[Вопрос адресата]:
Отец Иоанн!
Пишет Вам одна из верующих. Обращаюсь к Вам с вопросом, который я задавала двум священникам, и каждый из них дал противоположный ответ.
Однажды я услышала проповедь, в которой священник сказал, что надо молиться только за верных членов Православной Церкви. А люди, мол, подают записки об упокоении тех, которые в церковь не ходили и не приобщались Таинств. После проповеди я спросила у него: «Значит, подавать записки на литургию и панихиду об упокоении души моего покойного отца мне нельзя? Он в церковь не ходил, и я не знаю, верил он в Бога или нет, но я не припоминаю с его стороны богохульства. И он крещен в Православной вере. Он — крещеный! Я знаю, что грех подавать записки о некрещеных людях, но отец мой крещеный». Ответ священника был: «Нельзя. Если при жизни Христос был не нужен, а ты ему после смерти…» В недоумении я решила обратиться с таким же вопросом к священнику из другого храма. Он ответил, что не согласен с тем
утверждением, сказав: «А кто же тогда за него будет молиться?!»
Этот ответ ближе моему сердцу, и я продолжаю подавать записки на литургию и панихиду. Мой отец скончался без покаяния и причастия не потому, что не хотел, а потому, что тогда, почти пять лет назад, наша семья не имела никакого представления о духовной жизни, о жизни Церкви. Я сама стала ходить в храм на богослужения лишь два года назад.
Я не оправдываюсь, а пытаюсь объяснить, как все было. Хорошо еще, что отца отпевали, благодаря инициативе его родной сестры, а я даже и не думала об этом (Отпевали дома, приглашали священника).
Отец Иоанн! Ответьте, пожалуйста, неужели мне нельзя подавать записки об упокоении души моего покойного отца, не являющегося верным членом Церкви, но крещеного? Этот вопрос я задаю и по отношению к некоторым моим усопшим родственникам, которые были крещены, но не воцерковлены.
И как быть в случаях, когда я желаю подавать записки на литургию и молебны о здравии тех родных и знакомых, которые крещены в Православной вере, но не воцерковлены, а некоторые, может быть, даже и не верят в Бога? А может, благодаря церковным молитвам, они откроют свое сердце Христу?
Пожалуйста, отец Иоанн, не оставьте меня без ответа!
Заранее благодарю Вас!
[Ответ отца Иоанна]:
Раба Божия Е.
Непременно, пока Вы живы, молитесь за своих родных, которые были крещены. Мы не будем предвосхищать суд Божий. Господь один знает обстоятельства жизни каждого, а самое главное — зрит сердце каждого. Он и суд изречет в свое время.
🙏А пока отдавайте свой дочерний долг родителям и долг любви своим близким в молитвенной памяти о них. Молитва Ваша не останется без ответа. Подавать на литургию нельзя только за сектантов, еретиков и сознательных богохульников, которые явно засвидетельствовали свою вражду к Богу.
P. S. Эту переписку можно найти, например, в сборнике писем «Рассуждение с советом», на стр.: 473−475.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 17
Вы спрашиваете: как поминать не участвующих в жизни Церкви? Ответьте прежде: Вы отпеваете только своих прихожан, которых наверняка знаете? Крестите Вы только тех, в ком уверены, что они (их родители и крестные) живут церковной жизнью? А венчаете по каким критериям и кого? Разве в этом пастырская совесть не укоряет нас, пастырей? Какой выход из этого? Очень простой: заниматься организацией собственной общины, воспитывать людей, воцерковлять и молиться, чтобы таких ситуаций, о которых Вы пишите, было как можно меньше. А молиться, мне кажется, и о невоцерковленных дОлжно, это дерзостное право дается священнику в хиротонии. Всё, что мы делаем — некая дерзость перед Богом: возглавлять богослужение, зная, что в храме стоят более достойные и праведные христиане; совершать Таинства, прикасаться к Самому Христу не только устами, но и руками, и преподавать Его людям, одновременно осознавая свою греховность и недостоинст...ЕщёИнтересный ответ , понравилось, что ответил иеромонах Николай (Летуновский):
Вы спрашиваете: как поминать не участвующих в жизни Церкви? Ответьте прежде: Вы отпеваете только своих прихожан, которых наверняка знаете? Крестите Вы только тех, в ком уверены, что они (их родители и крестные) живут церковной жизнью? А венчаете по каким критериям и кого? Разве в этом пастырская совесть не укоряет нас, пастырей? Какой выход из этого? Очень простой: заниматься организацией собственной общины, воспитывать людей, воцерковлять и молиться, чтобы таких ситуаций, о которых Вы пишите, было как можно меньше. А молиться, мне кажется, и о невоцерковленных дОлжно, это дерзостное право дается священнику в хиротонии. Всё, что мы делаем — некая дерзость перед Богом: возглавлять богослужение, зная, что в храме стоят более достойные и праведные христиане; совершать Таинства, прикасаться к Самому Христу не только устами, но и руками, и преподавать Его людям, одновременно осознавая свою греховность и недостоинство и многое другое, что делает пастырь. Не зря ведь и на Литургии перед молитвой Господней произносим: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно…».