Пока мы помним — живы мы
Пару лет назад Президент говорил с нами, журналистами, в Хатыни. Эти колокола заставляют думать о важном — ценности человеческой жизни, ценности мира. По всей белорусской земле эти напоминания. А рядом потомки проигравших сторонников Третьего рейха уже вовсю реализуют план повторной фашизации Европы. Европейцев снова приучают к нацистским символам, запущена программа геноцида исторической памяти и деградации собственных наций.
СКАЗАНО
— Мы стараемся делать все, чтобы наши дети помнили, что этой Победой мы крепко связаны со своими всеми народами, русским народом, всеми народами бывшего Советского Союза. Нам это нельзя потерять. Потому что вместе мы не просто мощная, мы — мощнейшая сила. И нас никогда не победить. Великая Победа священна. Правда о Великой Отечественной войне — наш щит. Держать его в своих руках — большая честь и ответственность. И нам надо об этом помнить.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на международном патриотическом форуме Союзного государства «Великое наследие — общее будущее», Волгоград, 29 апреля 2025 года.
Не лагерь, а… «остров спасения»
Многие годы идет борьба против празднования Дня Победы. В Прибалтийских странах памятники жертвам и героям Великой Отечественной войны давно снесены, а тех, кто осмеливается почтить память этих людей, сажают в тюрьму за… «антигосударственную деятельность».
Да и жертв, говорят они сегодня, было не так уж и много… Всего пару примеров. Концлагерь Ясеновац в Хорватии (тогда верном союзнике Третьего рейха). Лагерь называют самым страшным местом Второй мировой. Там редко использовали пули — узников убивали ножами, топорами, молотками, кувалдами. На Нюрнбергском процессе озвучена чудовищная цифра — в Ясеноваце убито 700 тысяч сербов, евреев, цыган. В суверенной Хорватии историки уверяют: погибло «всего-то» 100 тысяч человек. Их режиссеры заявляют, что и не лагерь это вовсе, а «остров спасения», где людей спасали от… партизан. Другой кинодел говорил, что казней почти не было и люди умирали сами. В 1942‑м среди надзирателей прошли «соревнования» по скорости убийства узников. Победил 25‑летний лейтенант, зарезавший 1360 человек подряд.
«Уценка» количества жертв почти вдвое произошла и в Польше. Лагерь Штуттгофе существовал всю Вторую мировую. Гестапо начало строить его уже 2 сентября 1939 года, на следующий день после вторжения в Польшу. 9 мая 1945‑го людей освободила Красная армия. Нынче польские исследователи утверждают: убито 63 — 65 тысяч человек.
Если спросить у американцев, французов, англичан, немцев, что они знают, скажем, про Красный Берег? Лагерь называют детской Хатынью. Здесь собирали детей, чтобы их кровью кормить убийц вермахта. Европейцы и западники ничего не знают об этом и десятках других страшных мест. Если бы знали — плакали. Понимали бы, почему мы так отчаянно боремся за историческую память, почему с заглавной буквы пишем слова Великая Победа, Великая Отечественная, Герои, Родина. Если бы знали, не закрывали бы глаза на тех, кто носит знаки подразделений СС, оскверняет памятники, устраивает геноцид исторической правды.
А сколько преступлений всего за несколько лет вскрыла Генеральная прокуратура, расследуя ужасающие факты геноцида белорусского народа? Говорят свидетели, рассекреченные архивы, кадры военной хроники, без цензуры, публикации советских газет, найденные останки истерзанных людей. Истребляли семьями. Почти в каждой яме дети… Но даже мертвыми люди говорят. Расследование уголовного дела продолжается.
Умирали с оружием в руках. Чтобы не повторилось
Мы приходим сюда, чтобы не повторилось страшное прошлое, говорил наш Президент у монумента Победы год назад: «…кровавый смерч самой страшной в истории войны был остановлен жертвенным подвигом советских людей. Этот факт навечно закреплен на руинах Рейхстага и в акте о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Германская военная машина разбилась о беспримерные героизм и мужество наших отцов, дедов и прадедов. Долгих четыре года на фронте и в тылу ковалась Великая Победа. На борьбу с врагом встал и стар и мал. Заплатив за свободу миллионами жизней своих сыновей и дочерей, наша большая Родина — Советский Союз — спасла тогда человечество от порабощения, а отдельные народы — от полного истребления».
«Приходите к памятникам, к Вечному огню, тихо и спокойно, без всякой организованности, можно без цветов. Помните и кланяйтесь тем, кто подарил нам свободу, если мы не хотим воевать», — сказал тогда Президент.
…Недавно в Риге монумент воинам Советской армии заменили на аттракцион. Чтобы люди, многие годы приходившие отдать дань уважения освободителям Латвии, перестали нести цветы. Чтобы начали забывать.
Я тоже была свидетелем преступления — против общей истории трех народов. Два года назад на границе Беларуси, России и Латвии латвийские власти публично расправились над монументом «Курган Дружбы». В июле 1959‑го воевавшие в этих краях белорусские, русские и латышские партизаны и подпольщики решили, что именно здесь, на стыке границ трех братских республик, будет место памяти Героев, боевой дружбы, скрепленной кровью в годы войны…
И вот теперь это тяжкое злодеяние против исторической правды, которое, я считаю, страшнее даже терроризма и которому должна быть дана соответствующая правовая оценка.
Нам, белорусам, дико смотреть на массовый снос военных мемориалов, осквернение памяти тех, кто не задумываясь жизни свои за нас всех отдавал. Даже мертвые не выпускали из рук оружие, напомнил слова генерала Василия Чуйкова Президент на недавнем международном патриотическом форуме Союзного государства «Великое наследие — общее будущее» в Сталинграде. Городе, где начался отсчет времени, приближающего победный май. Тысячи павших Героев, и каждый понимал, что решается судьба человечества и ход мировой истории.
«Мы все с вами кланяемся Героям, которые смогли выдержать смертоносный удар, встать во весь рост и отбросить озверевшего врага, погнав его до Берлина, — сказал наш Президент. — Конечно, мы не забываем про помощь союзников. Но давайте честно: союзники присоединились, когда наш солдат хребет сломал фашистскому зверю. Тысячи уроженцев всего Советского Союза, в том числе и Беларуси, защищали Сталинград».
Это наши общие Герои. Все белорусы об этом знают, и мы знаем, что победу под Сталинградом одержал весь наш советский народ, напомнил Александр Григорьевич.
Они — это мы
Как-то журналистская работа привела меня в школьный музей, в итоге появилась серия публикаций и видеоматериалов. В этих архивах столько всего о трагедии, подвигах наших людей. Например, ученики Каменецкой школы показали мне место расстрела людей в Прусковском лесу. Там захоронены останки почти 300 человек.
Благодаря другому школьному музею я узнала о расстреле 146 человек за деревней Подлесье-Радваничское, месте массового расстрела в урочище Плянта (рядом с поселком Мухавец Брестского района). Только в октябре — ноябре 1942‑го фашисты убили там 126 человек, детей бросали в яму живыми… А сколько документальных свидетельств хранят школы. «От души благодарю вас за внимание к тем, кто отдал свои жизни за вашу счастливую жизнь… Вы делаете благородную работу по увековечению памяти тех, кто защищал нашу Великую Родину», — писал школьникам Федор Цибенко из Херсонской области. Писал ребятам про свой первый бой. Про то, как за год ему присвоили три звания. Про окружение под Харьковом, ранение, плен и знакомство там с легендарным генералом-героем Дмитрием Карбышевым (руководил строительством фортов Брестской крепости, в плену не стал сотрудничать с фашистами, был до смерти замучен в концлагере в феврале 1945‑го). Про три попытки побега и четвертую удачную…
После войны Федор Цибенко работал в школе, возил деток по местам боев. Это письмо пришло в конце 1974 года, заканчивается оно так: «Дорогие ребята! Не забывайте, что будущее принадлежит вам. Вам стоять на страже Родины».
Вот еще: «В 1941‑м мы шли на фронт, воевать серьезно, не на жизнь, а на смерть биться с гитлеровскими головорезами. И в боях наши сердца принадлежали Родине, народу, ради будущих поколений…» Часто в этих письмах ученикам люди говорили о Родине… Со всего бывшего СССР летели в сельскую Мухавецкую школу также просьбы помочь найти хоть какие-то сведения о родных… Учителя и дети делают великое дело. Школьные музеи — это не просто стенды, папки, реквизиты, это хранители истории, которой мы гордимся.
Там, в Сталинграде, говоря о том, «почему мы так уцепились за эту память», Президент подвел, как по мне, к главному: ведь они, наши победители, миллионы погибших, — это мы. «И что если вдруг — нам надо сражаться за свою землю, за свои семьи, за своих детей так, как сражались они. Не жалея ни жизни, ничего, что у нас есть».
СКАЗАНО
— Как только забудем путь к Хатыни, Сталинграду, Брестской крепости, все вернется снова, мгновенно, даже не заметим.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на международном патриотическом форуме Союзного государства «Великое наследие — общее будущее», Волгоград, 29 апреля 2025 года.
Мы будем помнить и гордиться
А рядом, в соседних «демократиях», картина другая. Детей с ранних лет учат ненавидеть, делить людей, нации на хороших и плохих, достойных и недостойных, народы назначают врагами. С детства приучают к мысли о неизбежности кровавой войны, учат убивать. В той же Польше в школах вводится новый предмет — военное дело. То, что раньше преподавалось факультативно и лишь кое-где, теперь будет везде и в обязательном порядке. Следом разработают систему всеобщей обязательной военной подготовки — для всех граждан.
Военная пропаганда подогревается и немецкими СМИ, где рекламируют курсы военной подготовки для гражданских: стрелять и убивать можно научиться всего за три недели. Власти Берлина снова хотят запретить 8 и 9 мая флаги СССР, Беларуси и России. Подобный запрет действует несколько лет. Ожесточенные споры ведутся также по поводу участия наших и российских дипломатов в памятных мероприятиях. Например, глава города Торгау пообещал отдать распоряжение охране не допускать российского посла на праздничную церемонию, если потребуется, то и силой. Это вызвало критику со стороны влиятельных партий. «Альтернатива для Германии» считает вопиющим цинизмом запрет на участие в торжественных мероприятиях представителей стран, которые являются правопреемницами Советского Союза. Другая партия — «Альянс Сары Вагенкнехт» — тоже заявила, что белорусские и российские дипломаты должны занимать на торжествах по случаю 80‑летия Победы самые почетные места.
Вот еще из последних новостей. Польша проводит мероприятия, приуроченные к освобождению Красной армией узников Освенцима, без нашего участия. В немецких медиа уверяют, будто этот концлагерь освободили (додуматься же!) американские войска… Все ради того же — заставить забыть правду и взрастить новые смыслы.
В отдельные головы опасные идеи уже проникли, закрепляются. «Специалисты» заговорили о хороших фашистах и плохих красноармейцах, подпольщиках и партизанах. Вопросы, видите ли, появились к Героям и символам Победы. Да и вообще, о том, как на самом деле было, известно, мол, только западным «знатокам», они учат весь мир псевдообъективности. Те, кто реализует страшный план — повторной фашизации Европы, на лжи строят свою «независимость». О Конституцию вытирают ноги. Для них жизни людей — разменная монета… Представляете, насколько уже нездорово современное общество в ЕС и насколько близко к возрождению нацизма!
…Пару лет назад я разговаривала с известным литовским писателем и журналистом Римантасом Грейчусом. Тогда он специально приезжал в Беларусь, чтобы выговориться. В конце разговора привел очень точную фразу из своего рассказа: «Одни вырастают созидателями, другие — разрушителями. Беда, если разрушители оказываются во власти».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3