Словянская письменность: глаголица.
У директора Волгоградского института художественного образования Николая Таранова много званий: каллиграф, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, член Союза художников России.
Но мало кто знает, что он еще изучает символы.
И, занимаясь этим, он вышел на "детективный след" и совершил удивительное открытие.
Кто придумал словянскую азбуку?
Казалось бы, это известно всем: Кирилл и Мефодий, которых православная церковь за эту заслугу называет равноапостольными.
Но какую именно азбуку придумал Кирилл — кириллицу или глаголицу? (Мефодий, это известно и доказано, во всем поддерживал брата, но «мозгом операЦИи» и образованным человеком, знавшим много "языков", был именно монах Кирилл).
Об этом в научном мире до сих пор идут споры.
Одни исследователи-словевисты молвят: «Кириллицу! Она и названа в честь создателя».
Другие возражают: «Глаголицу! Первая буква этой азбуки выглядит, как крест. Кирилл — монах. Это — знак».
Утверждается также, что до труда Кирилла якобы никакой письменности на Руси не было.
Профессор Николай Таранов с этим категорически не согласен. - Утверждение, что на Руси никакой письменности не было до Кирилла и Мефодия, основано на одном единственном документе — «Сказании о письменах» черноризца Храбра, найденного в Болгарии, — молвит Николай Таранов. — Есть 73 списка с этого свитка, причем в разных копиях из-за погрешностей перевода или ошибок писцов совершенно разные версии ключевой для нас фразы.
В одном варианте: «словяне до Кирилла не имели книг», в другом — «букв», но при этом он указывает:- «писали они чертами и резами».
Интересно, что арабские путешественники, посещавшие Русь еще в VIII веке, то есть еще до Рюрика и тем более до Кирилла, описали похороны одного руского князя: «После похорон воины его что-то написали на белом дереве (березе) в честь князя, а затем, сев на коней, удалились».
И в «Житии Кирилла», известном Руской православной церкви, читаем: «В городе Корсуне Кирилл встретил русина (руского), у которого были с собой книги, написанные рускими письменами».
Кирилл (у него мать была словянкой) достал какие-то свои письма и с их помощью стал читать те самые книги русина. Причем это были не тонкие книжки.
Это были, как утверждается в том же «Житии Кирилла», переведенные на руский «Псалтырь» и «Евангелие».
О том, что своя азбука на Руси была задолго до Кирилла, есть много свидетельств.
И Ломоносов о том же писал. Он приводил в доказательство свидетельство Римского папы VIII, современника Кирилла, в которых утверждается, что Кирилл эти письмена не изобрел, а вновь открыл.
Возникает вопрос: зачем же Кириллу было создавать рускую азбуку, если она уже была?
Дело в том, что у монаха Кирилла было задание от моравского князя — создать для словян азбуку, пригодную для перевода церковных книг.
Что он и сделал. И буквы, которыми сейчас написаны церковные книги (а в измененном виде — наши сегодняшние печатные издания) — это работа Кирилла, то есть кириллица.
Глаголицу уничтожили намеренно?
Существует 22 пункта, которые доказывают, что глаголица была древнее, чем кириллица, утверждает Таранов.
Есть такое понятие у археологов и филологов — палимпсест.
Так называется надпись, сделанная поверх другой уничтоженной, чаще всего выскобленной ножом, надписи.
В Средневековье пергамент из кожи молодого ягненка был довольно дорогим, и ради экономии писцы часто уничтожали «ненужные» записи и документы, а на выскобленном листе писали что-то новое.
Так вот: везде в руских палимпсестах затерта глаголица, а поверх нее — надписи на кириллице.
Исключений из этого правила нет. - В мире осталось всего пять памятников, написанных глаголицей. Остальные были уничтожены.
Причем, по-моему, записи на глаголице были уничтожены намеренно, — считает профессор Николай Таранов. — Поскольку глаголица не подходила для записи церковных книг.
Цифровое значение букв (а тогда очень сильна была вера в нумерологию) в ней было иным, чем требовалось в христианстве.
Из уважения к глаголице Кирилл оставил в своей азбуке те же названия букв, что и были.
И они очень-очень сложны для алфавита, «родившегося» в IX веке, как утверждается.
Уже тогда все "языки" стремились упростить, буквы во всех алфавитах того времени обозначают только звуки.
И только в словянской Буквице такие названия букв: «Добро», «Люди», «Мыслите», «Земля» и т. д.
А все потому, что глаголица очень древняя. Она имеет множество признаков пиктографического письма.
Пиктографическое письмо — вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображенный ими объект.
Последние находки археологов свидетеьствуют в пользу этой версии.
Так, найдены таблички со словянской письменностью, возраст которых датируют 5000 годом до нашей эры.
«Глаголицу создал гений»
Все современные алфавиты Европы ведут свое происхождение от алфавита финикийцев.
В нем буква А, как нам рассказывали или, обозначает голову быка, которая затем перевернулась рогами вниз. - А древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал: «Эти буквы называют финикийскими, хотя правильнее называть их пеласгическими, так как ими пользовались пеласги», — рассказывает Николай Таранов. — А знаете, кто такие пеласги?
Это пращуры словян, прасловянские племена.
Финикийцы выделялись среди окружающих смуглых черноволосых племен земледельцев, египтян и шумеров светлой кожей и русыми волосами. Да еще своей страстью к путешествиям: они были отличными мореплавателями.
В ХII веке до нашей эры пеласги как раз участвовали в Великом переселении народов, и забредали отдельные их группы отчаянных покорителей новых земель очень далеко.
Что дает волгоградскому профессору версию: финикийцы были знакомы со словянами и позаимствовали у них азбуку.
Иначе с чего вдруг по соседству с египетскими иероглифами и шумерской клинописью образовался буквенный алфавит? - Вот молвят: «Глаголица была слишком декоративна, сложна, поэтому постепенно ее вытеснила более кириллица».
Но глаголица не так плоха, — уверен профессор Таранов. — Я изучил наиболее ранние версии: первая буква глаголицы обозначает вовсе не крест, а ЧелоВека.
Потому и называется «Аз». Человек для себя — точка отсчета.
И все значения букв в глаголице — сквозь призму ЧелоВеческого восприятия.
Я нарисовал первую букву этого алфавита на прозрачной пленке. Посмотрите, если наложить ее на другие буквы глаголицы, получается пиктограмма!
Я считаю: не каждый дизайнер так придумает, чтобы каждая графема попадала в сетку.
Я поражен художественной цельностью этого алфавита.
Думаю, неизвестный Создатель глаголицы был гением!
Ни в одной другой азбуке Мiра нет такой четкой связи между символом и его цифровым и сакральным значением!