К фильмам Данелия нужно подходить особо – режиссёр мастер показа жизненной прозы с философским взглядом на происходящее. В своих работах он берёт отрывок из жизни самых обычных людей своего времени и проводит зрителя через перипетии их жизненного уклада, часто заканчивая там же, где и начал: «Осенний марафон», «Мимино», «Паспорт», «Кин-дза-дза».
В его фильмах показан жизненный цикл героя от его начала, середины, кульминации и конца (он же начало). В фильмах Данелия нет рецептов или решений, как выйти из этого цикла, в них есть только основные моменты, на которых мы остановимся разобрав фильм «Афоня» и в конце попробуем прийти к своим выводам, которые у каждого зрителя могут быть свои.
ВНИМАНИЕ – спойлеры.
Афоня – типичный сын родителей, не переживших войну. Таких не мало было в СССР, возможно поэтому партия взяла на себя роль родителей и воспитателей, до последнего стараясь исправить Афоню и превратить его в достойного советского гражданина. Вот только главному герою для этого нужна была женщина, а не политсобрания и нравоучения.
К женщинам Афоня имел свой подход. Воспитываемый тётей Фросей он научился манипулировать ею в совершенстве, что в будущем успешно применял с другими женщинами. Тётя Фрося потерявшая мужа и сосредоточившая всю свою жизнь на взращивании племянника, не могла по-другому вести себя и вынуждена была уступать манипуляциям маленького мужчины.
Алкоголизм главного героя вещь естественная в данной ситуации, т.к. любая зависимость формируется у детей, а затем и взрослых из-за отсутствия материнской любви, которой Афоня был лишён в раннем детстве.
Женщины, что влекли Афоню. Обратите внимание, что все они были холодными и с «пустыми» глазами, которые смотрели сквозь Афоню. Это классика психоанализа – мать Афони умерла, когда ему был 1 год. В этом возрасте любая утрата матери считается предательством. Ребёнок считает, что его мать превратилась в бездушный объект, который утратил к нему эмоциональную привязанность и отказался от него. Поэтому все женщины, что влекли его, были олицетворением умершей матери – холодной и безразличной к нему. А маленький Афоня внутри уже взрослого мужчины пытался любыми средствами заинтересовать её, обратить на себя внимание, отрабатывая древнейшую травму привязанности: «Если мама на меня эмоционально не реагирует, значит я погиб».
Лена – первая отсылка к тёте Фросе. Красивая и с отсутствующим мужем (муж тёти Фроси погиб на войне). Здесь трудно винить кого-то из них в произошедшем, оба вступили в свои детские травмы. Лена – избалованная родителями дочка, любые капризы и потребности которой тут же удовлетворялись, нашла такого же мужа и поведение Афони принимала как должное. Афоня, знавший, что заслужить внимание и ласку от Лены (тёти Фроси) он может только стараясь угадать её потребности и делая сюрпризы(подарки), вступил в свои детские модели поведения.
В пользу того, что Лена и тётя Фрося одно лицо была сцена в фантазиях Афони, когда он заходил в дом тётки и там его встречала уже жена Лена с детьми. Но, в отличие от тёти Фроси, муж Лены не погиб и за минуту экранного времени нанёс травму Эдипова комплекса: кастрировал Афоню, вручив ему деньги за раковину и забрал с собой Лену, чем вызвал очередной рецидив - пьянство.
Коля – неоднозначный персонаж. С одной стороны он играет роль отца (напомним, Афоня – это Афанасий Николаевич) в пользу этого говорят кадры мужчины со штангой и гантелями, своеобразный мужской архетип, после которого шли сцены с Колей. С другой стороны важны трансформации в доме главного героя. С появлением Коли в дом пришли чистота и уют. Вещи аккуратно висят на стене, на столе ваза с цветами, новое кресло и чувство уюта. Примечательно, что до этого Афоня жил два года в гражданском браке, но женской руки в доме не было видно.
Коля своеобразный катализатор, он напоминает Афоне про тётю Фросю, задаёт нужные вопросы и говорит знаковые фразы в нужный момент: «Доволен ли ты своей жизнью?», «Семья ячейка общества», но в конце даже он не может ответить на вопрос Афони: «А может мне жениться?» и Коля отвечает: «Не знаю». Так работает любой катализатор, он ускоряет химическую реакцию, но не расходуется в её процессе. Он показал Афоне другую жизнь тем самым выполнив свою роль и покинул Афоню, хотя тот и просил его остаться.
Тётя Фрося – заменила Афоне мать и сформировала у него понятие о том, что такое любовь и как она проявляется.
Показателен эпизод, где она шьёт рубашку Афоне из своего последнего платья и на вопрос: «Зачем же ты последнее платье разрезала?» она отвечает: «А на что оно мне?» Жертвенность и желание жить ради другого, так и бьют из этой сцены. Именно такой язык любви к себе Афоня понимает для себя в будущем.
Да, изначально он не замечает этого языка любви Кати, потому что ослеплён детской верой в то, что его мать наконец найдётся и нужно продолжать поиски. Но после сцены с мужем Лены он понимает, что возможно эта цель для него недостижима.
Катя – спасатель в треугольнике Карпмана (работа в помогающей профессии медсестрой), а потому идеальная жена для Афони. Поначалу Афоня её не замечает, воспринимая её привязанность к себе, как само собой разумеющееся и сейчас, когда он ищет мать, не нужное ему. Но вскоре, после Лены, Коли и воспоминании о тёте Фросе он понимает, что возможно с Катей у него всё может получиться. Тем более, что девочка ведёт себя в точности, как тётя – бегает за Афоней хвостиком, прилетает по первому зову и даже в конце фильма она сама находит его и готова на всё, лишь бы быть рядом с ним.
Всё бы ничего, но это классическая работа в треугольнике Карпмана. Сейчас Катя спасатель, а Афоня жертва. Но стоит ему начать выходить из этой роли, как Катя может превратиться в агрессора. Стоит Афоне перестать пить, как она тут же оседлает любимую тему: Взяться за ум и тем самым начнёт перегибать палку, превращаясь в агрессора и толкая Афоню на бунт, в виде пьянства или измены. После чего он снова встанет в позицию жертвы, а она возьмётся за привычную роль спасателя.
Что мы имеем в остатке – типичных советских людей 70-х годов, недолюбленные матерями мужчины с погибшими отцами, воспитанные чужими людьми и улицей. И женщины спасительницы, для них такие мужчины «их крест», который нужно нести в попытках изменить их к лучшему. Вспомним эпизод в постели, когда Катя рассказывает про сослуживицу, взявшуюся за ум. Важно заметить, что именно в этот момент Афоня от неё отстраняется и уходит – он чувствует, что его снова не принимают и пора идти искать ту, которая примет его такой, какая она есть.
Выводов Данелия не делает, но это не значит, что их не можем делать мы. Мы все в детстве учились любить на примерах родителей или близких нам взрослых людей, после чего вступали в подростковый период и активно от этого отказывались. Но шло время и запечатлённые в детстве примеры, начинают толкать нас на поиск тех отношений, где можно это повторить. Это не хорошо и не плохо – это факт. Вот только когда мы поддаёмся тем моделям, что мы восприняли в детстве, мы перестаём жить как самостоятельная личность, подчиняя её моделям своих родителей, как они, возможно, в своё время подчинили свои личности моделям поведения своих родителей.
Поэтому вопрос: «Как я хочу получать любовь в отношениях?» никогда не будет лишним. Спросите себя об этом и запишите свои ответы, которые в чём-то могут вас удивить.
https://youtube.com/live/tj-muxRH4w0 На встрече мы обсудим три основные темы:
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев