светского человека, развернув его к Богу. Всем сердцем и мыслями. Не суетно, не корыстно, не для того, чтобы нечто заполучить или от чего-то защититься, избежать, уйти...
Ведь очень часто именно отчаяние ведет человека в храм. Жизненная катастрофа. Болезнь, в конце концов...
Но это не про Гаджикасимова. Он слыл «баловнем судьбы». Еще бы – в 17 лет, с первого раза он блистательно поступает в Литинститут имени Горького, главную кузницу литературных кадров страны. Столь же блистательно его заканчивает, прослыв будущим светилом советской поэзии. Светило тут же занимает достойный кабинет заведующего отделом концертов по заявкам Всесоюзного радио. Старт – лучше просто некуда! «Концерт по заявкам» – самая популярная программа советских радио- и телеэфиров. Онегин, которого богемная тусовка тут же нарекла Онегом, сколачивает вокруг себя круг молодых талантливых композиторов и исполнителей. В первых рядах – еще неизвестные никому композитор Давид Тухманов, певец Валерий Ободзинский, певец и композитор Полад Бюль-Бюль оглы, чуть позже – Юрий Антонов... Славная компания, не так ли?! Кстати, о компании. Гаджикасимов всегда был её душой.
... Он был одержим «шлягероманией», хотя слова «шлягер», тем более «хит», тогда мы еще не знали. Популярные песни – так это называлось. В основе каждой были добрые, чистые, романтические стихи. О юности, верности, любви... Гаджикасимову в этом не было равных. А потому с ним стремились сотрудничать лучшие композиторы страны – Арно Бабаджанян, Александр Зацепин, тот же Давид Тухманов! Их «Восточная песня» не только закрепила славу молодого композитора, но и вывела на орбиту небывалой популярности Валерия Ободзинского. Певца, несомненно, легендарного, но с невероятно трагической судьбой.
Популярные песни – так это называлось. В основе каждой были романтические стихи
Собственно, песни на слова Онегина Гаджикасимова пели все самые популярные певцы 1960‒1970-х: Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Евгений Мартынов, Валентина Толкунова, Аида Ведищева, начинающая Алла Пугачева. Упоминавшиеся уже Полад Бюль-Бюль оглы и Юрий Антонов. Практически все ВИА (вокально-инструментальные ансамбли) – от «Веселых ребят» до «Синей птицы». Тиражи пластинок с его песнями росли, как грибы после летнего дождя, неоднократно воспетого нашим героем. К концу 1970-х они достигли абсолютного рекорда в СССР – почти 16 миллионов дисков! В очередях за ними люди выстаивали часами! ...
Но было у него и другое... Постоянная готовность оказать безотказную и безвозмездную помощь любому, кто в ней нуждался. Родным, близким, друзьям, друзьям друзей, людям и вовсе незнакомым, но нуждающимся... Много ли вы знаете таких «добрых самаритян» в нашей нынешней безумной жизни?
Давай взаймы ближнему во время нужды его и сам в свое время возвращай ближнему (Сир. 29, 2).Тогда он еще не знал этих слов библейской мудрости, но они в нем произрастали, готовя душу его к вере. А друзья говорили: «Широка душа у Онега, восточная!». Хотя сам Гаджикасимов... Считал себя православным.
Не по вере, а все по той же душе. Загадочной, а потому непредсказуемой. Коллеги воспринимали это как не совсем удачную шутку. Если бы считал себя просто русским – это еще куда не шло! Да и речь у него была изумительно чистая, без специфического восточного акцента. К тому же он коммунист, да при должности, а «опиумом для народа» балуется! Нехорошо как-то…
...В 1985 году он внезапно исчезает из столицы. Друзья и близкие в панике сбываются с ног, обзванивают все морги и отделения милиции. Тщетно.
Через неделю он сам является домой, сжигает все записи своих песен, поэтические архивы, телефонные книжки и объявляет, что намерен креститься, принять постриг и уйти в монастырь. Навсегда.
Жена в отчаянии бросает ему вслед: «Как мне жаль тебя!» И в ответ слышит: «Это мне вас жаль...». Вы ничего не поняли...
Рушилась целая вселенная! Эпоха. Пускай несовершенная и не всегда справедливая, но по-своему светлая, добрая, мирная... Как и его песни, рожденные мирной жизнью и воспевавшие надежду на её процветание. Наивно? Возможно, но люди это чувствовали и становились лучше, добрее...
Страна рушилась, идеалы угасали, как свечи на ветру, ненависть сковывала души, и дышать становилось все трудней...
Его песни затерялись во времени, превратившись в затухающее необратимое эхо... А люди? Они пели уже другие песни, чуждые ему. Песни ненависти...
Потому он и ушел. Сказав родным на прощанье: «Ушел...».
И спасаться, и спасать
Спасать тех, кого любил. Молитвой, словом, участием… Ведь 1980-е переломили через колено многих. Тот же Валерий Ободзинский «переквалифицировался» в дворники и спился... Давид Тухманов к концу 1980-х как композитор «замолчал», а затем и вовсе убыл в Германию. Полад Бюль-Бюль оглы, забросив пение и сочинительство, ушел в политику, став министром культуры еще советского Азербайджана...
Как бы то ни было, но вдруг нахлынувшее одиночество требовало духовного просветления. Возможно, к этому подтолкнула цитата из любимого им Рэя Брэдбери: «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их».
Эту книгу он так и не прочел, хотя она давно пылилась на его книжных полках.
Библию он буквально вобрал, впитал в себя. За три дня и три ночи... А затем ослеп. Вскоре зрение вернулось, но, как он сам говорил, – когда внешнее зрение было потеряно, открылось внутреннее...
Он прозрел!
И была молитва: «Господи, я прихожу к Тебе во имя Иисуса Христа. Ты видишь сердце мое. Оно пленено духом уныния. Я признаюсь Тебе, что согрешил, когда допустил этот нечистый дух в свое сердце. Я не могу, Боже, сам избавиться от него. Очисти меня, Боже. Освяти Духом Своим...».
Ну, а дальше – крещение. В сельской церквушке где-то на границе с Белоруссией.
А в году 1988-м уже бывший поэт-песенник становится послушником Оптиной Пустыни, одной из главных православных святынь...
Сохранилось, пожалуй, единственное письмо, написанное в свою прежнюю жизнь уже иноком Афанасием: «...Вот и истекли три месяца со дня моего появления в Богоизбранной Оптине. Месяц стояния суточного на вратах, месяц отдохновения и еще один месяц различных послушаний. Хорошо, что еще до монастыря начал готовиться – не спать ночью, ограничивать себя в еде, все теперь пригодилось. Службы здесь длительные, монастырские, поначалу сложно. Я только-только сейчас начинаю, кажется, что-то понимать, что-то нащупывать».
К тому времени он уже расстался со всем, что связывало его с бренным миром, а все свои немалые сбережения пожертвовал монастырю.
В год крушения СССР инок Афанасий был пострижен в монашество с именем Силуан. Это имя невероятно быстро распространилось среди людей верующих. Внимавшие его проповедям утверждают, что никогда не слышали, чтобы кто-то так же восторженно и вдохновенно говорил о Боге! И столько в его словах было любви и милосердия, что все приходящие к нему и просящие о помощи истинно укреплялись в вере.
Увы, в результате конфликта монах Силуан был вынужден покинуть Оптину... Что послужило мотивом ухода из Оптиной, мы не знаем – это ведомо Одному лишь Богу, устраивающему все во благо человеку…
Благополучие... Как разительно отличалось схииеромонахом понимание его сущности от понимания благополучия в жизни прежней... Он никогда никому не говорил о своей былой поэтической и музыкальной карьере. И, похоже, сожалел, что этим занимался – за деньги и чрезвычайно успешно. Считал такое «благополучие» чуть ли не греховным, во всяком случае, пустой тратой времени. Ему было стыдно за песни, за рестораны, за деньги, заработанные таким образом... Он изгнал свое прошлое из памяти и души. Даже подписывался – «Гекасимов», словно Онегина Гаджикасимова и не было никогда.
А был постаревший, не очень здоровый, но светлый и радостный, одетый с чужого плеча монах, поселившийся где-то в подмосковной глуши. Люди, тянувшиеся к Слову Божьему, проложили и туда тропу, которая становилась все шире и шире...
Со временем он стал иеромонахом. При вхождении в Великую схиму был наречен именем – Симон. Что значит...Услышанный
Он ушел 30 июня 2002 года. Болезнь была тяжелая и неизлечимая. Да он и не лечился. Говорил, что на все воля Божия, и ее никто не вправе менять. Но в последние дни сами прихожане отвезли его в больницу. Последними, кто был восхищен и просветлен этим человеком, оказались врачи. Говорят, смерть не наложила на его лик свою печать, на его устах светилась улыбка...
Валерий Майкут
сценарист, режиссер документального кино.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 26