Обсуждая в этой поэме XIX век, Блок пишет следующее:
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалоб и проклятий
Бескровных душ и слабых тел!
С тобой пришли чуме на смену
Нейрастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций,
И малодейственных умов,
И дарований половинных
(Так справедливей — пополам!),
Век не салонов, а гостиных,
Не Рекамье, — а просто дам…
Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла!).
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела…
А человек? — Он жил безвольно:
Не он — машины, города,
«Жизнь» так бескровно и безбольно
Пытала дух, как никогда…
Но тот, кто двигал, управляя
Марионетками всех стран, —
Тот знал, что делал, насылая
Гуманистический туман…
Уже в процитированном отрывке (а я поэму «Возмездие» обсуждал под разными ракурсами много раз), во-первых, на очень высоком накале и с большой сдержанностью говорится о том главном, что не хотят обсуждать любители разного рода актуализаций.
Не вообще человек, а именно
«беспечный человек»… Согласитесь, очень точная характеристика текущего состояния человечества.
Беспечный человек, брошенный в особый мрак без звезд. Вспомним, что у Данте качество мрака определялось наличием или отсутствием звезд, а Мандельштам говорил, что твердь кишит червями и ни одна звезда не говорит, явно адресуя к стихотворению «Выхожу один я на дорогу», где «звезда с звездою говорит».
Человек, живущий безвольно, подчиненный машинам и городам. Человек, чей дух подвергается особым пыткам, именуемым безбольными. Но при этом особо страшными.
Ну и, наконец, главное — человек, не существующий сам по себе, ибо есть
«тот, кто ведал, управляя марионетками всех стран». И он главный. Притом что его присутствие отвергается.
Насылает он гуманистический туман или какой другой — это уже второстепенно, что понимать под гуманизмом. Если то, что говорилось в XIX столетии разного рода маниловыми от философии, то это и впрямь туман.
А, во-вторых, в этом же отрывке с презрением сказано о том, что считается актуальным, об этом самом «меню». Причем так сказано, как будто не XIX век обсуждается, а XXI.
«Век буржуазного богатства», «растущего незримо зла», «зреющие темные дела», «век умозрительных понятий», «малых дел» и так далее.
Дальше Блок переходит к XX веку и говорит опять о том же.
Двадцатый век… Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
Пожары дымные заката
(Пророчества о нашем дне),
Кометы грозной и хвостатой
Ужасный призрак в вышине,
Безжалостный конец Мессины
(Стихийных сил не превозмочь),
И неустанный рев машины,
Кующей гибель день и ночь,
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлет аэроплана
В пустыню неизвестных сфер…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне…
И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
Что ж человек? — За ревом стали,
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
Открылись взору твоему?
О чем — машин немолчный скрежет?
Зачем — пропеллер, воя, режет
Туман холодный — и пустой?
Во-первых, вновь фигурирует тот, кто ведал, управляя марионетками всех стран. Теперь о нем говорится
«еще чернее и огромней тень Люциферова крыла».
Во-вторых, говорится о неустанном гуле машин, кующем гибель день и ночь. Теперь бы сказали о тихой работе компьютера, с помощью которого кто-то кует цифровое общество.
В-третьих, сознание страшного обмана всех вер, включая коммунистическую.
В-четвертых, назревающий апокалипсис (в случае Блока все еще малый), который сулит «черная земная кровь», напополам с сознанием всяческих обманов.
А, в-пятых, главное, вновь вопрос: «Что ж человек?» Что ему открылось, зачем все на свете, если ничего не открылось?
Казалось бы, обсуждать надо только это. Но именно это и не хотят обсуждать. И тут я вновь возвращаюсь к вопросу о гуманизме. Если речь идет о сладких философских соплях по поводу несомненного человеческого величия, то это и впрямь туман. Человек — это самый жестокий зверь на планете, зверь, не сравнимый по жестокости даже с саблезубым тигром. Потому что убивает он не для того только, чтобы есть, а просто так, в неограниченных количествах. Это ведь факт! И в отличие от любых зверей, он совершенствует орудия убийства. Саблезубый тигр имел огромные клыки и был чудовищным хищником. Но он эти клыки не совершенствовал. А человек все время изобретает новые клыки — ядерные, лазерные, термоядерные, вирусологические и так далее.
Значит, в итоге, если не произойдет одного-единственного, о чем старательно умалчивают, человек уничтожит жизнь на планете Земля полностью за счет своих негативных качеств.
А то единственное, что этому противостоит, это возвышение человека, оно же создание Человека с большой буквы, оно же восхождение человека и так далее.
Если во главу угла не поставлена эта цель, то человек так или иначе уничтожит жизнь на планете и самого себя. Он изобретет нужные способы, впадая в специфическое отчаяние по поводу отсутствия этого самого восхождения.
Есть ли у человека судьба?
Я убежден, что есть. И мне лично эта самая судьба (а также долг и другое) вменила защищать Сталина на программе «Суд времени». Притом что Сталин расстрелял моего деда, дворянина, отвоевавшего Первую мировую в качестве артиллеристского офицера и воевавшего в Гражданскую на стороне большевиков, как и большая часть царского офицерства.
Что касается меня лично, то никакой симпатии у меня не вызывали тот брежневизм, с которым я столкнулся, и его номенклатурные представители. Да, среди этих представителей было много очень порядочных людей, способных заниматься достаточно эффективной управленческой деятельностью. Но помимо этих людей были и другие. И именно они оседлали процесс так называемой перестройки и пришли к власти по ее окончанию. Ярчайший пример — Гейдар Алиев. Но он ли один?
Но личное отношение к тем или иным фигурам — это одно, а судьба и долг — другое. Защищая Сталина и весь совокупный советизм, я спрашивал себя: «А обвинители-то где выросли и кто их предки? Они-то пережили ту горечь, которую пережили моя мать и моя бабушка? Или сначала их предки творили нечто крайне проблематичное, а потом потомки, осуждая предков, творят все то же самое?»
Однако все эти непростые вопрошания никоим образом не исчерпывали как тогдашних моих представлений о судьбе и долге, так и моих сегодняшних представлений, которые, по сути, ничем не отличаются от прежних.
Я и тогда, и сейчас знаю, что, во-первых, коммунисты все-таки имели на вооружении концепцию нового человека, то есть человеческого восхождения, создания человека с большой буквы и так далее. Да, они отодвинули ее на периферию, да, они в нее не слишком верили, но она еще была.
Во-вторых, сам факт существования коммунистической системы говорил о том, что у человечества есть альтернативные возможности исторического движения, и поэтому история не кончилась. А также, что внутри этого исторического движения можно воскресить за счет обновления коммунистической идеологии идею нового человека, можно наполнить эту идею содержанием и буквально спасти этим человечество от того самоуничтожения, которое без всего вышеперечисленного гарантировано.
Я неоднократно обращал внимание читателя на то, что папа Римский Иоанн Павел II был самым умным из понтификов XX века, и что, люто ненавидя коммунизм как общей, так и специфически польской ненавистью, он признал, что на обломках коммунизма построена цивилизация смерти.
Я спрашиваю читателя: «Неужели не понятно, каким отчаянием наполнено это утверждение христианина, руководящего огромной конфессией? Неужели из одного этого нельзя сделать выводы о степени мрачности посткоммунистической ситуации? И неужели, если эти выводы сделаны, нельзя мобилизоваться для борьбы, понимая, как именно твои потомки будут жить в том, что именуется ими цивилизацией смерти? Цивилизация смерти — это даже не обычный декларируемый фашизм, это нечто похуже. Это нацизм оккультный, гностический, благословляющий смерть, купающийся в ней и так далее».
Театр «На досках» сейчас являет собой нечто убедительно-восходящее. Много новых спектаклей, много пьес, написанных и поставленных мною, много молодых талантливых актеров и актрис, и, наконец, много зрителей. Я после каждого спектакля (а спектаклей этих много) пытаюсь так или иначе поговорить на эту тему со зрителями, которые, просмотрев спектакли, длящиеся подчас больше трех часов без перерыва, остаются на обсуждение и готовы участвовать в этих обсуждениях глубоко за полночь.
Нет комментариев