РАДЧЕНКО (ЗАХАРОВА) ЗОЯ ПЕТРОВНА (1922-2003 гг.).
Уроженка деревни Верхнеуйка. В РККА – по вольному найму с июля 1941 года. Старшина медицинской службы, палатная медсестра 308 эвакуационного госпиталя 1 Дальневосточного фронта.
Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»
Зоя Петровна Радченко (Захарова) родилась в 1922 году в деревне Верхнеуйка Новоуйского сельского совета. В школу пошла поздно, в 9 или 10 лет. В её деревне школы не было, и учиться надо было идти в Короленку, а затем и ещё дальше – в Кукарку. После учебы поступила в Тарскую школу медсестер.
В 1940 году по распределению 18-летняя Зоя вместе с подругой Марией Соковиной (по мужу Романовской) была направлена на работу в город Тобольск Тюменской области. Окончила учебное заведение с отличием, ей даже предлагали поступить в медицинский институт по собеседованию, без вступительных экзаменов. О том, что у неё диплом с отличием я узнала 13 февраля 2009 года, уже после смерти Зои Петровны, когда разбирала её документы. Диплом был обернут газетой, и когда я развернула её, увидела красный диплом. Какая скромность!
В Тобольске Зоя Петровна работала патронажной детской медсестрой. На фронт она пошла по вольному найму, вслед за призванной военкоматом подругой в впервые же дни войны. Везли девчат в одном вагоне до распределительного пункта, а затем их разлучили: Марию Фёдоровну Соковину отправили на запад, а Зою Петровну – на восток. Вагон не был приспособлен для перевозки людей, так называемый «телятник». Через неделю девчата стали роптать и пошли к начальнику поезда. Дали им другой вагон, где можно было и помыться, и постирать, и по-человечески сходить в туалет. Добирались до места службы около месяца.
На Дальнем Востоке Зоя была распределена в эвакогоспиталь №308. Войну закончила в звании старшины медицинской службы, поменяла несколько должностей: была и палатной, и операционной медсестрой.Поблажек для девчат никто не делал. Построения и учения – каждый день, устройство винтовки и стрельба из неё – также, как и передвижение по-пластунски и марш-броски. Запачкавшуюся одежду и шинель нужно было вовремя отчистить от грязи. Строем ходили в столовую и возвращались из неё. Времени на обед отводилось мало, не всегда даже успевали всё съесть, хлеб рассовывали в рукава и карманы, а если ловили на этом – наказывали. В 1943 году медперсонал госпиталя перевели на вольнонаемный труд. Стали платить деньги, многие обзавелись своими огородами, но питаться в основном продолжали в столовой.
Для госпиталя так же сажали и заготавливали овощи, квасили капусту, даже зеленые капустные листья промывали в воде и хранили в глубоких траншеях. Ничего не пропадало. На Дальнем Востоке хорошо росли арбузы, дыни и сливы.
В восточных госпиталях долечивали раненых, поступивших с западного фронта. Когда объявили войну с Японией, стали поступать раненые уже отсюда. Работы прибавилось, порой по несколько суток медики не выходили из госпиталя. Однажды, отработав двое суток за операционным столом, Зоя Петровна пришла в общежитие, выпила из банки фасолевый суп и легла отдохнуть. Через несколько часов объявили «воздушную тревогу». Японцы бомбили железнодорожный вокзал. Ничего этого Зоя Петровна не слышала, она мертвецким сном проспала авианалет. Прибежали девчонки из бомбоубежища и, увидев её спящейна кровати, ужаснулись, ведь в любой момент бомба могла попасть и в общежитие.
25 августа 1945 года начальник 308 эвакогоспиталя подполковник медицинской службы Смирнов написал наградной лист на представление Зои Петровны к медали «За боевые заслуги»: «Очень ответственная палатная медсестра, обладает умелым подходом к раненым, пользуется их любовью. Во время боевых действий работала не покладая рук, честно и преданно. Достойна медали…». Ровно через месяц приказом № 140 по войскам 1 Дальневосточного фронта Зоя Петровна была награждена.
С будущим мужем познакомилась здесь же, в госпитале. Поступил к ним старшина роты автоматчиков Яков Иванович Радченко с приступом аппендицита, осложненным перитонитом. Лечили его долго, около месяца. Разговаривал он на украинском языке. Стал ухаживать за Зоей. Что бы чаще её видеть, он делал ложные вызовы, говоря: «Попэрэк пэче, попэрэк пэче», что значит – поперёк печёт. Отвадил всех её женихов, приносил букеты полевых цветов, подкармливал, чем мог. (Некоторых медсестер списывали из-за истощения и отправляли домой. Питание было скудное). На танцах во всеуслышание объявил, что эта белокурая медсестра будет его женой. Так и завоевал её сердце.
Командир дивизии зарегистрировал их брак и выделил молодоженам отдельную двухквартирную палатку, во второй половине которой поселилась ещё одна фронтовая семья. В конце ноября 1945 года у четы Радченко родился сын Станислав.
После увольнения из армии молодые решили ехать на родину Якова Ивановича. Уж очень хотелось Зое Петровне увидеть деревья, на которых растут яблоки и груши. Ехали долго, деньги кончились быстро, стали менять одежду на продукты. За буханку хлеба отдавали простынь. Чем ближе подъезжали к Украине – тем больше была разруха. Встретились с родственниками, отец Якова рассказал, что мама погибла от немецкой пули. В их доме был фашистский штаб, жители села ушли в лес, а мама вспомнила, что забыла взять жакетку с вешалки и вернулась домой. Тут её и застрелили.
Все жили в одной хате: две сестры, брат и отец. Было холодно и голодно. Яблони немцы спилили на дрова. Работы в послевоенной Украине не было, перебивались однодневными ЗАРАБОТКА МИ.
Через некоторое время Радченко решились уехать в Сибирь. Добрались до Екатерининского на последнем теплоходе, сняли угол на ночлег. Яков Иванович за «угол» снял с себя гимнастерку в уплату. Стал искать попутчиков в Верхнеуйку. Никого не было. Нанял лошадь с санями, и тронулись в путь. В дороге он заболел, температура полезла под 40 градусов, начал бредить. Приехали в деревню, а ему совсем плохо. Тесть повез его в Седельниково, в больницу. Оказался у Якова Ивановича сыпной тиф. Когда ночевали в Екатерининском не знали, что вся хозяйская семья переболела тифом. И Якову осталась заразная вошь.
Зою Петровну приняли на работу заведующей Новоуйским ФАПом от Седельниковской больницы. Медикаментов не было, кроме магнезии. Голова болит – магнезия, живот болит – тоже. В основном принимала роды. Ходила пешком, редко кто подвозил на лошади. В 1948 году у неё родился второй сын – Николай. Назвала именем погибшего друга, которого провожала в армию ещё до войны.
Через некоторое время Зою Радченко приняли на работу в санэпидемстанцию села Седельниково и дали квартиру. Перевезли на новое место семью на быках. Конечно, взяли с собой и родителей. В первые годы работа была очень трудной. Посылали в деревни, где были вспышки дифтерии, скарлатины и других опасных заболеваний. Делали подворные обходы, измеряли температуру, выявляли заболевших. Неделями жили на выезде, все переходы – только пешком.
У Зои Петровны был брат – Александр. Прошел всю войну. Был ранен в голову, лечился в госпитале города Омска. Однажды на прогулке он встретил земляка Максима Федоровича Корбута и сказал, что его в ближайшее время комиссуют, договорились о встрече. А на следующий день он… умер. Потом в семью пришла бумага из госпиталя, в которой было написано, что Захаров Александр Петрович умер от множественных гнойников головного мозга и похоронен в братской могиле госпиталя.
Младшая сестра, Раиса Петровна, окончив педучилище, работала в Васильевке, Баклянке, в Кейзесском детском доме. Затем с семьей уехала в Новокузнецк.
В 1954 году у Зои Петровны родился третий сын Валерий.
Штрихи к портрету:
– Зоя Петровна Радченко после демобилизации и до выхода на пенсию работала лаборантом райбольницы и санэпидемстанции. Знал я её с 1960 года, когда приехал в Седельниковский район по распределению. Радченко была подготовленным, ответственным и дисциплинированным специалистом. От её скрупулезной работы зависело многое: если результат лабораторного исследования положительный (обнаружены болезнетворные микробы), то задача перед оперативной группой стоит одна, а если нет – то другая. И делала она эту работу четко. Я бы сказал, по-военному. Видимо, сказывался опыт службы во фронтовом госпитале.
В связи с текучестью кадров периодически приходили на работу в баклабораторию новые врачи и лаборанты. И всегда Зоя Петровна каждого (особенно в первое время) ненавязчиво наставляла, делилась своим бесценным опытом. Такие труженики, как Зоя Петровна, без суеты, шума и пустых разговоров выполняли необходимую обществу работу.
Анатолий МЕЛЕШКО, главный государственный санитарный врач Седельниковского района с 1960 по 2003 год.
Комментарии 1