За час рейда мы остановили около десяти нарушителей. У всех были отговорки: спешу, я только единственный раз, обычно не нарушаю. Причем все они слышали о том, как год назад здесь произошел трагический случай. Молодой мужчина в наушниках пересекал на пешеходном переходе пути, работали звуковая и световая сигнализации, но он был погружен в себя, и… грузовой поезд просто снес его. Шокирующие кадры момента трагедии сняли камеры видеонаблюдения предприятия, на котором он работал. Наталья Ровнейко говорит, что, изучая факты травмирования людей в наушниках, она пришла к выводу:
— Наш мозг на две-три секунды полностью сосредоточен только на слухе, когда идет переключение от одной композиции на другую. Человек как будто перестает видеть, потому что в ушах более сильный раздражитель. Кажется, что такое две-три секунды? А кому-то они стоят жизни.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Посудневский, первый заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности управления Белорусской железной дороги:
— У каждого сезона свои факторы, которые влияют на печальную статистику непроизводственного травматизма. Весна — время повышенной активности дачников, летом встает вопрос о пересечении железнодорожных путей на средствах малой мобильности, осенью и зимой из-за погоды снижается восприятие сигналов поезда, ухудшается видимость.
По каждому эпизоду травмирования уточняются обстоятельства: правильно ли действовали наши работники, как сработала техника, что говорят очевидцы — материалы передаются в Следственный комитет, прокуратуру, МВД. В зону внимания попадает участок, где произошло ЧП: обсуждается, какими дополнительными техническими средствами, информационными табличками его оснастить, где усилить профилактическую, рейдовую работу.
В столице случаи травмирования на объектах железной дороги не так часты — в большей степени пути ограждены, сформированы безопасные проходы для людей: мосты, путепроводы, пешеходные тоннели. Самые опасные участки — прилегающие к Минску. Пассажиропоток большой, люди едут на работу, учебу из близлежащих населенных пунктов, минчане выезжают за город. Самая распространенная причина травмирования проста: человек доехал до остановочного пункта, а до дачного кооператива или деревни еще километр — и он идет по шпалам.
Каждый четвертый несчастный случай в 2024‑м произошел в местах, которые предназначены для перехода железнодорожных путей, и обусловлен банальной спешкой, невнимательностью. Есть напряженные участки, где составы следуют один за другим. Допустим, человек опаздывает — все его внимание сосредоточено на прибывающем поезде, переходит через пути на нужную платформу и в этот момент попадает под приближающийся с другой стороны состав. Обращаюсь к пассажирам: приходите на посадку за 10 — 15 минут, спокойно выйдите на нужную платформу, посмотрите, куда прибывает поезд. Спешка может стоить жизни.
Есть ситуации, когда человек переходит двухпутный участок: пропустил прибывающий поезд, успокоился, а в это время идет поезд по второму пути. Машинист не видит, человек не видит — вот и несчастный случай. Ну и, конечно, одна из серьезных проблем — это пьяные у железной дороги.

КОМПЕТЕНТНО
Виталий Якубовский, заместитель начальника управления общественной безопасности на объектах транспорта МВД:
— Железная дорога — источник повышенной опасности. Уже с начала 2025 года 18 несчастных случаев, 11 из них со смертельным исходом. И во всех фактах — нарушение личных мер безопасности. Поэтому сегодня мы идем к тому, чтобы на уровне правовых актов закрепить конкретные запретительные нормы, которые сейчас носят рекомендательный характер. К примеру, запретить использовать наушники на объектах железной дороги, а также переезжать железнодорожные пути на велосипедах и прочих средствах персональной мобильности — только вести в руках, запретить переходить пути перед приближающимся поездом.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
«Я в рубашке родилась!»
В четверг на железнодорожном вокзале в Орше была травмирована девушка. К счастью, после обследования в больнице ее отпустили домой. Придя в себя, Анастасия согласилась пообщаться с журналистом:
— Испытала сильнейший шок! Это было страшно… Очень часто езжу на поездах, электричках, но не думала, что со мной может что-то случиться. Мне ведь всего 23 — хочется жить! Я вышла из электрички, шла к вокзалу по пешеходному переходу, пересекая несколько путей. В ушах любимая музыка. Не посмотрела по сторонам, витала в своих мыслях. Ступаю на пути — и тут слева от меня слышу сильнейший гудок. Не представляю, что пережил в этот момент машинист... Спасибо ему, он быстро среагировал. Я отшатнулась назад, но поезд все-таки зацепил и отбросил на платформу. Упала на правый бок. Ко мне сразу подоспели работники железной дороги, милиция, медики… Синяки, ушибы — это все мелочи, главное — жива. Вот это урок — на всю жизнь! Насколько внимательным нужно быть в таких местах, смотреть по сторонам. И к черту наушники! Рассказала маме — она плакала… Я точно в рубашке родилась. Чудо просто!
Кстати, когда дозванивалась Анастасии, услышала рингтон на ее телефоне — популярная у молодежи песня Мари Краймбрери «Мне так повезло». Рассказываю девушке об этом, она в ответ:
— На моем мобильном мелодия меняется каждый день. Но сегодняшняя в точку — мне так повезло!
Мобильный — в карман, наушники — в сумку

Белорусская железная дорога назвала распространенные причины травмирования людей
Среди наиболее частых причин травм на железной дороге — нахождение людей на путях в неустановленном месте, неожиданное появление на путях, нахождение в пьяном виде. У молодежи это разговоры по мобильному телефону, использование наушников, игнорирование звуковой и световой сигнализаций, хождение и переход через пути в неустановленных местах, а также попытки сделать селфи перед прибывающим поездом.

Счастливого пути
3,3 миллиона рублей БЖД направила на техпереустройство в прошлом году для снижения непроизводственного травматизма
Ограждение опасных участков, строительство пешеходных переходов разных уровней, установка систем сигнализации, предупреждающих о приближении поезда, информационных табличек, плакатов — такие меры принимаются, чтобы исключить несчастные случаи. Например, в 2024‑м возле станций Брест-Восточный и Жлобин ограждено 680 метров опасных участков.
Автор: Наталья Остапчук
Нет комментариев