О его правлении лучше всего свидетельствует Конституция Антонина — указ, предоставляющий статус римского гражданина всем перегринам (свободным людям).
Это был очень важный указ, так как римское гражданство давало человеку особые права и льготы, которые признавали и уважали на всей территории империи. Например, было незаконно пытать или бичевать римского гражданина, чтобы добиться от него признания. Эти формы наказания считались крайне унизительными, применимыми только к рабам.
В Библии повествуется о событии, когда в Иерусалиме римские воины избавили апостола Павла от разъярённой толпы иудеев. Тогда он умолчал о своем римском гражданстве. Но когда его собрались бичевать, он сказал стоявшему рядом сотнику: «Законно ли, что вы бичуете римского гражданина, к тому же не осужденного?» Далее говорится: «Услышав это, сотник пошёл к военачальнику и доложил: „Что ты собираешься делать? Ведь этот человек — римлянин“». Когда всё выяснилось, «люди, которые собирались его допрашивать, отошли от него», а «военачальник, выяснив, что он римлянин, испугался, что связал его». Об этом рассказывается в книге Деяния Апостолов в 21 и 22 главах.
Получить римское гражданство можно было по-разному. В некоторых случаях император давал гражданство целым городам, областям или отдельным людям за оказанные ими услуги. Иногда гражданство можно было просто купить за деньги, как это сделал военачальник Клавдий Лисий, сказавший Павлу: «Я приобрел это гражданство за большие деньги». Павел же ответил ему: «А я и родился в нём» (Де 22:28).
Поэтому конституция императора Марка Аврелия Антонина, давшая позднее римское гражданство всем свободным людям, жившим на территории империи, была большим подарком для тех, кто тогда стал гражданами Рима.
Но апостол Павел говорил также о более ценном гражданстве - духовном. Особенно примечательны слова Павла: «А наше гражданство — на небесах», которые он написал христианам в Филиппах — городе, которому было даровано римское гражданство и в котором за десять лет до того были попраны права апостола как римского гражданина (Фп 3:20).
Таким образом апостол показал, что быть христианином - это более ценно, чем иметь гражданство, которое подарил Марк Аврелий свободным людям, жившим на просторах Римской империи. Да и более ценно, чем любое другое гражданство в современном мире.
Нет комментариев