Век 16-й. Начало
Спас-Преображенский храм на холме над Волгой, мимо которого шли две улицы — Большая и Малая Спасские, встал здесь пятьсот лет назад.
Судя по всему, это было первое здание в камне по правую сторону Волги. Владел ею в первые годы 16-го столетия князь Дмитрий, родной брат великого князя Московского Василия Ивановича. Поставил храм в камне, как водилось, на месте прежнего деревянного. Своих умельцев здесь еще не могло быть, и строили небольшую эту церковь с пятью куполами в новгородском стиле новгородские же, скорее всего, мастеровые.
Через четыреста лет, в 1927 году, археологическая экспедиция Московского университета подтвердит старинное происхождение первоначального, главного придела храма Спасо-Преображения. Затем московский историк Седов опубликует статью-исследование об уникальном для тверских земель памятнике новгородской архитектуры. На снимке начала 20-го века он все тот же: глухие, почти без окон, стены четверика с барабанами куполов.
Век 17-й. Век Смуты и раскола
Начавшись с Великой Смуты в русском государстве, век прошелся огнем и мечом по Ржеву и по простиравшемуся до Селигера Ржевскому краю. Польско-литовские отряды пана Лисовского уничтожали и селения, и людей. Судя по легендам, сеча в Ржеве была великая, мужчины Князь-Дмитриевской стороны все полегли в ней. А где могли укрыться малые и немощные, коли, нет моста и до крепостных стен, не доберешься?
Только в крошечном каменном храме Христа Спасителя, здесь и набились, здесь и молились горячо о помощи. Здесь и погибли — вырезаны были или удушены огнем? Кто ж знает, никого тогда в Ржеве не осталось; и некому было записывать случившееся в 1610 году. Лишь появилась красная полоса по стенам от впитавшейся крови, которую видели здесь, пока существовал храм. А спустя десяток лет переписчик Федор Дурной «дозирает в Ржеве Володимерове патриаршии Спасской слободы» жителей. Запись «Храм пуст» подтверждает — Спасская церковь была из камня, о всех деревянных говорится — «храм сожжен».
Зимой 1656 года посетил Ржев санный поезд патриарха Никона. Десять лет назад Спасская слобода Ржева передана во владение города, после недавнего разорения нуждавшегося в налогах от немногочисленных пока жителей. Но вот, с месяц назад, царь вернул эту землю патриаршему дому. И Никон, возможно, сам привез сей указ в Ржев. И участвовал в службе в Спасской церкви.
Век 18-й. «Книга подаяния» на звонницу
Настоящий свой, просторный и радостный, облик Спас-Преображенская церковь обрела в середине 18-го столетия. 18-й век для православного Ржева был обновленческим. На тех же священных местах и с теми же названиями вместо деревянных церквей стали возводиться каменные. Благоденствующие Ржевские купцы, ремесленники, стремясь поучаствовать в благотворительности, делали большие вклады на сооружение храмов.
В 1755 году была построена каменная Спас-Преображенская церковь — строение грандиозное для такого слаборазвитого и малонаселенного городка, каким был Ржев, с трапезной, во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и святителя Николая. С иконами древнего письма, изображающими и местночтимых святых, среди которых были образы Ржевского князя Владимира и его супруги Агриппины. Храм строился также на пожертвования богатых купцов Князь-Дмитриевской стороны, потомков насельников Патриаршей слободы, перешедших в православие (в этой части города в XVIII веке было свито одно из самых сильных и значительных гнезд старообрядцев).
Жителей на Князь-Дмитриевской стороне заметно прибавилось. В конце века прихожанами Спас-Преображенской церкви стали и насельники Ямской слободы — ямщики и их семьи, перевезенные в Ржев велением императрицы Екатерины II. А церквей в городе по правую сторону Волги всего три — деревянные, Оковецкая, что стояла на берегу (у старого моста), Иоанна Предтечи (там, где сейчас Оковецкая, в камне) и каменная Спасская — украшение этой части Ржева.
Как создавалась звонница над храмом, рассказывает «Книга доброхотного подаяния» 1752 года, сохранившаяся в областном архиве. По указу Тверского и Кашинского владыки Митрофана жертвовали священно- и церковнослужители нашего уезда. Копейки шли к копейкам. А всего по «Книге доброхотного подаяния» значится 113 церквей и монастырей, собравших 55 рублей 87 1/2 копейки. Сумма по тем временам немалая и, конечно, оказала она помощь при постройке звонницы.
На фотографии Прокудина-Горского, сделанной в 1910 году, видно — второй ярус колокольни, с классическими колоннами, достроен позже, наверное, уже в следующем столетии.
Комментарии 1