Абхазия и Южная Осетия - соответственно АССР и автономная область (АО) в составе Грузии - в годы Великой Отечественной стали стратегическим форпостом в обороне Кавказа и последующем изгнании оккупантов с Северного Кавказа. Причем форпостом и экономическим. Но это долгое время в СССР замалчивалось в основном из-за политики и влияния руководства Грузинской ССР, в составе которой эти регионы были до конца 1980-х.
Грузинские власти всячески принижали оборонную и экономическую роль этих автономий в годы войны, причем с конца 1970-х в республике вообще не публиковались соответствующие материалы. Чинились препятствия даже в защите диссертаций по этой тематике. Более того: в тот период в Тбилиси планировали упразднить автономный статус данных регионов. Но не случилось…
* * *
Уже 23 июня 1941 г. власти Абхазии и Южной Осетии с одобрения Тбилиси и Москвы распорядились о создании в этих регионах военно-тыловых баз СССР, что было реализовано уже к сентябрю 1941-го.
Значение этого фактора осознавали и враги. Советский ВМФ регулярно патрулировал побережье Абхазии и всей Грузии, поскольку осенью 1941-го и летом-осенью 1942 г. ожидалось, как вспоминал генерал армии С.М. Штеменко, вторжение (включая десанты) турецких войск, уже сосредоточенных на советской границе в помощь вермахту.
Турецкие военные делегации до середины 1943 г. посещали германо-советский фронт; Турция до 1943 г. включительно поставляла вермахту не только стратегические виды сырья, но и агросырье с готовым продовольствием. Да и проливы Босфор-Дарданеллы нередко были транзитным коридором для германских ВМС и грузовых судов. Ведь лишь за четыре дня до 22 июня 1941 г. в Анкаре был подписан германо-турецкий договор о дружбе, сразу вступивший в силу. Некоторые эксперты считают, что документ - судя уже по дате подписания - сопровождался договоренностями о «зонах ответственности» в Закавказье и на Северном Кавказе в случае войны Германии и Турции с СССР.
Тем временем в Абхазии и Юго-Осетии обрели приют, лечение, питание и работу свыше 25 тыс. советских граждан, эвакуированных из временно оккупированных районов и из прифронтовой полосы. При этом железная дорога Сталинири (с 1962 г. – Цхинвали) – Гори (Грузия) в 33 км и автотрасса Сталинири – Джава – Бурон – Орджоникидзе (Северная Осетия) стали важнейшими артериями снабжения советских войск на Северном Кавказе. В том числе грузами ленд-лиза и гуманитарными, поступающими от западных союзников и ряда других стран по коридору Ирак – Иран – Закавказье.
Ту же значимость в Абхазии имела прибрежная железная дорога Очамчира – Сухуми – Гагра – Сочи – Туапсе, выходящая (через Очамчиру) на другие стальные магистрали Закавказья. Как и транскавказская Военно-Сухумская автодорога Черкесск – Микоян-Шахар (с 1958 г. – Карачаевск) – Цебельда – Мачара – Сухуми. А также…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2025/03/05/106-abhaziya-i-yuzhnaya-osetiya-kavkazskie-bastiony-velikoy-pobedy-grss-386283194.html
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев