26 декабря 1869 года родился российский инженер-энергетик Генрих Графтио, строитель первых советских ГЭС.
ГРАФ СОВЕТСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ
Генрих Графтио — человек, покорявший реки, стальные магистрали и электричество
На одном из старейших некрополей Санкт-Петербурга — Большеохтинском кладбище — есть скромное захоронение, где покоится человек, отвечавший за энергетику нашей страны до середины XX в. В его честь названы улицы и посёлки, установлены мемориальные доски. Мы знаем о нём всё и при этом не знаем ничего... О нём в 1979 году был снят фильм «Инженер Графтио». В основе сюжета – история строительства первой крупной гидроэлектростанции в России, на Волхове. А в первых кадрах картины Анатолий Папанов, сыгравший Графтио, появляется в фуражке с железнодорожной эмблемой. Генрих Графтио родился 14 декабря 1869 года в Динабурге – так тогда назывался Даугавпилс. Его отец Осип Графтио, потомок голландских дворян, был железнодорожным техником. Он изобрёл несколько приборов, которые использовались на линиях и даже были отмечены медалями международных выставок. Как же он хотел, чтобы его сын тоже стал творческим человеком, получил хорошее образование и работал на железной дороге! Так и вышло. Сначала Генрих окончил физико-математический факультет университета в Одессе, потом в Петербурге институт Корпуса инженеров путей сообщения. Тема его диплома была неординарна – «Электрификация железной дороги». Тогда это казалось далёким будущим. Да, в 1895 году американцы пустили первый поезд на электротяге, но в России в то время ещё жгли лучины в домах. Стажировка Графтио проходила за границей: США, Швейцария, Италия… Молодой инженер поучаствовал в испытаниях первого французского электровоза. Итогом работы стали статьи в специальных журналах, доклады на научных конференциях. Первую грузовую электрифицированную железную дорогу Российская империя предполагала построить в Силезии от Ченстохова до Гербов – 18 км. В 1899 году её проектирование было поручено Генриху Графтио. Инженер обстоятельно рассмотрел несколько принципов тяги. В том числе даже кажущийся нам сегодня странным аккумуляторный принцип. На основе исследований Графтио сделал вывод: трёхфазный переменный ток и асинхронные тяговые двигатели – самый надёжный и экономичный вариант. Ведь он предусматривал передачу тока без преобразователей. Проект получил одобрение. Но воплотился всего-навсего в доклады. Такой же была судьба следующего проекта – пассажирской линии Бахчисарай – Ялта. Расчёты убеждали – поезд на электротяге легко преодолеет подъёмы. Но для строительства дороги не удалось выкупить дорогие крымские земельные участки. Мечта о поездах так или иначе воплощалась в разных вариациях. Например, Графтио разработал проект сооружения наземного «железнодорожного метрополитена» от Балтийского вокзала до железнодорожной станции Удельная. А в 1907 году инженер спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге. 29 сентября открылся маршрут протяжённостью чуть более двух километров, от Адмиралтейской площади по Конногвардейскому бульвару, затем через Николаевский мост на Васильевский остров и дальше по 8-й линии до Большого проспекта. Примечательно, что первый трамвай вёл сам Генрих Осипович. И когда стали спрашивать, а кто вагоновожатый, по толпе прошелестело: «Какой-то граф Тио…».
Кстати, второй раз (и этот эпизод отражён в советском фильме 1979 г. «Инженер Графтио» с Анатолием Папановым в главной роли) его фамилия сыграла с ним аналогичную шутку перед началом строительства Волховской ГЭС, когда местные жители удивлялись, что какой-то граф Тио открывает им митинг. Тот год он запомнил ещё и благодаря другому событию. Осенью Графтио впервые вошёл в аудиторию Политехнического института как преподаватель. Он впервые в России читал курс «Электрификация железных дорог». В вузе Графтио проработал 41 год – до конца своих дней. В 1911 году Генриха Осиповича обнадёжило начало электрификации пригородных линий от Петербурга до Ораниенбаума и Гатчины. Инженер обосновал: для такого рода перевозок оптимален постоянный ток. Он создал проект Волховской ГЭС, которая дала бы ток первым в России электричкам, а заодно уж и всей столице. Но началась война, положение на фронтах усугублялось – было совсем не до дачных поездов. Надо заметить, что Графтио был абсолютно аполитичен, до революции не участвовал ни в каких сходках и митингах и к 1917 году подошёл с репутацией человека, совершенно не интересующегося политикой. По иронии судьбы, именно политические события изменят его судьбу. Приход к власти большевиков поначалу не обнадёжил Генриха Осиповича. Тем не менее он написал письмо «гражданину Ленину», в котором рассуждал о необходимости электричества и для железных дорог, и для России в целом. Графтио было уже почти 50 лет, когда его вызвали в Совнарком и предложили заняться реализацией давней мечты: постройкой ГЭС. Интересно, что Генрих Осипович поначалу отказался. Ведь если проект, который был готов ещё до 1910 года, не был осуществлён до 1914 года, то как его реализовать в условиях гражданской войны? Изменить решение его уговорила супруга.
«За спиной каждого великого мужчины стоит великая женщина» — гласит английская пословица. Жену и музу Графтио звали Антонина Адамовна, но Генрих Осипович всегда называл её Тоней. Неизвестно, где они познакомились (возможно, это случилось на одной из его публичных лекций) и где и когда венчались (называют и 1907, и 1912 годы.). Злые языки поговаривали, что без Антонины Адамовны не принималось ни одно решение, а объекты сдавались либо в день её рождения 22 декабря, либо в день бракосочетания 19 декабря. Началась работа над легендарным планом электрификации России – ГОЭЛРО. В нём Генрих Осипович, как член комиссии, готовил разделы, связанные с переводом на электротягу железнодорожных магистралей основных направлений, определял будущую себестоимость перевозок различных грузов на отдельных дорогах, подсчитывал капитальные затраты на электрификацию и ожидаемую экономию эксплуатационных расходов в зависимости от плотности движения. Попутно создавался научный труд, подводивший технико-экономическую базу под будущие преобразования.
В 1921 году Графтио стал руководителем строительства той самой Волховской ГЭС. Она требовалась петроградскому железнодорожному узлу. Электростанция дала ток.
«Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность?» — писал Герберт Уэллс и… ошибался. Немалая заслуга принадлежит именно Генриху Графтио с его одержимостью идеей, исполнительностью, пунктуальностью и отношением к делу. Он говорил: «Качество должно иметь только один сорт — первый, и гидроэлектростанция должна стоять также незыблемо как египетские пирамиды». И ведь стоит же сих пор, бесперебойно служат людям!
И Волховская, и Нижне-Свирская, заработавшая на полную мощность почти на 10 лет позже, получившая имя Графтио. В 1926 году ученики Графтио пустили первую в СССР электричку – в Баку. В начале 30-х закончилась начатая им электрификация железнодорожного пригорода Ленинграда. Настала новая эра в жизни дорог, и он дал ей старт. В Ленинграде и Перми появились улицы имени Графтио, были установлены мемориальные доски. В Молдавии и Казахстане были посёлки, названные в честь человека, «зарядившего» страну. Графтио курировал сооружение первых ГЭС и линий электропередачи, был главным инспектором по строительству гидростанций. В 1932 году его избрали академиком. Наследие учёного – 48 крупных научных работ. Большинство из них обосновывают электрификацию железных дорог в России, дают фундаментальные понятия об устройстве электровозов. И, конечно, именно благодаря лекциям Генриха Графтио многие из студентов выбрали железнодорожное ремесло делом всей своей жизни.
По материалам лекции Н. Б. Риктер и газеты "Гудок"
Волховская ГЭС И Свирская мне очень близки по роду духа! Вот прямо скажу, по этим местам ,не скрою ностальгия посещает! Река с поэтическим названием -СВИРЬ моя, удивительно ты хороша! На берегу Свири расположен город, где Пётр-1 строил ладьи , в честь этого и назван Лодейное Поле! А Поле, жил купец Манин, так и вырос город с названием Лодейное Поле!!!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2