Мы отпразднуем Медовый Спас
Пронесеньем честных древ Креста.
Летний пост желанней всех для нас.
Поздравляю с праздником души,
Тело пусть от суеты уйдет.
Пост средь лета соблюсти спешим,
Нам Христос дарует веры мед.
Честных древ Животворящий Крест
Празднуем мы, веру сохранив.
Я желаю – добрых дел не счесть,
Жить в благословеньи и любви.
Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.
«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост — время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост — это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, — жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми» (митрополит Антоний Сурожский)Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост - единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.»Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.
История
Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: “Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост – ред.), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский – ред.), для зимы – зимний (Рождественский – ред.)”.
Святой Симеон Солунский пишет, что “Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас”.
Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа.
Вальсамон об этом Соборе пишет: “Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября”.
Смысл
Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.
Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.
По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.
В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.
Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.
После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.
И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.
Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.»
Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.
Питание
Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – “сварением пищи, но без елея”, то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.
До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию св. отцов, “если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август”.
В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.
В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим”.
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли. https://youtu.be/PRIZay5_EdQ https://youtu.be/OyBdByaE8kE https://youtu.be/RBH-09Qc8pg https://youtu.be/u2hBEktXBxs ***
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):
Послабление в посте дается по медицинским показаниям. Например, у беременных есть свой рацион. В него, допустим, входит вареное мясо. Мясо по-французски, шашлык и курица, запеченная в винном соусе, туда явно не входят. Прописали вареное мясо? Вот и ешь его как лекарство, не уклоняйся в стороны.
Если ты постом начинаешь пробовать какие-то гастрономические изыски, то этим ты действительно нарушаешь пост. А не тем, что по предписанию врача ешь вареную говядину.
Своим прихожанкам, которые приходят за советом, я так и говорю, что пост – это полезно, от поста никто не умирал. Но важно, чтобы ты была бодра, здорова, полна сил. Безусловно, надо внимательно слушать советы врача, следить за своим состоянием.
Между прочим, по строгости церковных канонов бедной женщине, у которой произошел непроизвольный выкидыш, и которой можно только сочувствовать, запрещают на год подходить к причастию. Потому что женщине надо себя беречь во время беременности. Но каноны – это планка, это уровень требований, призыв к строгому и разумному отношению к себе и своему здоровью.
Сегодня у нас (по сравнению с прошлым) ужасная экология, мы едим непонятно какую пищу, пьем загрязненную воду, дышим отравленным выбросами воздухом, и поэтому, учитывая реалии нашей жизни, священники не применяют каноны со всей строгостью.
Но речь о том, что женщина обязана бережно относиться к своему здоровью в этот период.
Сказали: ешь мясо – значит, ешь. Но если твое состояние таково, что ты можешь отказаться от него в среду-пятницу, откажись: ничего с тобой не произойдет.
На самом деле надо стремиться найти «золотую середину», чтобы и соблюдать пост, и заботиться о здоровье, когда это необходимо по медицинским показаниям, не скатываясь от послабления к расслаблению. Это, кстати, очень хорошая задача, которую можно поставить перед собой постом.
Взять ответственность
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО (Москва):
Попустительство, снисхождение или икономия во время поста устанавливается церковным уставом для определенной категории людей – для больных, для тех, кто находится в тяжелых условиях, в пути.
Но вот вопрос: а что рассматривать, например, под понятием «в пути»?
Дорога от квартиры до работы на метро и маршрутке является ли путешествием? Может ли такой человек делать себе послабления постом?
Здесь все на совести человека, насколько он готов следовать посту.
Ведь пост – не просто некое безоговорочное соблюдение каких-то правил. Пост – это ущемление себя в чем-либо для того, чтобы что-то приобрести. Чтобы что-то приобрести, надо чего-то лишиться.
Здесь очень важно, чтобы человек сам думал, сам пытался себя в чем-то ограничить, чтобы не впасть в бесконечное самооправдание, в расслабленность: «Ой, у меня заноза в пальце – я человек болящий, и теперь мне можно все».
Нет, нельзя тебе все. Если ты сделаешь послабление постом в малом, то, наверное, в большом ты не сможешь себе отказать.
Пост – очень маленькая составляющая всей нашей жизни.
И как во всей остальной жизни человек сам должен брать ответственность и определять меру своего поста. Чтобы это не было и перебором в сторону аскетизма, который явно не по силам, и перебором в сторону «раз можно это, тогда можно еще то, то и то».
Грубо говоря, если человек умирает оттого, что «перепостился», – это грех самоубийства.
Средняя линия поста дана церковным уставом, написана в Типиконе. К ней нужно приближаться, на нее необходимо ориентироваться. А все детали и нюансы можно решить со своим духовным отцом. Поскольку болезнь – это уже есть воздержание, пост.
Да, естественно, если есть какие-то медицинские рекомендации, нужно их услышать. Тем более врачи обращают внимание на гастрономический аспект поста. Тогда себя можно ограничить в другом плане. Допустим, не смотреть телевизор во время поста.
Если человек пытается себя дисциплинировать, сделать шаги к какой-то вершине, он обязательно будет к себе относиться требовательно. Если же человек безмерно себя любит, относится к себе как к пупу земли, вокруг которого все движется, он будет себя всячески оправдывать.
Найти грань, «золотую середину» – это дополнительная работа в пост, ведь для этого нужно напряжение, дисциплина.
Свериться с планом!
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:
Человеку всегда сложно выбрать «серединку»: проще либо поститься «по полной программе», либо – никакого поста. Великий пост легче соблюсти, чем не пропустить ни одну среду или пятницу. Так что для «серединки» нужны усилия.
Будет очень хорошо, если человек, приступая к посту, определит его меру, которую он будет соблюдать, посоветовавшись с духовником. Соблюдать пост во всей полноте, по уставу, сегодня способны немногие, и далеко не каждого человека на это благословят. Так что послабление существует практически для всех. А вот степень послабления зависит от индивидуальных качеств человека, от его работы, от здоровья, от возраста.
Самое важное – чтобы человек был верен принятому решению, которое было принято с учетом физических возможностей и согласованно с духовником. Если врач из-за низкого давления сказал есть в день по дольке шоколада, то надо твердо есть по дольке, не позволяя себе «еще и кусочек торта». И так далее.
Человек так устроен: как только он принимает какое-то решение, и тем более если его благословляет священник, то начинается особенное влечение к запретному плоду. С логикой: «Если мне вот это можно, то почему вот этого нельзя?»
Тут как раз нужно проявить силу воли и послушание, а не позволять идти в послабление дальше, чем было оговорено заранее. Допустим, приходит ко мне человек и говорит, что у него печень больная, или гемоглобин понижен. Спрашивает, как ему поститься? Отвечаю: «Вы сами знаете свой организм, свои силы. От чего вы можете отказаться без ущерба для здоровья, самочувствия, работы? Давайте определимся, но тогда вы это уже исключите полностью из своей жизни на время поста».
Чтобы не отступать от принятого решения, нужно перед началом поста составить план послаблений. Можно даже записать его, чтобы было визуальное напоминание.
«Послушание превыше поста и молитвы» – это обычно применяют к монашествующим. Но это относится не только к ним. Почему послушание ценится так высоко? Человек так устроен, что ему очень тяжело выполнять делание, назначенное не им самим, или делать что-то регулярно. В этом заключается очень большое мужество и сила – делать то, что требуется, хотя у меня душа лежит сейчас к чему-то другому.
Послушание в принятом решении – дело непростое. Пока человек постится спонтанно, ему легко. А вот решил приступить к регулярному исполнению конкретных вещей: читать, например, в день по главе Евангелия, дополнительные молитвы и так далее; потом чувствует, что через несколько дней это дается ему с огромным усилием.
Вот тут-то как раз нужно устоять и делать то, что принял на срок поста. Не отступить от имеющегося плана, который, повторяю, был принят заранее с трезвой оценкой своих возможностей, с советом духовника и после его благословения.
***
вам не скажу за весь Советский Союз, но большая часть моего поколения (за исключением тех, кто вырос в местах, где успехи богоборческой зачистки не были, скажем так, идеальными) в детстве и в молодости даже не задумывалась о происхождении фамилий детского писателя Эдуарда Успенского, поэтов Андрея Вознесенского и Роберта Рождественского.
А ведь это – так называемые «семинаристские фамилии», которые в духовных училищах, семинариях и академиях давали взамен «неблагозвучных». Ну, о происхождении этих фамилий многие не знают и поныне, а вот в до чего же параллельной реальности мы жили, если эти фамилии не ассоциировались у нас с церковными праздниками?.. Да и о каких праздниках, кроме Пасхи и Рождества (спасибо Гоголю) мы знали?
Любопытно было бы провести хотя бы теперь социологический опрос о происхождении фамилии «Успенский». Что-то мне подсказывает, что даже сегодня, когда церковная терминология на слуху, а по СМИ, пусть поверхностно и не без путаницы, освещаются все великие церковные праздники, все равно найдутся люди, которые скажут, например, что фамилия эта происходит от «успевать» или «быть успешным».
«Успение» – от слов «спать», «уснуть». Смерть для христианина – сон как бы. «У Бога все живы», поэтому мы называем тех, кто покинул этот мир, не «мертвыми», а «усопшими», т.е. «уснувшими».
Родство ветхое и новое
Говоря о всечеловеческом родстве, мы имеем в виду, что человечество – все люди, когда-либо родившиеся, и кому это еще предстоит, – происходит от одной супружеской четы. Это единство еще называют «Адамом» – по имени первого человека, из которого ему была «пожата» жена (чем, по мнению святителя Иоанна Златоуста, показывается «равночестие» женщины с мужчиной), и «в чреслах» которого уже от сотворения пребывало все человечество.
Единство в «ветхом Адаме» – единство родовое, можно сказать, единство биологическое, но с поправкой на то, что если условием биологической жизни вообще является сочетание души и тела, то биология человека обусловлена особенностями его душевной жизни, неразрывно связанной с его духовным началом (каким бы оно ни было подавленным).
Отсюда призвание к богоуподоблению, но отсюда же – наследование первородного греха и его последствий, ибо «…как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5; 12).
Однако родовое единство человечества не замыкается на первой супружеской чете, но восходит к Богу, сотворившему человека по Своему образу и подобию (Быт. 1; 27). Потому мы и обращаемся к Нему «Отче наш» (Мф. 6; 9–13), как бы напоминая себе о том, что Он – Небесный Отец всем нам – всем людям, независимо от каких-либо особенностей происхождения или состояния и даже от мировоззрения, в силу единой богоподобной человеческой природы, сотворенной Им в Адаме.
Единство в Адаме не в прародительском грехе состоит, а в Отце Небесном, и благодаря этому становится возможным единство в Новом Адаме – Иисусе Христе, Которого апостол Павел еще называет «последним Адамом», говоря: «первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. <…> Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15; 45–49).
Первый Адам – образ Божий, человек, призванный к богоуподоблению, Новый Адам – Бог, вочеловечившийся, чтобы мы обожились (святитель Афанасий Великий). Именно ставший человеком, а не гуманоидом, сотворившим для Себя некое точное подобие человеческой природы; Бог, ставший поистине Человеком, а не всего лишь принявший призрачный образ, или же, согласно ереси Нестория, родившийся человеком, который потом якобы принял Божественную природу…
В первом Адаме все согрешили, но и Небесный Отец у всех один
Нет, потому и отстаивали Отцы III Вселенского Собора термин «Богородица», что родила Она совершенного Богочеловека, в Котором обе природы полноценны, и соединены «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» (определение IV Вселенского Собора).
Святитель Григорий Палама так обосновывает необходимость вочеловечения Бога: «Чтобы нам уничтожить в себе смертоносный яд душевный и телесный и снова приобрести себе жизнь вечную, для нашего рода совершенно необходимо было иметь новый корень. Нам необходимо было иметь нового Адама, который не только был бы безгрешен и совершенно оставался бы непобедимым, но мог бы прощать грехи и избавлять от наказания подверженных ему, – и не только обладал бы жизнью, но и способностью оживотворять, чтобы сделать участниками жизни тех, которые прилепляются к Нему и принадлежат к Его роду, и не только представителей последующего за Ним поколения, а и тех, которые уже умерли до Него».
И далее: «Было делом совершенной справедливости, чтобы естество наше, которое добровольно было порабощено и поражено, само же снова вступило в борьбу за победу и свергло с себя добровольное рабство. Потому-то Богу и угодно было принять на Себя от нас наше естество, чудесным образом соединившись с ним ипостасно. Но соединение Высочайшего Естества, чистота которого непостижима для нашего разума, с греховным естеством было невозможно прежде, чем оно очистит себя. Поэтому, для зачатия и рождения Подателя чистоты необходима была Дева совершенно Непорочная и Пречистая».
И вот Господь нам провозглашает новое родство, родство в Нем, во Христе, указывая при этом на признаки родства: слушание слова Божия и его исполнение, т.е. не только жизнь по заповедям «как получится», но живой интерес к слову Божию, стремление знать его, чтобы по нему жить. Рождение свыше в таинстве крещения – это еще не все, оказывается. «Слушать» и «исполнять», т.е. узнавать и вникать, прилагая слово Божие ко всем жизненным ситуациям, решая их в новозаветном ключе.
