Он родился в богатой семье евреев. Его отец Мориц Цвейг был владельцем текстильной фабрики. Мать Ида была продолжательницей рода еврейских банкиров. О юности писателя Стефана Цвейга мало что известно. Сам писатель говорил о ней скупо, ссылаясь на то, что жизнь его была похожа на жизнь всех интеллигентов того времени. В 1900 году он выпустился из гимназии. Затем учился в Венском университете на отделении философии. После выпуска из университета Цвейг отправился путешествовать. Был в Лондоне и Париже, путешествовал по Испании и Италии, был в Индокитае, Индии, Кубе, США, Панаме. Жил в Швейцарии, когда заканчивалась Первая мировая война. После нее поселился около Зальцбурга (западная Австрия). После прихода Гитлера к власти покидает Австрию. Он переезжает в Лондон. В 1940 году некоторое время живет с женой в Нью-Йорке, затем оседает в пригороде Рио-де-Жанейро Петрополисе. 22 февраля 1942 года Цвейга и его жену нашли мертвыми в их доме. Они лежали на полу, держась за руки. Супруги были жестоко разочарованы и давно находились в депрессии из-за отсутствия мира во всем мире и потому, что вынуждены были жить вдали от дома. Пара приняла смертельную дозу барбитуратов. Эрих Мария Ремарк в своем романе «Тени в раю» писал так: «Если бы в тот вечер в Бразилии, когда Стефан Цвейг с женой покончили с собой, они могли бы излить кому-то душу хотя бы по телефону, трагедии, может, не случилось бы. Но Цвейг оказался в чужой стране среди незнакомых людей».
Первый стихотворный сборник Цвейг опубликовал уже во время учебы. Им стали «Серебряные струны» – стихи, написанные под впечатлением от модернистских произведений австрийского писателя Райнера Марии Рильке. Набравшись смелости, Цвейг отправил свою книгу поэту, а в ответ получил сборник Рильке. Так завязалась дружба, закончившаяся в 1926 году со смертью Рильке. В годы Первой мировой войны Цвейг много рассуждает о других писателях. Публикует очерк о французском писателе Ромене Роллане, которого называет «совесть Европы». Много размышлял о таких великих писателях, как Томас Манн, Марсель Пруст, Максим Горький. Каждому из них посвящено отдельное эссе. Семья Как уже говорилось, родился писатель в богатой еврейской семье. В молодости Стефан Цвейг был очень красив.
Фредерика Мария фон Винтерниц, как и Цвейг, была писательницей, а кроме того, женой важного чиновника. После окончания Первой мировой войны в 1920 году они поженились, прожили почти 20 счастливых лет, и развелись в 1938-м. Уже через год Стефан Цвейг женился на своем секретаре Шарлотте Альтманн.
Она была моложе его на 27 лет, была предана ему до смерти, причем, как выяснилось позднее, в буквальном смысле. Осев в Зальцбурге, Стефан Цвейг плотно занялся литературой. Одним из первых сочинений была новелла «Письмо незнакомки». Новелла поразила критиков и читателей своей искренностью и пониманием женской сути. Произведение описывает историю любви незнакомки и писателя. Сделана она в виде письма девушки, в котором она рассказывает об огромной любви, превратностях судьбы, пересечении жизненных путей двух героев. Первый раз они встретились, когда жили по соседству. Девушке тогда исполнилось 13 лет. Потом последовал переезд. Девушке пришлось в одиночестве страдать без любимого и дорогого человека. Романтика вернулась, когда девушка снова оказалась в Вене. Она узнает о беременности, но ничего не сообщает об этом отцу ребенка. Следующая их встреча происходит лишь спустя 11 лет. Писатель не признает в женщине ту единственную, роман с которой произошел столько лет назад. Незнакомка рассказывает эту историю только тогда, когда погибает ее ребенок. Она решается написать письмо мужчине, в которого была влюблена всю свою жизнь. Цвейг поразил читателей чуткостью по отношению к женской душе.
