Казанское адмиралтейство
Бассейн Каспийского моря. 1718–1829
В 1711 году на двух верфях (правда, тут их называли просто пристанями) Верхней Волги – у нынешнего города Дубны и у впадения в Волгу реки Нерли около древнего города Константин (сейчас там дно Угличского водохранилища, на берегу которого стоит деревня Скнятино) – начали строить суда, которые направлялись в Петербург по новой Вышневолоцкой водной системе. Строили там тьялки по голландскому образцу – небольшие плоскодонные грузовые суда с парусным вооружением. В 1712 году флот из 200 таких судов был направлен с Волги в Петербург, но так как Вышневолоцкая система первые годы чаще стояла, чем работала, флот на ней застрял на зимовку, о чем очень сокрушался Правительствующий сенат.
Ниже по течению Волги судостроение было регулярным и имело давние традиции, которые Петр взялся заменить западными новшествами. Когда война со шведами после 1714 года немного пошла на убыль, Петр снова стал уделять внимание южному направлению, только на этот раз не Азовскому, а Каспийскому морю, которому нужен был серьезный флот.
И этот флот начал строиться в Казани (там в 1718 году было учреждено Казанское адмиралтейство), в Нижнем Новгороде и Астрахани. Поскольку противоборствующего флота на Каспии не было, строились главном образом десантные корабли, которые должны были переправить многотысячное войско из Астрахани к Дербенту, а затем Баку. Флот с этой задачей справился, хотя и не с первого раза – в экспедиции 1722-го удалось взять только Дербент из-за бури, потопившей часть транспорта с припасами. Зато в 1723 году флот, усиленный гекботами (разновидность фрегатов), бомбардировал Баку и принудил крепость сдаться. Противник убедился в бесполезности сопротивления, и по мирному договору Российская империя получила даже южное побережье Каспия (хотя и ненадолго).
Казанское адмиралтейство существовало до XIX века и славилось судами для Волги и Каспия. Одной из причин этого было отличное качество дуба, растущего в Поволжье, – особый указ о его добыче и сбережении датируется 1709 годом. Что же касается Астраханской верфи, основанной Петром в 1722 году, то ее можно считать предшественником астраханского Южного центра судостроения и судоремонта, который успешно существует и поныне.
Пока верфи строили корабли, Петр I вел борьбу за качество. Только на Ладоге с 1703 по 1718 год потонуло 10 тысяч судов, и грузы, которые они перевозили, в Петербург не попали. Дело в том, что суда строили по старинке, в расчете на один рейс до Петербурга, а затем их бросали и возвращались посуху. И Петр год за годом пишет все новые и новые указы о переходе к строительству многоразовых судов «нового манира».
Петр пытался установить общие правила для судостроения. Одно из важнейших требований Петра к нему по сей день украшает русский язык в качестве поговорки. Плохо выполненную работу называют топорной, потому что неправильные «староманирные» суда строились из досок, обработанных грубо, при помощи топора, а правильные, «новоманирные» – из гладких пиленых досок.
На отечественных верфях и при помощи закупок за границей Петру удалось создать на Балтике могущественный флот, который смог победить шведов даже без генерального сражения линейных флотов.
В честь Ништадтского мира 1721 года, после которого Россия стала империей, была создана гравюра со словами Петра: «Конец сей войне таким миром получен ничем иным, токмо флотом».
Нет комментариев