Именно так поступала Пресвятая Богородица, которая почитается как новая Ева, «ибо, как та была обольщена словами ангела к тому, чтобы убежать от Бога, преступив Его слово, так другая чрез слова Ангела получила благовестие, чтобы носить Бога, повинуясь Его Слову. И как та была непослушна к Богу, так эта склонилась к послушанию Богу, дабы Дева Мария была заступницею девы Евы.
И как чрез деву род человеческий подвергся смерти, так чрез Деву и спасается, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы. Грех первозданного человека получил исправление чрез наказание Перворожденнаго, и хитрость змея побеждена простотою голубя, и таким образом разорваны узы, которыми мы были привязаны к смерти» (святой Ириней Лионский).
Успение христианина – его кончина в родстве с Богородицей
Дважды посещая преподобного Серафима Саровского на одре болезни, Божия Матерь, исцеляя его, говорила сопровождавшим Ее апостолам Петру и Иоанну: «Сей от рода нашего».
«Сей от рода нашего»
Выше мы упоминали о смерти как успении, предваряющем всеобщее воскресение, о нашем родстве во Христе, которое стало возможным благодаря Пресвятой Деве, а также о признаках и условиях этого спасительного родства. Божия Матерь, усыновляющая нас, как бы напоминает своим успением о том, что кончина христианина – это его праздник, если, конечно, он к этому событию достойно подготовился. Успенский пост символизирует образ жизни, к которому человек призван, чтобы его кончина стала торжеством, а не крахом.
Все мы движемся по жизни навстречу вечности, приближаясь к порогу разлучения души от тела, к порогу, за которым покровы спадают, и все становится ясно: и что чего стоило, и каковы были истинные намерения, – вся подоплека наших мыслей и чувств, слов и дел.
Будет ли наше посмертное состояние «во блаженном успении вечным покоем» в ожидании всеобщего воскресения мертвых или ожиданием этого дня в «мучительном стыде за бесцельно прожитые годы… за подленькое и мелочное прошлое», как начала Страшного суда?
Какова жизнь – таково и успение. Успенским постом готовимся встретить Успение Пречистой, своей жизнью – свое успение… или смерть – это уж как проживешь.
***
Сейчас столько всяких заменителей в любом магазине – пожалуйста, молочко соевое, соевый творожок, соевое мясо, сложные морепродукты. То есть поститься сейчас даже иногда и вкуснее, и приятней, чем питаться в обычное время. Как не превратить пост в праздник живота?
Отвечает настоятель храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки протоиерей Владимир Новицкий.
Я думаю, что, во-первых, все эти постные излишества, все эти соевые продукты не полезны, потому что применяется генетически измененная соя, добавляются всякие красители, всевозможные эмульгаторы, консерваторы и так далее. Это, прежде всего, пища нездоровая, это ненормальная пища. Поэтому кидаться-то на нее так не надо во время поста и не только во время поста.
Потом если мы будем гоняться за всякими вкусовыми ощущениями, то, знаете, чем больше мы будем гоняться, тем быстрее мы их потеряем. Когда много всего, то уже не знаешь, как себя насытить, у человека сластолюбие наступает.
Сластолюбие гонит человека вперед, а не дает удовлетворения. И напротив, воздержание от излишних яств, от разнообразия яств и смиренное отношение к этому, еда с молитвой придают даже простой обыкновенной пище особый вкус. https://youtu.be/KpVzGn2Ox4U Монастырская трапеза
Вы, наверно, замечали, когда мы бываем в святых местах, в монастырях, как там бывает вкусно, хотя это совершенно простая, деревенская еда: картошка какая-нибудь, салат обыкновенный, капуста. Или если поста нет – молочные продукты. Как это всё вкусно! Потому что это простая, естественная еда. Она освящена молитвою, и готовится она со смирением, и вкушается она с молитвою. И присутствие благодати Божией придает пище вкус.
Пища вкусна не химическим содержанием разных компонентов в ней и не истонченным вкусом человека, который её потребляет, а пища вкусна, прежде всего, той приправой, которую Господь дает ей, сообщает ей – благодатью Божией. Пища освященная – она особо вкусная.
***
Последние годы Своей земной жизни Пресвятая Богородица провела в доме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Господа нашего Иисуса Христа, на горе Сион.
Сейчас на этом месте стоит католический храм Успения.
Именно отсюда, с горы Сион, апостолы несли тело Пречистой через весь город в Гефсиманский сад, где и погребли Ее. Гробница относится к древнему еврейскому кладбищу, существовавшему со времен ветхозаветных пророков (некоторые похоронены тут же) и до наших дней – свежие могилы появляются и сегодня.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 8