Пик карьеры Мастерство Цвейга раскрывалось постепенно. На пике своего творчества он пишет такие новеллы, как «Смятение чувств», «Амок», «Звездные часы человечества», «Мендель-букинист», «Шахматная новелла». Все эти произведения написаны с 1922 по 1941 год, в период между двумя мировыми войнами. Именно они сделали писателя знаменитым. Что же находили люди в книгах австрийского писателя? Особенности творчества Читатели считали, что необычность сюжетов позволяет им размышлять, думать о происходящем, задумываться о важных вещах, о том, какой несправедливой бывает временами судьба, особенно по отношению к обыкновенным людям. Автор считал, что сердце человека невозможно уберечь, что только оно может заставить людей совершать подвиги, благородные поступки, вершить справедливость. И что человеческое сердце, сраженное страстью, готово на самые безрассудные и рискованные поступки: «Страсть способна на многое. Она может разбудить в человеке невозможную сверхчеловеческую энергию. Она может своим непрерывным давлением выжать даже из самой спокойной души титанические силы». Он активно развивал тему сострадания в своей литературе: «Есть два рода сострадания. Первое — сентиментальное и малодушное, оно, в сущности, не что иное, как волнение сердца, торопящегося поскорее избавиться от тяжелого ощущения при виде чужого несчастья; это не сочувствие, а лишь инстинктивное желание оградить свое спокойствие от терзаний ближнего. Но есть и другое сострадание — настоящее, которое нуждается в действиях, а не в сантиментах, оно знает, чего желает, и полно решимости, страдая и сострадая, совершить все, что в его силах и даже свыше их». Произведения Цвейга сильно отличались от работ других писателей того времени. Он долгое время разрабатывал свою собственную модель повествования. В основе модели писателя – произошедшие с ним события во время странствий. Они неоднородны: сюжет путешествия меняется – оно то утомительно, то полно приключений, то опасно. Такими должны были быть и книги. Важным Цвейг считал то, что судьбоносный момент не должен ждать дни, месяцы. Ему достаточно нескольких минут или часов, для того чтобы стать самым главным в жизни человека. Все, что случается с героями, происходит во время коротких остановок, передышек от дороги. Это моменты, в которые личность проходит настоящее испытание, проверяет свою способность к самопожертвованию. Центр каждого рассказа – монолог героя, произнесенный в состоянии аффекта. Цвейг не любил писать романы – не понимал такого жанра, не мог уместить событие в долгое повествование в пространстве: «Как в политике одно колкое слово, одна деталь часто воздействует куда надежнее целой демосфеновской речи, так и в литературном творчестве миниатюры зачастую живут дольше толстых романов». Все его новеллы похожи на конспект масштабных произведений. Тем не менее, есть книги, похожие на жанр романа. К примеру, «Нетерпение сердца», «Угар преображения» (не был завершен из-за смерти автора, впервые опубликован в 1982 году).
Но все равно его работы этого жанра больше похожи на многословные растянутые новеллы, поэтому романы о современной жизни не встречаются в его творчестве. Иногда Цвейг бросал художественную литературу и полностью погружался в историю. Он посвящал созданию биографий современников, исторических героев целые дни напролет. Были написаны биографии Эразма Роттердамского, Фернана Магеллана, Марии Стюарт и многих других. В основе сюжета лежали официальные истории, основанные на различных бумагах и данных, но чтобы заполнить пробелы, автору приходилось включать свое психологическое мышление, фантазию. В своем сочинении «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» Цвейг показал, какие чувства и эмоции волнуют лично его.
