Фильтр
Все темы0 комментариев
25 раз поделились
122 класса
- Класс!2
- Класс!93
01:18
- Класс!73
1 комментарий
71 раз поделились
290 классов
- Класс!36
- Класс!50
- Класс!115
- Класс!758
добавлена вчера в 19:49
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) Даты 20 апреля - переходящая
С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ БРАТИЯ И СЕСТРЫ!
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Вследствие этого и сам праздник называется «Похвала Пресвятой Богородице»; данное название используется уже в древнерусских летописях.Считается, что Акафист Богородице появился после 626 года, когда Константинополь осаждали персы. Во время осады народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город, а патриарх Сергий носил на руках своих икону Пресвятой Богородицы[1] по городским стенам. После чудесного избавления города и было составлено данное песнопение, прославляющее Богородицу.
При этом основой Акафиста был кондак Благовещению, который состоял из 24 икосов; считается, что патриарх Сергий Константинопольский добавил в каждый икос через один по 12 херетизмов в каждый (херетизмы – воззвания «Радуйся…» (греч. «хэре»), являющиеся отличительной чертой Акафиста). Сам же кондак появился столетием раньше и был, возможно, составлен преп. Романом Сладкопевцем. После же добавления «херетизмов» кондак Благовещению превратился в песнопение нового жанра – Акафист (само слово «акафист» означает «неседальный», то есть молебное пение, совершаемое стоя).
Впоследствии в VIII веке во время очередного спасения Константинополя (возможно, после осады арабами) появился кондак «Взбранной Воеводе…», который изначально был независимым песнопением, однако потом вошел в состав Акафиста. Таким образом, в VIII веке Акафист приобрел свой современный вид.
Праздник Похвалы Богородицы в 5-ю субботу Великого поста возник в IX веке и впервые упоминается уже в Типиконе Великой церкви; в уставах монастырских (Студийском и его редакциях) на этот праздник полагается пение Акафиста Богородице. Есть объяснение, что закрепление Акафиста за 5-й субботой поста произошло уже после того, как в четверг стали совершать службу Великого канона. Обе службы объединяет их историческая связь с Константинополем: служба Великого канона связана с памятью о землетрясении, Акафист – с избавлением от персов. Получается, служба Великого канона как бы «притянула» к себе службу Акафиста, так что в итоге образовалась 5-я седмица – условная «седмица Константинополя».
Примечание
[1] Согласно афонскому преданию, это была икона Богородицы Акафистная Дионисиатская (Мироточивая). (В статье С. Снессоревой, посвященной празднику Похвалы Богородицы говорится о том, что патриарх Сергий носил на своих руках икону Богородицы Влахернскую).
0 комментариев
17 раз поделились
36 классов
- Класс!1
добавлена вчера в 10:09
- Класс!66
добавлена вчера в 07:30
- Класс!29
добавлена 18 апреля в 15:29
- Класс!26
добавлена 17 апреля в 21:46
- Класс!11
добавлена 17 апреля в 20:18
- Класс!10
добавлена 17 апреля в 19:02
01:34
- Класс!9
добавлена 17 апреля в 14:52
- Класс!121
добавлена 17 апреля в 12:50
1 комментарий
20 раз поделились
259 классов
- Класс!4
добавлена 17 апреля в 08:02
- Класс!34
добавлена 16 апреля в 22:35
- Класс!9
добавлена 16 апреля в 21:01
- Класс!4
добавлена 16 апреля в 19:03
02:34
- Класс!6
загрузка
Показать ещёНапишите, что Вы ищете, и мы постараемся это найти!
Нет комментариев