Рис. Карта Енисейской губернии от 1859 года.
26 февраля 1831 года Сенат издал указ «Об устройстве почтового управления в Енисейской губернии». В Красноярске была учреждена губернская почтовая контора, в Енисейске и Ачинске - почтовые экспедиции, а в Канске, Минусинске и Туруханске открыты почтовые отделения.
За 50 лет после создания Енисейской губернии в административном устройстве Российской империи прошли незначительные перемены: в 1879 году округа переименованы в уезды. Территория Енисейской губернии изменениям не подверглась и в основном совпадала с границами современного Красноярского края.
С 1913 года Енисейская губерния входит в Иркутское генерал-губернаторство. В апреле 1914 года правительство России устанавливает протекторат над Тувой, которая под названием Урянхайского края вошла в состав Енисейской губернии. Подобное административно-территориальное деление сохранялось до начала 1920-х годов.
В середине 1921 года местные революционеры, поддержанные Красной Армией РСФСР, приняли решение о провозглашении национального суверенитета Тувы. С 1923 года начинаются работы по районированию Сибири, положившие начало административному переустройству территории края: упразднены волости, создаются укрупнённые районы.
Постановлением ВЦИК от 25 мая 1925 года все губернии и области в Сибири упраздняются, их территории вливаются в единый Сибирский край с центром в Новосибирске.
Красноярский край в его сегодняшних границах был образован 7 декабря 1934 года. Административный центр – город Красноярск. В границах практически полностью совпадает с Енисейской губернией. Так что в очередной раз подтвердилась народная мудрость: Новое – это хорошо забытое старое.
В настоящее время Красноярский край – это субъект Российской Федерации в Сибирском федеральном округе; относится к Восточно-Сибирскому экономическому району. Является вторым по площади субъектом России и крупнейшим из краёв. Площадь его составляет 2 366 797 км²: он немного меньше площади Казахстана или Аргентины и больше площади Мексики. Является третьей по величине административно-территориальной единицей в мире после Якутии и Западной Австралии.
Вот так в нашем сегодняшнем мотыгинском адресе появилась его часть в виде «Красноярский край».
1.2 Этнический состав Енисейской губернии.
В 1760-е - 1780-е годы ссылка в Сибирь приобрела массовый характер. В 1820-е годы ссыльные составляют вторую по численности группу жителей Минусинска. В 1863 году в Енисейской губернии жило 44 994 ссыльных. Следовательно, каждый седьмой житель был ссыльным.
По переписи 1897 года в губернии проживало 570,2 тыс. чел., в том числе в городах 62,9 тыс. чел. (11,7 %). В религиозном составе преобладали православные - 93,8 %, были старообрядцы - 2,1 %, католики - 1,1 %, иудеи - 1,1 %, мусульмане - 0,8 % лютеране - 0,7 %. Доля грамотных составляла 13,7 %.
2 Мотыгинский район: Как это было …
2.1 Первым созданным и сохранившимся поселением является населенный пункт Рыбное.
В рамках дальнейшего освоения территории и для укрепления своих владений в Сибири в 1628 году с территории Енисейского острога, созданного в 1618 году, было начато построение ещё двух острогов: одного на реке Ангаре - в ста десяти километрах от её устья, т.е. Рыбинского острога, другого – выше по Енисею – Красноярского острога. Рыбинский острог был нужен для поддержания и обустройства торгового пути между Китаем и Россией, т.к. река Ангара была составным звеном этого торгового пути. На этом пути торговались продукты земледелия, животноводства. В больших количествах скупалась и вывозилась пушнина. Из заморских товаров ввозились ткани, стеклянная посуда, табак, чай, бумага.
Движение русского люда на Ангару реализовывалось в рамках разночинства. Разночинцы – это группа лиц российского народа, возникшая из людей разных чинов. Термин появился в период правления Петра I в период первой ревизии от 1719 года, использовался в административной практике для обозначения группы маргиналов (маргинал - человек, оказавшийся вне своей социальной среды; опустившийся, изгой: дворяне, церковники, ямщики, крестьяне, посадские и служилые люди и т.д.
Ангарские разночинцы – это, как правило, посадский люд Енисейского острога и казаки, не вошедшие в штат енисейского воинства. Как непосадские и неземледельцы они платили государству денежный налог, а в отправлении натуральных повинностей участия не принимали. Этот момент важен для понимания того, что среди первых поколений ангарцев знатных людей, а тем более дворян, не было.