Он говорит, что ему близка позиция Роттердамского о гражданине мира – ученом, который предпочел обычную жизнь, избегал высоких должностей и прочих привилегий, которому не нравилась светская жизнь. Целью жизни ученого стала его собственная независимость. В книге Цвейга Эразм показан как человек, порицающий невежд и фанатиков. Роттердамский выступал противником разжигания различных розней между людьми. Пока Европа превращалась в огромное побоище с постоянно возрастающей межклассовой и межнациональной рознью, Цвейг показывал события совершенно с другой стороны. Концепция Стефана Цвейга была такова. По его мнению, Эразм не мог предотвратить происходящее, поэтому в нем росло ощущение внутренней трагедии. Как и Роттердамский, сам Цвейг хотел верить, что Первая мировая война – всего лишь недоразумение, из ряда вон выходящая ситуация, которая никогда больше не повторится. Спасти мир от второй войны не удалось Цвейгу и его друзьям: Анри Барбюсу и Ромену Роллану. Пока Цвейг писал книгу о Роттердамском, в его доме проходил обыск, инициатором которого выступили немецкие власти. В 1935 году вышла книга Стефана Цвейга «Мария Стюарт».
Он назвал ее романизированной биографией. Писатель изучил письма Марии Стюарт к королеве Англии, между которыми пролегали не только огромные расстояния, но еще и чувства жгучей ненависти. В книге использована переписка двух королев, полная оскорблений и колкостей. Для того чтобы вынести беспристрастный вердикт обеим королевам, Цвейг обращался еще и к свидетельствам друзей и недругов королев. Он приходит к выводу, что мораль и политика идут по разным путям. Все события оцениваются различно в зависимости от того, с какой стороны мы о них судим: с точки зрения политических преимуществ или с точки зрения человечности. На момент написания книги этот конфликт для Цвейга был не умозрительным, а носил вполне ощутимый характер, который непосредственно касался самого писателя. Особенно Цвейг ценил подлинные факты, которые кажутся нереальными, тем самым превознося человека и человечество: «Нет ничего прекраснее правды, которая кажется неправдоподобной! В самых значимых подвигах человечества, именно из-за того, что они всегда так высоко возносятся над привычными бытовыми делами, заключено нечто совершенно непонятное. Но только в том необъяснимом, что оно совершило, человечество обретает веру в себя вновь и вновь». Цвейг и русская литература Особой любовью Цвейга была русская литература, с которой он познакомился в гимназии. В период учебы в Венском и Берлинском университетах он внимательно зачитывался русской прозой. Он был влюблен в произведения русских классиков. Он посетил СССР в 1928 году. Визит был приурочен к празднованию столетия со дня рождения русского классика Льва Николаевича Толстого. Во время визита Цвейг познакомился с Константином Фединым, Владимиром Лидиным. Цвейг не идеализировал Советский Союз. Ромену Роллану он высказывал недовольство, сравнивая ветеранов революции, которых расстреляли, с бешеными собаками, отмечая, что такое обращение с людьми недопустимо. Главным своим достижением австрийский новеллист считал перевод целого сборника своих сочинений на русский язык. Например, Максим Горький называл Цвейга художником первого класса, особенно выделяя среди его талантов дар мыслителя. Он отмечал то, что Цвейг талантливо передает даже самые тонкие оттенки всей гаммы чувств и переживаний обычного человека. Эти слова стали предисловием к книге Стефана Цвейга в СССР. По всему вышесказанному может быть понятно, как тяжело Стефан Цвейг переживал надвигавшуюся Вторую мировую войну.
Время публикацииПоделиться
В этом ключе интересна его мемуарная книга «Вчерашний мир», которая стала последним написанным им произведением. Посвящена она переживанием писателя, прежний мир которого исчез, а в новом он чувствует себя лишним. Последние годы своей жизни он с женой буквально скитается по свету: бежит из Зальцбурга в Лондон, пытаясь найти безопасное место для жизни. Потом переезжает в Соединенные Штаты Америки и в Латинскую Америку. В конце концов, останавливается в бразильском Петрополисе, неподалеку от Рио-де-Жанейро
Нет комментариев