В связи с тем, что часто некоторый народ говорит о том, что настоящие знахари с колдунами за свою работу денег не брали, то решил я свой взор направить на этнографические примеры и показать, как плату не брали)))).
"В нашем уезде для южных и центральных волостей пользуется громадной популярностью и славой один известный колдун, живущий в Рождественско-Фроловской вол. Он берет крупные деньги за свои труды по изгнанию порчи из человека (по 10 руб. и более)" (Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 5/2. - СПб., 2007, С. 433);
«Польщенный таким вниманием коллеги, знахарь согласился и поехал, взяв за свой визит четыре рубля» (Попов, С. 83);
«Плата за «лечене» взимается всякая – от 50 коп. и больше» (Тенишев 4, С. 179);
«Недавно жена одного из таких влюбленных стариков, как дуб расцветших годам к пятидесяти, пригласила колдуна с тем, чтобы он отворожил ее мужа от его возлюбленной. Колдун взялся сделать дело за пять рублей» (Успенский 2016, С. 315);
знахарь Л.Л. Заякин «не имел определенной таксы за свой труд и брал столько, сколько ему давали /…/ По традиции, ему пола-гался подарок после свадьбы – штаны и рубаха, а деньги давали по возможности, богатые /…/ по пять, по десять, а бедные /…/ по три и по одному рублю» (Карабулатова, С. 189);
в 1881 г. в с. Песчанка Саратовской губ. объявилась знахарка, сообщившая местной публике, «что по тайной науке ей известно, что в Песчанке много колдунов и ведьм, предлагая за 10 рублей выгнать их всех» (Минх, С. 16); П. Городцов приводит био-графические данные о тюменском знахаре Т.Н. Межецком, описывая, как тот подростком перенимал свое умение: «взял Межецкий с собою штоф водки и три рубля денег и с этими подарками пошел в Курскую к старику-знахарю с просьбой научить его наговорной мудрости» (Городцов 2000, С. 163). Обыкновение оплачивать такую работу отразилось, в частности, в сказках, хотя и в гиперболизированном виде: «отправился к колдуну заплатить за его работу сто рублей» (Никифоров, № 43).
Учитываем, что в старину это были очень большие деньги.
Можем посмотреть с другой стороны, а именно с церковной стороны и как там помогают бесплатно. Довелось мне как то проходить послушание у схимонаха Евфимия - это старец Оптиной Пустыни и приехал к нему весьма известный и успешный предприниматель. Свои у него проблемы были о которых он хотел с старцем обсудить и получить совета. Поговорив, старец его наставляет, что бы тот обсчитал своё имущество и отдал десятину. Постояв немного в сторонке и видимо обдумав слова сказанные старцем, тот предприниматель вновь подходит к Евфимию и заявляет, что на его десятину можно ещё одну Оптину построить. Старец себя по голове рукой стукнул и говорит: Дурья моя башка. Две десятины отдашь и после ко мне приедешь. И как вам такая бесплатная помощь? А самое лучшее, то найдите людей, которые были у старцев и те им помогали и узнайте, что они отдавали взамен за эту помощь.
Но можем копнуть ещё глубже и рассмотреть варианты, когда появились первые бессеребреники. Действительно они не брали денег за свою помощь, а что происходило с теми людьми, которым они эту помощь оказывали? Об этом упоминать никто не любит. А те люди, которые получали от бессеребреников помощь, то остаток своей жизни посвящали служению Богу и очень многие уходили в монастыри. Они не платили денег но жертвовали собой. Так что уважаемые любители халявы. Из покона веков всегда и за все платили. Если так называемый практик не берет с вас платы, то это может быть начинающий, который боится эту плату брать, так как не уверен в силах. Либо это обычный шарлатан, который опирается на удачный случай, что если у вас ничего не наладилось или вы не увидели нужных изменений, то он спокойно вам ответит, что это ему не по силам и претензий к нему никаких не будет. А если у вас все само собой завершилось удачно, то тут можно и себе данные заслуги приписать и денежку с вас потребовать. Вот как то так))))))


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Лошадь для повозки -100 рублей,
Лошадь ломовая, рабочая – 70 рублей,
Старая кляча на колбасу – 20 рублей,
Хороший конь, на котором и перед людьми показаться не стыдно было – от 150 рублей,
Хорошая дойная корова – от 60 рублей.