Разночинцы в основном селились в уже сложившиеся при тунгусах деревеньки. По списку селений Г.Ф. Миллера и II переписи 1744 г., по Рыбинскому присуду названы деревни: Усть-Тасеевская, Тасеевская, Каменская, Иркинеева, Богучанская, Чадобская, Усть-Кодинская, Белоярская. В последующие десятилетия население росло, главным образом, за счет высокой рождаемости. Так складывался слой старожилов, называемых в XIX веке ангарцами. Итак, фиксируем: ангарцы – это пришлый на Ангару народ из числа разночинцев, коренные ангарцы – это жители ангары, имеющие в роду несколько поколений ангарцев, а не аборигены. По III ревизии 1762 года впервые встречаются девять деревень, в том числе Старо-Николаевский Погост, Зырянова, Бельская, Пашенная, Кокуйская, Потоскуйская, Островная, Манзинская, Бузыканова. Однозначно, что 4 населенных пункта по названию и порядку перечисления, а именно деревни Бельская, Пашенная, Кокуйская, Потоскуйская – это населенные пункты сегодняшнего Мотыгинского района.
С сайта «Энциклопедия Красноярского края» (
http://my.krskstate.ru/docs/villages/selo-rybnoe-motyginskiy-rayon/): «… К началу XIX в. – с обустройством Московско-Сибирского тракта - экономический и политический центр Приенисейского края постепенно переместился из Енисейска в Красноярск, а население передвинулось на свободные земли, лежащие южнее, юго-западнее и юго-восточнее. Торговый путь в Китай по Ангаре к тому времени утратил свое былое значение, и населенные пункты на Ангаре, в том числе, Рыбное, начали слабеть. Однако с конца 1830-х гг., с развитием золотодобывающей промышленности в Южно-Енисейской тайге, эти населенные пункты ожили и значительно расширились, также были основаны новые населенные пункты в Нижнем Приангарье. …». Считается, что в период с 1840 года по 1916 год было открыто 710 приисков.
3 Населенные пункты Мотыгинского района.
3.1 Список населенных пунктов (численность на 01.01.2017 года).
1) Мотыгино (4936 человек),
2) Раздолинск (2263 человек),
3) Орджоникидзе (1383 человек),
4) Новоангарск (1307 человек),
5) Первомайск (936 человек),
6) Кулакова (822 человека)
7) Машуковка (631 человек),
8) Южно-Енисейск (606 человек),
9) Партизанск (374 человека),
10) Кирсантьево (347 человек),
11) Рыбное (344 человека),
12) Бельск (283 человека),
13) Слютрудник (150 человек),
14) Решающий (74 человека),
15) Татарка (73 человека),
16) Пашино (40 человек),
17) Чистяки (31 человек),
18) Устье (16 человек),
19) Кировский (14 человек),
20) Никольск (9 человек),
21) Кандаки (0 человек).
Вывод № 1: Почти все населенные пункты, основанные до и во время освоения Сибири, сохранились.
Вывод № 2: Часть населенных пунктов возникла в недавнем прошлом.
3.2 О этимологии и топонимике названий населенных пунктов Мотыгинского района
Как правило, при историческом описании содержательная часть, связанная с названиями населенных пунктов, опускается. Хотя порой именно названия населенных пунктов, речек, ручьев, родников, долин, лощин, распадков, логов и т.д. может рассказать не намного меньше, чем исторический справочник. Впервые об этом услышалось от замечательного российского человека Михаила Николаевича Задорнова (1948-2017). После перестройки в России уже не было академиков равных Лихачёву, так вот М.Н. Задорнов с успехом и во многом этот пробел восполнял.
Этимология – это отдел языкознания, изучающий происхождение слов, а также само происхождение того или иного слова. Одним из наиболее интересных этимологических фактов в Красноярском крае является происхождения названия речного порта Игарка в Енисейском заливе Туруханского района. Оказывается, что в свое время там была охотничья избушка местного эвенка, который при крещении получил имя Егор. Звали его Егорка. Произносить это слово через «е» неудобно, через букву «и» произносить проще. Так и получилось, что населенный пункт, возникший вблизи избушки эвенка Егорки, стал именоваться Игарка.
Топони́мика (от др.-греч. τόπος «место» + ὄνυμα — «имя, название») — раздел языкознания, изучающий географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Элемент топонимики в отношении «Егорка – Игарка» позволяет предполагать, что освоение Сибири шло в рамках вовлечения местного и пришлого населения в решении государственных задач, а не в реализации пришлым в Сибирь людом имперского подхода. В последнем случае всё переименовывалось бы, звучало не понятно, не привычно, принося кучу неудобств. Например, можно ли переучить китайских торговцев и местных эвенков новым названиям? Конечно, нет. Пришлый люд брал существующие названия, мог для собственного удобства вводить вторые названия, которые, кстати, не всегда сохранялись. С этой точки зрения, мне нравятся поездки по Енисейскому тракту и по Московскому тракту на участке Красноярск – Канск. Едешь, особенно, если не за рулём и готов насладиться событиями прошлых столетий. Например, выехали из Красноярска Енисейским трактом и понеслась тебе история края машиной времени: деревня Бадалык, деревня Таскино, река Бузим, п. Миндерла, р. Шила, р. Бартат, р. Муртушка, Большая Мурта, Малый Кантат, Большой Кантат … Из случаев подобной топонимики запомнился случай из майской поездки 2020 года по маршруту «столица РФ – столица Красноярского края». По трассе недалеко от златоглавой встретились названия несколько последовательно идущих по трассе населенных пунктов. Звучали они примерно так: деревня Оглоблино, деревня Вожжино, деревня Хомутово, деревня Дугино … И последней деревней в связке была деревня Бубенчиково. История российской жизни и местности, что, называется, налицо. Расскажу и другой интересный для меня этимологический аспект из детства с малой родине. Искали мы потерявшихся коров и уехали далеко – примерно на 2,5 км – от Бельска в сторону Мотыгино. Мы – это Красиков Володя и Домрачев Саша в возрасте 9-10 лет. Было это по весне – конец мая – начало июня: коров еще не пасли и они, чувствуя свободу, двинули с утра по своему пастбищному маршруту. В поиске этих кормилиц начали спускаться под горку в Черёмуховый Лог, а там запах цветущей черемухи кругом стоит и пока по некрутому подъему катишься до сворота на Александровские поля везде стоит насышенный черемуховый запах, как будто ты во флаконе духов с запахом черемухи. Лог – это форма рельефа местности в виде небольшой сухой долины, т.е. без родников и ручьев. Кстати, там на первой поляне в сторону Александровских полей мы и нашли наших коров, которые совсем не торопились домой. Цветущей черемухи вблизи дороги достаточно много. Красиво. Стоит эта красота недели две каждую весну ... Стали постарше, катались туда на мотоциклах и знали верную примету: заблагоухал Черемуховый лог – копай червяков и дуй на Ангару, клёв сорожий и окунячий будет стоять дней пять.
Так вот всё, что было в этом рассказе до этого места – это просто присказка, а сказка тихая и спокойная – это этимология названий населенных пунктов Мотыгинского района. Есть ли в названиях история? Сколько её там? Много или мало? Мне кажется, что достаточно много и этот момент, как правило, во всех описаниях и повествованиях опускается. Наверное, зря это делается … Баек здесь столько, что не перебаять, а мы по ним кратенько! Это и есть наше повествование.
3.2.1 Мотыгино
Место расположения: Центральная часть района. Правый берег реки Ангары.
Дата возникновения: Первые годы после создания Рыбинского острога в 1828 году. Упоминается в 1670 году, как одно из семи селений вокруг Рыбинского острога.
В 1955 г. село Мотыгино становится административным центром Удерейского района, который был образован в 1925 году с центром в Южно-Енисейске. В 1963 г. район меняет название – он становится Мотыгинским.
Причина возникновения: Освоение территории Ангары как торгового пути в Китай.
Численность населения: 1939 год – 2075 человек, 1989 – 7985, 2002 – 6730, 2012 – 5863, 2020 - 4936.
Этимология названия: Однозначно спорная и вот почему.
Предположение № 1.. В далёкие 80-ые годы прошлого столетия в словесной «пикировке» с однокурсниками я был почти смертельно сражён аргументом о том, что я из Тяпкино. Я не понял, переспросил и мне объяснили, что Мотыгино – это от слова «мотыга», а мотыга по другому – это тяпка, следовательно, я из Тяпкино! Спор запомнился ... По первому приезду с учёбы из Красноярска стал задавать вопросы соответствующие вопросы. Интернета тогда не было. Анонен Веза Павлович ещё во всю учительствовал в МСШ № 2 пгт Мотыгино. Его очередной выпускной класс состоялся в 1984 году. Музея слышно не было, но что-то про человека с фамилией Мотыга услышалось. Скажу честно: идея эта мне не понравилась. Не нравится она мне и сейчас. Место наше не сельскохозяйственное. Примеров случайного названия по чьей-либо фамилии, да ещё и некрасивой, не знаю.
Например, в Кежемском районе есть деревня Паново. И этимология её названия проста. В XVIII веке по велению Екатерины II один из участников несостоявшегося заговора по свержению Екатерины II – польский дворянин – был выслан именно на Ангару, где ему в холопы была выделена целая деревня, которая впоследствии получила название, но не по польской фамилии, а по национальности барина. Вопрос-то в те времена был простой: «Чьи вы будете?» (Сегодня этот вопрос звучит просто: «Как фамилия?»). И на него холопы давали простой ответ: «Пановы мы», т.е. люди, принадлежащие пану. Замечательная деревня Паново! Услышал я эту байку впервые в раннем детстве. И было это так. С главным зоотехником подхоза «Решающий» Горбуновым Вениамином Дмитриевичем на подхозную пасеку под вечер приехал главный редактор нашей мнолетней районной, как её раньше звали, «сплетницы» - газеты «Ангарский рабочий». Нужна была статья про сельское хозяйство с хорошей подачей добротного материала. Отец, как главный пчеловод пасеки, встретил гостей, провёл по пасеке, показал все её объекты, решаемые задачи и проблемы. Усадил за стол, налил медов всяких … Разговор потёк: на улице стал накрапывать дождь и по этой причине гнус заедал и в домике. Мне был доверен в разжигание и поддержание в работающем виде дымокур для сопровождения разговора и разговор этот был мне интересен, почему и запомнился. Когда по приезду знакомились, то редактор сказал, что у него простая, короткая, запоминающаяся фамилия «Панов». На что отец и говорит, что, мол, дочь недавно работает и живёт в деревне Паново Кежемского района. Редактор смеётся и говорит: «Мы, Пановы, в крае все только из этой деревни и все родственники. Не ошибешься». Дождь усиливался и водитель директорского «УАЗика» дядя Вена Мутовин стал торопить гостей на выезд из тайги. А на пасеке кончались продукты и сегодня-завтра мне светило по жаре-дождю-мошке-комарам ехать верхом на лошади домой. Тут я отцу и говорю, что может и уехал бы с гостями, а утром вернулся бы с утренним рейсом черноречинской бригады – они бы меня подобрали бы. Отец засомневался во мне: на чернореченскую машину ГАЗ-66 надо уже в 6.30 выходить на шоссе – они рано едут, а я могу проспать. Ну и отпуская домой, а Горбунов В.Д. любезно согласился меня взять до Бельска, сказал: «Смотри! Не подведи!». Так вот статья, которая вышла про подхозную пасеку, про работу, про решение задач социалистического развития, про вклад подхоза в красноярский миллиард так и называлась «Сашка не подведёт!». Вышла она где-то в июле-августе и думаю, что в 1978 году. Точно знаю, что располагалась она в номере на второй странице чуть ниже середины или внизу. Вырезка этой статьи у меня была, но развалилась … Вот такая она этимология про Паново имеет место: встретите Пановых в Красноярском крае, поинтересуйтесь место жительства дедов: цепочка будет одна и та же «Паново Кежемского района – Кежма Кежемского района – Богучаны, Кодинска, Канск Красноярского края». …
Предположение № 2. Возвращаясь к Мотыгино, скажу, что года два назад – в 2019 году - эту тему подняла на моей страничке в «Одноклассниках» одноклассница Виговская Елена Геннадьевна. Среди моих заметок есть заметка от 27.08.2019 «Рассказ о Мотыгинской средней школе № 1 и жителях Мотыгинского района (опус № 19 - поздравительный к 1 сентября 2019 года)» (
https://ok.ru/profile/579822052526/statuses/70872762400942). В нескольких комментариях Елена привела несколько интересных аргументов о несостоятельности теории с казаком Мотыга. Во-первых, следуя этой логике, получалось, что была целая компания казаков – Бык, Гребень, Зарян и т.п. Ошибочность подобного мнения очевидна в том, что в пределах России населенные пункты местного уровня в историческом плане не получали название по фамилиям. Найдите подобное в крае. Если и получали, то это было исторически недавно и было связано с героями гражданской или Великой Отечественной войны: Котовск, Чапаевск и т.д.
Во-вторых, умница Елена обратила внимание на следующий объективный факт: Недалеко от Мотыгино - на юг от Мотыгина - есть речка Моктыгина длиной 85 км. Она впадает в Чуну, Чуна в Тасей, Тасей в Ангару … Очень забавно! Если исходить из данной аналогии, то, возможно, что в названии райцентра просто потерялась буква «К».
В-третьих, и просто гениальное решение, заключалось в следующей её, Еленочке Геннадьевне, логике рассуждения: все местные реки – Ангара, Енисей, Тасей – имеют названия по словам языка аборигенов или соседних народов. Эти слова, как правило, короткие – в 2-3 слога: первые 1-2 слога взяты из местного диалекта, последний слог – словообразовательный из русского языка или его вообще нет: Тасей, Енисей, Ангара … Следовательно, длинное слово «моктыгино» можно разбить на слоги и варианты этих слогов можно посмотреть в эвенкийском языке. Она посмотрела! Посмотрела в соответствующую книгу: Болдырев Б.В. Эвенкийско-русский словарь. В 2 ч. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2000. Словарик, кстати, бесплатно доступен в интернете. И вот что там нашлось:
Мо-: 1) загораживать палками, жердями; 2) ставить снасти (ловушки на медведя), 3) дерево, палка, 4) лес (сплавной).
Мока: дикий олень;
Моты: лось;
Могды: огниво, курительная трубка;
Тыг: сидеть в засаде;
Тыгил: ждать в условном месте;
Тыгит-/ч: подстерегать, сидеть в засаде;
Гина: визжать, скулить (о собаке).
Исходя из этих слов возможен вариант: мок + тыг + гино = (сидеть в засаде на дикого оленя с визжащей собакой). Тут, конечно, можно растеряться, если не знать современный вариант запрещенной охоты, но практикуемый, в том числе, и на Ангаре. Три-четыре охотника по осени или весне выезжают на реку в спокойную погоду и тихо сплавляются, немного или много якорясь, посматривая в бинокль и в дно опустевшей рюмочку поочерёдно … Зверь в тихую погоду «переходит» реку. Он никогда не переходит с ходу, т.е. 2-3 дня он отдыхает, а после перехода опять 1-2 дня отдыхает. Подъезд и добыча зверя с реки при выходе зверя на берег в 2-3 ружья – дело несложное. Возможно, что моктыгиние было еще проще: одни гонят с собакой оленей и те попадаются в ловушки, возможно, при переправе через реку, возможен просто выгон на засаду.
Так что этимологическая теория о казаке Мотыге чуть-чуть подвинулась в сторону и получили себе в соседи этимологическую теорию Виговской о сложнообразованном русском слове «мок-ты-ги-но», возникшего как целая фраза на эвенкийском языке. Близкая, но в менее проработанном виде, подобная версия высказана Виктором Аноненом в статье «Енисей – Ионесси, Ангара – Арама», размещенной на сайте «НКК – наш красноярский край» (
https://gnkk.ru/newspapers/enisey-ionessi-angara-arama/, дата опубликования: 22.05.2015).
3.2.2 Раздолинск.
Место расположения: Центральная часть района (около 30 километров на север от Мотыгино).
Дата возникновения: точная дата не известна.
Причина возникновения: Освоение золотодобывающих приисков.
Численность населения: на 01.01.2019 - 2267 человек.
Этимология названия: Применительно к данному населенному пункту обнаружена единственная версия: название населенного пункта возникло по названию одноименного зимовья.
Что такое зимовьё? Зимовье – это место зимовки людей и скота.
Зимовье в Российской империи – это название всех мелких населённых мест Туруханского края, кроме лежавших на берегу Енисея. Некоторые из этих населённых пунктов были населены только во время промысла.
Зимо́вье в Сибири – это название первоначальных поселений русских землепроходцев при освоении Восточной Сибири. Ставились обычно на слиянии рек, в то время единственных транспортных артериях. Со временем, в стратегических пунктах, становились крепостями - острогами.
Кое-чем могу поделиться из рассказов покойного отца, 1929 года рождения. Во время Великой Отечественной войны он несколько раз был с обозами в Мотыгинском районе. Завоз и вывоз осуществлялся в Мотыгинский район, в основном, в зимнее время санно-конными обозами. Имели они упорядоченный характер. Обоз мерялся по числу саней. Средний обоз – это 30-50 саней. Если возьмем 30 саней, то коней было 32-36 штук. На одни сани должен был быть 1 возчик. Опытным возчикам разрешалось до 2-3 саней и вот эти возчики брали мальчишек в помощники – своих детей или сторонних. Вот таким сторонним помощником и был отец в обозе. Работа возчика – это постоянная забота о тягле, амуниции, санях, грузе. Что показалось интересным, так это принцип однодневного перехода в 20-25 км, т.е. через каждые 20-25 км должен быть населенный пункт, в исключительных случаях – зимовье. С переходом на автосообщение многие населенные пункты потеряли свое единственно важное значение и захирели.
Почему между Мотыгино и Рыбным без спрямлений было почти 20 км по шоссейной дороге? Это был 1 дневной санный переход. Подъемов-спусков много, поэтому переход короткий. Это сейчас, сидя за компьютером, можно сочинять, что шёл Мотыга и выбирал место для жизни. … Хрень это полная. Во-первых, он, с нашей – сегодняшней - точки зрения, отметился в губернской канцелярии, что прибыл в Енисейскую губернию. Во-вторых, получил разрешение – задание на проживание вблизи Рыбинского острога. Вероятно, что он был не один. С этим разрешением – заданием прибыл в Рыбное. Доложился. Получил поддержку и в указанном месте, что следовало удалению от Рыбного в 1 конно-санный переход стал ставить избушку-зимовье. Его задача была: выжить, осмотреться по тайге и реке, а дальше не им решалось что и где будет. АГРЭ и ДРСУ не было. Дорога была привязана к реке. Это я еще по детству помню. Например, дорога в Бельск выглядела так: выходили из Мотыгино, как и сейчас, через Заречку, потом дорогой до горы Савина, а от неё на реку и дорогой по берегу в Бельск. Эта дорога короче в 2 км. Дальше эта дорога бежала по берегу на бельский Самострой и не доходя бельских Песков выходила на шоссейную дорогу Бельск – Рыбное (вернее, шоссейная дорога шла по старой дороге Рыбное – Мотыгино). Если была вьюга по зиме или дожди по лету, то туда никто не совался. По хорошей летней дороге и зимней с нижнего склада Мотыгинского леспромхоза дорога по берегу шла к Мотыгино и выходила к Карнаевке. По этой дороге мне доводилось доезжать в Мотыгино по зиме на леспромхозовском ЛИАЗе. Этой дорогой в своё время лесовозы ходили груженые. Все ручьи и речки – однозначно вброд. Вот и представьте себе надёжность этой дороги в ледоход и ледостав, после дождя или вьюги ... Когда будете читать про поселок Решающий, там в тексте есть статья «Красноармейское поле» фронтовика Каюмова Мухамадея Галимовича из «Ангарского рабочего», то в ней всколзь и рассказывается про дороги районные в 1941 году: позиции совпадают на 100 %!
Кстати, следует заметить, что на Руси и, соответственно, в Сибири были дороги и были пути. Путь вдоль реки – это дорога. Поэтому в сказках и говорится «дорога приведёт». А вот дорога от одной реки к другой – это уже путь и путь надо держать самому. Например, золотодобытчику с Енисейского кряжа объяснялось так: «Держи дорогу на закат, а Спасскую (Полярную) звезду в правой руке и через два дня выйдешь к Енисею», т.е. держи направление движения на запад.
… Итак, дороги мотыгинского района, идущие у реки. Надёжность никакая. Вот и отметили разночинцу место для поселения. Сколько их было этих поселений – никто не знает. Надо смотреть архивы …
Сколько километров между Мотыгино и Раздольным? Сейчас 32 км, в 70-е годы было 35 км, т.е. 2 дневных санных перехода, горок там хватает: сопка на сопке. Смотрится красиво, как бог поиграл. Берём маршрут Мотыгино – Орджоникидзе. Это 79-80 км, т.е. 4 дневных санных перехода. В конце каждого дня пути, т.е. через 20-25 км, стояли зимовья. Ищите по карте, спрашивайте у старожилов, охотников и все они найдутся …
На зимовье всегда один жилой дом, конюшня маленькая, даже навеса конюшни не всегда хватало, что бы завести всех коней с обоза. Для коней широко использовались попоны. Если прихватывали сильные морозы, то лошадей в конюшне и под навесом забрасывали сеном, соломой. Работы в обозе много. Руководил всеми работами начальник обоза, у него могло быть 2-3 помощника. Расстояние в конном обозе между санями – 20-30 метров. Считаем 25 метров на 30 саней, получаем длину обоза в 750 метров. Возможности коня немного регулировались массой груза. В среднем масса груза на 1 сани была примерно одинаковой. Именно это одно грузо-сани-место и оплачивалось государством. Брали в обозы крепкие сани, крепкого коня, крепкого возчика. Платили хорошо. Это была выгодная работа для крепкого хозяина и называлась она «пойти в обоз».
Лошади, которые сами поменьше или силы поменьше, выставлялись в начало обоза. Они в гору стараются выйти, что называется, с разгона. Основная проблема в обозе не столько с подъемами, сколько со спусками. Иногда в разовом переходе на тенигусах на спуске практиковалось слабых лошадей ставить перед сильными. Сани слабой лошади веревками, а чаще вожжами, привязывались к гужам сзади идущей сильной лошади. Если слабая лошадь не удерживала воз под гору и срывалась, то был шанс, что вторая лошадь поможет удержать. Возчики помогали тормозить. Они не тормозили сани, а держали коня под уздцы. В тенигусах на подъем хозяин нескольких саней мог часть груза перекинуть более сильной лошади. А ведь это всё было на морозе. В общем нюансов много: закончился переход, надо распрячь лошадей, можно дать сена, подсушить хомут, сбрую, чересседельник, что-то подремонтировать, через 2-3 часа можно поить лошадей, потом надо задать овёс, ночью проверить попону, ранним утром опять задать овёс, напоить, обиходить груз, запрячь. А ведь надо самому высушиться, отдохнуть, еду сварить.
Ходили обозами во время войны откуда-то с района Канска, т.е. от ближайшей железнодорожной станции. Вот схема завозов товара в район конце 19 века по интернет-статье Шишкиной Н.А. «История купеческих семей Башуровых и Сусловых в истории Мотыгинского (Удерейского) района Красноярского края»: «Зимой товары привозили на лошадях через села Сметанино, Тасеево, а летом - на илимках, которые тянули по берегу бичевой, по воде - на веслах. … Основной товар, которым торговал Башуров - высококачественная мука - крупчатка, которую завозили из села Тасеево. Соль, базарные чулки, сахар и многие другие товары первой необходимости можно было найти в лавке прапрапрадеда.
По «зимнику» он возил товары на прииск Гадалова по зимнему тракту из Стрелки через Кулаково, Сметанино, Денисово, Рыбное, Асташевск и дальше в тайгу. По этому тракту потоком шли обозы с грузом для приисков: продовольствием, фуражом, промышленными товарами. Позднее была проложена, так называемая, Климовская дорога, которая непосредственно связывала Стрелку с Южно-Енисейскими приисками. Эта дорога начиналась от «Климовской резиденции» - трех деревянных изб, построенных на правом берегу Ангары против поселка Стрелка. Состояла она из нескольких перегонов: первый, от Климовского зимовья до зимовья Рассоха равнялся 39 верстам; второй - от Рассохи до зимовья Татарка - 20 верст; третий - от Татарки до зимовья Сухая Половина; четвертый - от Сухой половины до Подголечного зимовья - 18 верст; пятый, самый длинный и самый трудный, от Подголечного зимовья до прииска Александро-Ивановска (ныне поселок Южно-Енисейск)».
Комментарии 35
Спасибо огромное.