Они схожи по своим выразительным средствам, призванным создавать определенное настроение у зрителя или слушателя, вызывать определенные эмоции: мелодия легко может «нарисовать» в мыслях слушателя картины с самыми разнообразными сюжетами, так же как и хорошая живопись превращается в музыку.
Изобразительное искусство — это цвет и линия, которые перерастают в форму, силуэт, образ, угадываемый человеком. Музыка — это мелодическая линия, которая точно так же создает образы, пользуясь схожими приемами. У них у обоих есть ритм, который оказывает огромное влияние на общее восприятие произведения; мажорная или минорная тональность определяет настроение мелодии точно так же, как и цветовые взаимоотношения решают этот вопрос у полотна.
Марк Райс в своей статье о взаимодействии музыки и живописи в европейском искусстве также отмечает важность понятия верха и низа:
«Верх, как правило, символизировался со светлыми, чистыми образами, низ — с неблагородством и злом. В музыке это был верхний звук мелодии, в живописи — верхняя часть картины. И там, и там эти символы должны быть выделены»
Музыкальное пространство живет и находится в постоянном движении: иногда оно звучит единым неделимым уверенным голосом, а иногда разливается в красочных сочетаниях звуков, интервалов, аккордов; оно поражает изменениями тембра, сменами тональностей — точно так же, как полотно, изобилующее красками, колоритом.
Кроме того, они имеют довольно долгую историю взаимоотношений. Эти два вида искусства развивались параллельно, тесно соприкасаясь друг с другом и имея глубоко внутри одну и ту же основу — многообразие жизненного опыта человека. Рассматривая период Средневековья, можно сказать, что церковь занимала особое положение в структуре общества и определяла основную направленность его духовных устремлений, что не могло не повлиять на искусство. Объединяющим началом была Римско-католическая церковь: она была главным заказчиком художественных произведений, ее же литургическая музыка, а в частности григорианский хорал, составляет значительную часть Старинной музыки.
Конечно, существовали и светские направления, которые открыли путь к дальнейшим вехам развития искусства, как, например, музыке в эпоху Возрождения.
Творцы создавали музыкальные произведения, вдохновляясь увиденными картинами, или, напротив, музыка превращалась в прекрасные холсты под кистью мастера. Часто источниками вдохновения что для картин, что для музыки служили одни и те же события или явления, что в итоге порождало дополняющие друг друга произведения искусства. Кроме того, изображение самих музыкантов на полотнах с упоминанием конкретных произведений, которые ложатся в основу эмоциональной составляющей картины, тоже не редкость.
Частым явлением в изобразительном искусстве, которое отсылает зрителя к музыке, является запечатление людей, которые играют на музыкальных инструментах. При этом удивляет то, с какой скурпулезностью и точностью мастеры выписывали нотные знаки на своих картинах, которые являются по сути не такой уж и значимой деталью на полотне.
Давняя традиция такого подробного воспроизведения нот существовала в Нидерландах. При этом удивляет то, с какой скурпулезностью и точностью мастера порой выписывали нотные знаки на своих картинах, которые являются по сути не такой уж и значимой деталью на полотне. Давняя традиция такого подробного воспроизведения нот существовала в Нидерландах, и начинается с картины «Коленопреклоненный сэр Эдуар Бонкил перед ангелом, играющим на органе» Гуно ван дер Гуса.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев