Вот так выглядит «Псалтырь Латтрелла», о которой далее пойдёт речь. Как видите, её страницы полны всяких страховидных фантастических существ. Англия, 1325-1340-е годы. Британская библиотека
«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.»
Эпиграф к книге Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
История и культура. Мы уже не раз обращались здесь к теме средневековых иллюминированных рукописей, которые использовали, прежде всего, в качестве источника информации о рыцарях и их вооружении, а также по истории Средневековья вообще. Но наше знание о них будет не полным, если мы не познакомимся с таким интересным явлением, встречающимся на их страницах, как маргиналии (от лат. «крайний» и «обрамлять»).
Ричард и Саладин. Типичный рыцарский поединок. Рисунок в нижней полосе страницы «Псалтыря Латтрелла», то есть типичная маргиналия. Англия, 1325-1340-е годы. Британская библиотека
Причём было так, что до какого-то времени их не было, а вот потом они в манускриптах появились. И время, когда это произошло, точно установлено, как, впрочем, и причина их появления. Просто до определённого времени средневековые книги создавались только в монастырях. Где всё было строго и благочинно. Строгими и благочинными поэтому были и миниатюры, украшавшие эти книги.
А вот здесь на месте рыцарей мы видим обезьян. Часослов. Франция, около 1300-1325 годов. Музей искусств Уолтерса
Но вот наступил XIII век. Книги начали переписывать и оформлять не только в монастырях, но и в городских мастерских. Появились гильдии художников-иллюстраторов, а вместе с ними и маргиналии – миниатюры на полях книг, которые кого только не изображали. Тут были и животные, и люди, и изысканные узоры – всё вне основного текстового поля.
Охотник с соколом на коне это… нормально. «Псалтырь Латтрелла». Англия, 1325-1340-е годы. Британская библиотека
И если раньше поля средневековых книг были пусты, то теперь многие из них заполнились едва ли не до предела. Причём очень часто маргинальные изображения с сюжетом книги совершенно не связывались! Художник словно говорит читателям иллюминированной им книги: «А мне вот так захотелось нарисовать, и я взял, да и нарисовал!».
Но вот обезьяна с совой верхом на козле это уже нечто. «Псалтырь Латтрелла». Англия, 1325-1340-е годы. Британская библиотека
В каком странном и, можно даже сказать, непотребном виде изображён здесь епископ! «Псалтырь Латтрелла». Англия, 1325-1340-е годы. Британская библиотека
Причём в постраничный декор попали очень странные изображения, которые до этого в книгах вообще не встречались. Так, главными персонажами стали существа-гибриды. В рукописях XIII–XV веков по периметру книжного листа размножились совершенно монструозные существа невероятных конструкций: лицо человека, повёрнутое задом наперёд, с ногами, но без тела. Фигуры с несколькими лицами: на груди, на…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2023/03/14/300-marginalii-srednevekovyh-manuskriptov-grss-187864289.html


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев