И вот, окрыленный собственной удачей и воображающий уже свои новые творения, навеянные удивительными ритуалами, он не менее творчески возвратился в Москву: прибыл за день до той даты, на которую его жене был официально объявлен его прилёт.
Этот день он посвятил своей любовнице, которой привез из Индии подарки. Потом подарки достались членам его семьи, родственникам и знакомым – круг его общения был чрезвычайно широк.
Теперь обратимся к скучной хронологии: 23 декабря 1959 года Художник прилетел в Москву и прямо из аэропорта отправился к любовнице.
24 декабря, подгадав время прилета самолета, он как бы прямо с трапа полетел домой, с подарками для жены и дочери.
26 декабря ему стало худо: разболелись голова и поясница, поднялась температура, начался сильный кашель, на коже появились высыпания. 27 декабря супруга Художника вызвала «Скорую помощь», и его госпитализировали в Боткинскую больницу с диагнозом "грипп". Еще бы: декабрь — сезон простуд.
Имея определенный статус в обществе, Художник пользовался привилегиями: вопреки правилам, работники больницы разрешали друзьям и родным художника навещать его. Увы, стандартное лечение от гриппа результата не приносило, пациент угасал на глазах.
29 декабря Художник скончался в кругу близких людей. Он ушел из жизни, так и не узнав, что вместе с многочисленными подарками привез из Индии саму смерть — черную оспу.
Это опаснейшая болезнь, летальный исход от которой достигает 40%. Только вдумайтесь: среди взрослых погибает каждый седьмой, а среди детей и подростков — каждый третий.
Но мы с вами уже говорили о том, что в СССР от оспы была обязательная вакцинация, поэтому цифры в ту московскую зиму были несколько иными, но мы о них ещё поговорим.
Однако успехи СССР в борьбе с черной оспой сыграли с Художником злую шутку: последний зараженный черной оспой в нашей стране был зафиксирован в 1936 году, после чего эта болезнь была полностью искоренена на территории государства. К 1960-му в нашей стране практически не осталось специалистов, которые бы видели оспу своими глазами и могли ее идентифицировать.
Около суток после смерти художника диагноз звучал как «Чума?..». Многие симптомы расходились, но ничего другого ошарашенные специалисты не могли предположить. Интересно, что медсестра, которая оформляла поступившего в Боткинскую больницу Художника, заметив высыпания на его теле, высказала предположение, что он болен оспой. Но специалисты с многолетним стажем подняли молодую девушку на смех. Надежды, что диагноз поставит патологоанатом, не оправдались — штатный специалист лишь разводил руками.
Тем временем ситуация накалялась: заболел врач, лечивший Художника, женщина-медик из приёмного отделения, которая оформляла его в больницу, истопник, проходивший мимо его палаты, и даже подросток, лежавший на другом этаже, — его кровать стояла рядом с вентиляцией. Врач и истопник скончались. Уже три смерти от неизвестной болезни!
Чтобы прояснить ситуацию, вызвали зав. кафедрой патологоанатомии ЦИУВ академика Николая Краевского. Но и он помочь ничем не смог, но сообразил пригласить в морг своего старого знакомого из Ленинграда — пожилого врача-патологоанатома. Старичок, знакомый с болезнью не понаслышке, сразу определил причину смерти.
— Да это же, батенька, variola vera — чёрная оспа! — изрёк взглянувший на тело Художника врач.
Верный диагноз поставил вирусолог Михаил Акимович Морозов — эксперт по оспе, заставший еще царскую Россию. Именно он благодаря своему уникальному методу серебрения частиц 15 января 1960 года выявил в предоставленном материале элементы опасного вируса.
Врачи схватились за головы. Чёрная оспа. В Москве! Во второй половине XX века! Как? Почему пропустили? Какое звено защиты не сработало? Скрепя сердце, медики доложили наверх, и маховик государственной машины закрутился.
К 15 января 1960 года оспа была выявлена у 19 человек. В общей сложности было установлено 9342 контактера, из которых к первичным относилось около 1500 человек.
Круг возможных переносчиков чёрной оспы так быстро расширялся, что правительство решило полностью изолировать Москву. Было прекращено авиа- и железнодорожное сообщение с регионами, а дороги заблокированы армией. Чтобы предотвратить распространение болезни, над Францией развернули советский самолёт, который направлялся в Париж. Как оказалось, на его борту находился знакомый Художника, который контактировал с ним.
Через неделю в строгой изоляции было 1500 человек из "близких" контактов, ещё 7842 человека были помещены "на самоизоляцию": 14 дней они находились дома под пристальным наблюдением врачей, которые два раза в день приезжали к ним.
«Начало эпидемии происходило в атмосфере потрясения и страха для врачей и спецслужб. Плюс новогодние праздники — население расслабленно, ни в коем случае нельзя было допустить паники. Бригады, которые занимались дезинфекцией и изоляцией потенциальных носителей, передвигались в крытых фургонах», — рассказывал экс-сотрудник КГБ Александр Максимов.
Комментарии 31
Так, первый компонент обязаны ввести до 13 декабря 2021 года, второй до 13 января 2022 года:
А в Австрии, действительно с понедельника, вводится локдаун для непривитых. Знаю, что говорю, т.к живу здесь. Вот так то