Издателем первого женского журнала в России стал Николай Новиков — журналист, писатель, адепт просвещения. Он выпускал самые разные журналы, многие из которых стали в России первыми в своем жанре: сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля» и «Живописец», на страницах которых он отважно критиковал крепостное право, взяточничество и придворных (с «Трутнем», кстати, полемизировала сама Екатерина II); журнал ученой и литературной критики «Санкт-Петербургские ученые ведомости»; первый в России философский журнал «Утренний свет»; научный журнал «Магазин натуральной истории, физики и химии»; первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума».
Его «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» вышло в 1779 году и просуществовало около года. Название совершенно не соотносилось с контентом: пресловутые дамские туалеты были представлены одной-двумя гравюрами с изображением заграничных нарядов и саркастическими подписями — Николай Иванович вообще недолюбливал всё заграничное, а к модницам, «преклонявшимся перед Западом», относился с нескрываемым презрением.
Новиков пытался образовывать аудиторию: публиковал поэзию, прозу, нравоучительные притчи и «воспитательные» статьи, критикующие подражание моде и следование западным традициям. Но (как нетрудно догадаться) коммерческого успеха журнал не имел: на один из номеров подписалось всего 58 человек, причем среди них только 9 женщин. Не получилось и привлечь к творчеству женскую аудиторию: хоть Новиков и приглашал дам «стать нашими сотрудниками, присылать сочинения и переводы, стихотворные и прозаические», желающих не нашлось.
В 1791 году была предпринята еще одна попытка. На этот раз название полностью соответствовало содержимому — «Магазин английских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно, представленных гравированными на меди и иллюминированными картинками, с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпрепровождений в знатнейших городах Европы, приятных анекдотов и др.».
Это был настоящий модный журнал: с изображением нарядов, со светской хроникой и с зарисовками из жизни в европейских столицах, из которых можно было узнать не только о том, как развлекаются лондонцы и парижане и какие балеты смотрят, но и что они носят и как обставляют будуары.
«Модной берлинец другого класса, то есть желающий прослыть шалуном, милым мущиною и настоящим франтом, посещает только те места, куда женщины собираются, говорит с ними о модах и ведет себя, правда часто только в своем воображении, по моде».
«Кто бы мог подумать, что наши веселые и всегда поющие парижские жители дойдут до того, чтобы иметь при себе вместе со скляночками, наполненными благовонными водами и спиртами, с золотым сувениром, с бумажником, с фальшивыми часами и пр. еще итальянский кинжал и пару карманных пистолетов и почитать то нужною галантерейную вещью? Однако ж это есть новейшая мода, как сие заключить можно по происшествию 28 февраля в королевских комнатах в Тюилерийском дворце, где таковым господчикам опорожнили все карманы и наполнили сими галантереями несколько коробов».
Впрочем, и этот журнал, несмотря на увлекательное содержание, закрылся меньше чем через год.
Красота спасет мир
В первой половине XIX века в России издавалось не меньше десятка женских журналов (в разное время). К тому моменту стало уже очевидно, что нравится читательницам: литературные журналы с сентиментальной беллетристикой и нравоучительными новеллами («Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми», «Кабинет Аспазии», «Аглая») почти сразу закрывались — те же издания, в которых помимо беллетристики публиковались сведения о моде и светской жизни, имели успех. Одним из таких был «Дамский журнал», просуществовавший целых 10 лет, с 1823-го по 1833 год. Да, здесь тоже печатали сентиментальные повести, романы, баллады и мадригалы, но между ними попадались и модные обзоры, и светские новости, и цветные изображения нарядов.
А еще «Дамский журнал» примечателен тем, что популяризировал благотворительные сборы для обедневших дворянских семей. В каждом номере публиковалась краткая история нуждающихся, их имена и адреса; чаще всего это были вдовы и ветераны войны.
«…Еще одна бедная, истинно бедная, которую представляю вам: она дворянка, вдова, имя ее Вера Макаровна Салманова. Вообразите себе: когда другие съедают вдвоем по 500 рублей у какого-нибудь ресторатора, она по два дня не имеет куска хлеба и как тень шатается».
Но настоящий бум женских журналов начинается в середине XIX века: счет уже идет на десятки, новые издания появляются ежегодно.
От Домостроя к феминизму
Все перечисленные издания, в сущности, были не «женскими журналами», а «журналами для женщин»: за ними всегда стояли мужчины. Такая периодика негласно воспитывала патриархальный идеал: женщину, для которой замужество — единственная формула социального успеха, чьи главные добродетели — мягкость и беспроблемность. («…Избегать противоречий мужу. Ни во что не вмешиваться, кроме домашних дел. Никогда ничего не требовать и казаться довольною малым. Жена может быть умнее мужа, но ей должно принимать вид, будто этого не знает. Тщательно избирать приятельниц, иметь их мало», — учит нас «Дамский журнал».)
Даже позже, когда либеральные деятели заговорили о женском вопросе и начали открывать женские общественно-политические журналы, они, сами того не замечая, поначалу отводили женщине почти ту же роль: активная спутница мужчины, которая поддерживает его начинания, помогает ему в борьбе, обеспечивает его тыл и воспитывает его детей.
Только ближе к концу XIX века появляются первые общественно-политические журналы, которые издаются женщинами для женщин. Например, «Друг женщин» (1882–1884) — журнал, который не только поднимал проблемы эмансипации и дискриминации, но и освещал судебные процессы над женщинами, и собирал деньги на организацию Высших женских курсов.
Нет комментариев