Профессионализм и забота: Ольга Тропина в мире логопедии
✅ В честь 100-летия Здвинского района мы продолжаем вас знакомить с его жителями.
Ольга Тропина – логопед с большим сердцем и профессиональным подходом во всех делах. Ее история – это пример целеустремленности, преданности своему делу и безграничной любви к детям.
Ольга Николаевна родилась в Новосибирске, но выросла в деревне. Когда ей было четыре года, семья переехала в деревню Широкая Курья. Её родители Лидия Петровна и Николай Иванович Усольцевы участвовали в программе переселения городских жителей в сельскую местность, известной как «25-тысячники».
Причиной переезда стало здоровье отца: врачи посоветовали сменить городской климат на сельский. «Через три года мы перебрались в Чулым, а затем маму перевели в Здвинск», — рассказывает Ольга Николаевна.
Ее родители были трудолюбивыми людьми старой закалки и с детства прививали детям трудолюбие, ответственность, дисциплину и стремление к развитию.
— В 1941 году, когда началась война, отцу было 10 лет. Он вместе с подростками стал помогать взрослым, работая на баркасе на рыбном промысле, убирал урожай в поле. А по осени, сопровождая подводы вместе с женщинами деревни, отвозил продукты в Купино, которые потом эшелонами оправляли на фронт.
Родители Ольги Николаевны не были связаны с педагогикой, но после 10 класса она решила встать на этот путь. На её выбор повлияли учителя, которые вдохновили своим профессионализмом и знаниями.
— У меня были грамотные учителя старой закалки, высокой культуры: Ольга Яковлевна Реука, Анна Васильевна Пивнова, Валентина Петровна Голосенко, Раиса Евдокимовна Снесарь и другие. Они повлияли на выбор моей профессии.
Девушка сначала увлеклась историей, потом переключилась на биологию, которая была близка к медицине, всегда её манящей. Она подала документы на биологический факультет, но судьба распорядилась иначе. На каникулах мама предложила ей попробовать себя в роли воспитателя в новом детском саду «Светлячок». Так Ольга Николаевна связала свою жизнь с дошкольным образованием.
Сначала она работала воспитателем и одновременно училась в Новосибирском педагогическом институте на факультете дошкольного образования. На третьем курсе начала изучать логопедию, заинтересовавшись этой специальностью из-за её связи с медициной и возможности помогать детям с речевыми проблемами.
— В детстве у меня тоже были проблемы с произношением звука «р». Мама приложила немало усилий, и я справилась с этой проблемой.
После института ей предложили работу логопеда в детском саду. Здесь пригодились знания, полученные в институте.
— Спустя время начальник отдела образования Николай Игнатьевич Данилко предложил мне очное обучение на логопеда в Москве. Я посоветовалась с семьей и отправилась в столицу. Этот год стал для меня незабываемым. Учеба захватила меня полностью. Лекции вели профессора, авторы книг и методик по которым мы работаем до сих пор.
На потоке было несколько групп: учились логопеды, олигофренопедагоги, сурдологи и тифлопедагоги из разных уголков нашей страны. Каждый занимался по своей специализации. И вот конец учебы, экзамены, защита...
— Когда всем вручили дипломы, преподаватели попросили москвичей остаться, а остальных попрощаться. Меня окликнули: «Ольга Николаевна, куда вы?». Узнав, что я не из Москвы, удивились, ведь все это время думали, что я москвичка, — с улыбкой рассказывает логопед.
С багажом необходимых знаний Ольга Николаевна вернулась домой и сразу начала применять их на практике. Индивидуальный подход, внимание к деталям и умение находить корни проблем помогли ей добиться значительных успехов в коррекции речевых дефектов.
Каждый ребенок уникален, и работа с ним требует индивидуального подхода. Логопед помогает не только детям, у которых проблемы с одним звуком, например, «р», но и тем, у кого нарушено произношение одной или нескольких групп звуков. Скорость постановки звука варьируется: у одних детей это происходит быстро, у других — дольше.
Бывают случаи, которые требуют особого внимания. В детский сад приходят дети, у которых наблюдается позднее развитие речи - ребёнку 4-5 лет, а он практически не разговаривает.
Логопед подчеркивает важность комплексного подхода, объединяющего усилия и пристального внимания узких специалистов: дефектологов, психологов, неврологов, психиатров. Раннее вмешательство играет ключевую роль в достижении наилучших результатов в развитии детей.
У некоторых воспитанников физиологически все в порядке, и какое-то количество занятий с логопедом достаточно, чтобы они начали произносить звук правильно. Однако есть дети с особенностями, и им требуются специальные упражнения, логопедический массаж или даже оперативное вмешательство для исправления речи.
Логопеды работают с детьми, у которых не только нарушено звукопроизношение, но и наблюдается задержка психического развития, общее недоразвитие речи, аутизм, ринолалия, алалия, дизартрия, заикание. Важно, чтобы родители вовремя заметили проблему и начали действовать, чтобы исправить ситуацию.
Ольга Николаевна подчеркнула, что дети с рождения учатся нашей речи, внимательно наблюдая за произношением взрослых. Если ребенок с самого начала слышал неправильную речь, он усваивает ее буквально. Некоторые родители сознательно искажают слова, сюсюкая с ребенком, и это в дальнейшем отражается на его речи.
В детском саду «Светлячок» комбинированного вида больше 20 лет работает логопедическая группа, где Ольга Николаевна со своими коллегами занимается с детьми, которые имеют разные речевые проблемы. После обследования составляется индивидуальная программа занятий для каждого ребёнка на весь учебный год.
Достижение положительных результатов коррекции речи дошкольников возможно при слаженной работе воспитателей группы, психолога, физкультурного работника, музыкального руководителя и конечно, непосредственного участия родителей.
Также на базе детского сада работает Консультационный пункт. Каждую неделю Ольга Николаевна и другие специалисты ждут родителей с детьми с проблемами в развитии. Специалисты ищут причину проблемы, проводят обследование и дают соответствующие рекомендации.
— Самая интересная работа — с неговорящими детьми. Наверное, мне это нравится больше всего. Когда ребенок не говорит, но его глаза горят, и он хочет сказать обо всем! И у него огромное желание выразить это словами. Но может только показать. Речь нельзя запустить с помощью таблеток или физиотерапий. Максимум, что делают все эти воздействия – они готовят мозг ребенка к занятиям с логопедом и психологом. Существует комплекс занятий, который предусматривает развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов семьи, частей тела и лица, употребление звукоподражаний, относящихся к домашним и диким животным и т. д.
Есть и непростые случаи. По мнению Ольги Николаевны, специалиста с многолетним опытом работы, взаимодействие с детьми-аутистами является одной из наиболее сложных задач. Об аутизме в России заговорили около 20 лет назад, однако проблема остается актуальной до сих пор и требует особого подхода.
— Эти дети живут в своем собственном мире, словно в коконе, — рассказывает специалист. — Без должной помощи и поддержки ребенок рискует остаться изолированным от социума. Ему необходимо освоить навыки коммуникации.
За почти 40-летний стаж работы логопедом у Ольги Николаевны были интересные, запоминающиеся случаи. Вот один из них, который произвел на нее неизгладимое впечатление.
— Мне привезли мальчика пяти лет из деревни, который говорил только «куда - куда» с разной интонацией. Ответственные родители были заинтересованы и в течение двух лет возили сына в любое время года на занятия. Они занимались и выполняли все рекомендации, и у него было большое желание заговорить. Если мальчик видел, что кто-то из детей на доске написал не ту букву, то даже сидеть не мог, соскакивал и показывал, что неправильно написано. Он понимал абсолютно все, хотя был младше тех детей. Он заговорил, пошел в школу и сейчас успешно учится, — с улыбкой вспоминает Ольга Николаевна.
Родителям детей с дефектом речи логопед советует сразу обратиться к специалисту. Не надо слушать советы о том, что «само пройдет», «скоро заговорит» и что «я тоже долго не разговаривала». Режим и частота занятий должны быть систематическими. Родители должны выполнять все рекомендации логопеда.
— Если родители нам помогают — результат всегда есть. Если на ребенке поставить крест и не заниматься с ним, он так и останется со своей проблемой один на один.
Одной из проблем в задержке развития ребёнка – дошкольника является избыточное использование гаджетов, которое наносит вред развитию речи малыша. Слишком ранний и частый контакт с экраном может привести к задержке речи, так как в таком возрасте ребёнок больше нуждается в живом общении, а не в пассивном восприятии контента. В чём проявляются негативные последствия? Дети не учатся воспринимать информацию на слух, не развиваются словарь, логическое мышление и воображение, снижается мотивация к разговорам.
Ольга Николаевна со своими коллегами успешно применяет метод проектов в своей практике.
— Это очень интересное направление. Мы ведём эту работу много лет. В этом учебном году мы реализуем уже третий педагогический проект. Он посвящён краеведческому материалу: мы с детьми изучаем историю, культуру, природу родного края, знакомим с жизнью известных людей нашего села, района и области. В каждом проекте задействованы разные виды работ, которые способствуют новым знаниям, развитию ребенка, обогащению его речи, воспитанию патриотических чувств.
За годы работы Ольга Николаевна не раз получала награды за свои профессиональные достижения. Самым значимым событием для нее стала победа в областном конкурсе логопедов-дефектологов. Это была заслуженная награда за многолетний кропотливый труд педагога. Ольга Николаевна имеет звание Почётного работника сферы образования Российской Федерации.
Родители выражают благодарность Ольге Николаевне за ее работу с детьми и восстановление их речи. Это бесценно — услышать, как твой ребенок избавился от речевого дефекта и говорит правильно. Логопед детсада «Светлячок» — настоящий профессионал, который помог многим детям Здвинского района преодолеть речевые трудности.
В юбилейный год Ольга Николаевна пожелала родному краю процветания. Возвращения всех наших защитников домой целыми и невредимыми. Строительства новых дорог и жилья для молодых специалистов, а также открытия новых предприятий. Это создаст новые рабочие места, а детсады и школы будут наполнены детворой. Пусть у нашего района будет светлое будущее.
Фото из семейного архива Ольги Николаевны Тропиной
#людитруда_selskytr, #людитруда
#логопед_selskytr
#дошкольноеобразование_selskytr