Исторический рисунок Карачаевского флага представляет собой на зеленом полотне четыре свода (Кылыч - свод) на несущих четырех колоннах соединенные Арки (Арка - опора) образующие купол церкви, храма (купол) – центр мироздания и с другой стороны четыре свода небес заключают в себе круг - Кюн (Гун), Солнце. Отсюда и название тюрков - Гунны - Солнцепоклонники.
Арки и купола, в архитектурных сооружениях Карачая и Балкарии построены в стиле карачаево-балкарского мировоззрения на триединство сотворения мира.
Арки, соединяющие колонны, знаменуют равенство и единодушие в Аланском народе.
И название Карачаевского флага на наш взгляд правильно будет называть Аркъабаш (опора мира).
По диагонали четырёх сводного купола проходит четыре линии, отражающие четыре стороны света, как равносторонний крест.
В карачаево-балкарском мировоззрении термин – Кач – это свет (божественный свет), четыре стороны света, символизирующий крест (кач).
Карачаево-балкарское мировоззрение сотворения мира это:
Ал, Аллы – начало. Балкарцы и карачаевцы говорят: Жашаууну Аллы эм Арты: Начало и Продолжение жизни;
Арт (Ар, Арт – человек и земной мир);
Къач (Аны къачы) – Божественный свет (Святой дух).
В карачаево-балкарском мировоззрении мир состоит из четырех сторон света:
Восток – Кюнчыгъыш (Восход солнца); Запад – Кюнбатыш (Закат солнца);
Справа/Слева: Онг/Сол. Полуденная сторона - Юг, называлась – Онг (Сила (Защита) заны (жаны), правая сторона; Напротив правой, низ – Север: Левая сторона (Солуу- дыхание, зона отдыха).
Предки балкарцев и карачаевцев строили дома дверью на восток.
От дверей, напротив: в середине дома находился Очаг – От жагъа; Выше очага – Тёр – Почетное (Священное место); Здесь же за очагом в Священном и почётном месте находился – Тыпыр таш: Родовой камень, где, как правило, из поколения в поколение сидели старшие рода.
Балкарцы и карачаевцы, их предки – Асы и Аланы одни из первых принявших Григорианское христианство. Отличие Григорианского христианства от всех остальных религий христианского толка – это признание: Троицы – Ючю (карачаево-балкарское название).
Троица – Ючю: это признание создания всесущего на земле и на небесах одним Творцом, Создателем, Заратыууцу. Тюрки имя создателя Всесущего называли Тейри, что на карачаево-балкарском языке "Тейри" одно из значений - Истина, что Всевышний, единственный Создатель и Творец.
Принятие Григорианского христианства балкарцами и карачаевцами, их предков Ас и Алан восходит к началу IV – века нашей эры и связано это исторической династией тюркских царей древней Армении: Аркасидов (Артаксидов (Аршакидов).
Не все знают, что термин в форме «Аркадаг» — официальный и самый распространённый титул второго президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова (2007—2022).
«Аркадаг» (туркм. Arkadag — «покровитель») — официальный и самый распространённый титул второго президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова (2007—2022).
Официально титул «Аркадаг» государственные СМИ Туркмении переводят как «твердыня, опора и надежда».
Также переводят как «покровитель», хотя само слово происходит от двух туркменских слов — arka (сзади) и dag (гора) — то есть дословно «Гора сзади [нас]», а смысловой перевод — «Большая опора»[1][2]. Материалы с Википедии.
Случайность ли это?
Нет, не случайность.
Первых царей Восточных тюрков, а таковыми называли Арка, а династию «Артаксиды, Аркасиды, Аршакиды», что в переводе, на наш взгляд означало - Сыны Божьи на земле.
Отметим сразу в современном армянском языке термин «Арка» и «Аркадаг» не имеют удовлетворительного объяснения. Также отметим ту особенность, что на карачаево-балкарском языке сохранилось более глубокое и древнее значение термина «Арка», не сохранившееся в других языках, в том числе и в туркменском языке, и даже в греческом языке. Это ещё раз доказательство древности карачаево-балкарской истории.
Арт и Арка – синонимы, через чередование «Т» и «К», образуют слова: Арт-Арка.
Другое его значение в молитвах -"арадетен" -земля, сын божий на земле.
Арт – горный перевал, теснина, горное ущелье, горный проход, дорога, идущая по склону горы.
Вместе с тем термин широко представлен в древнетюркских и других письменных памятниках, где «арт» означает не только «горный перевал, горный проход; ущелье.
Но и нагорье; крутое место, подъем, холм, вершина; круча; хребет». Так же термин Арт родственно слову Ара – промежуток, середина.
С другой стороны Арт с балкарского языка означает и границу «Тау Арт».
В то же время термин «Арт» прежде всего, имеет анатомическое значение, как спина: Арты-зад, сзади.
Термин Аркъа – спина; хребет (горы), крупная удлиненная возвышенность, вытянутая в определенном направлении в виде хребта.
Отдельные части гор также имеют свое обозначение. Верхняя часть горы, в частности вершина, гребень, хребет называются терминами тау башы, тау аркасы, тау сырты.
АРК - цитадель, крепость в старых среднеазиатских городах, замок (тадж., узб., туркм.).
Беш Тау Арт – ПЯТИ ГОР ХРЕБЕТ – ГРЯДА ПЯТИ ГОР: КАЗБЕК, ДЫХТАУ, ДЖАНГЫ ТАУ, ШХАРА, ЭЛЬБРУС (МИНГИ ТАУ).
Название образовано от географического термина Арт (арта) "возвышенность, хребет", который, в свою очередь, образован от анатомического термина арта "спина, хребет".
Беш Тау – в значение «Пятигорская область» в исторических письменных источниках известно с первых веков нашей эры.
В современной Осетии сохраняются названия с термином «Арт -Аркъа».
Одно из них мы уже называли хребет «Аркъа» известный, как «Арикский хребет.
Второе это «перевал Комы-Арт между горой Кубус (Губуз Бородавка (Отросток)-Балкарский термин) и хребтом Тана (термин Тана имеет много значений с балкарского языка) в Дигории.
Это пример того, что с первых веков нашей эры на территории от Казбека до Эльбруса названия гор, рек и т.п., Балкарские названия, а не наоборот.
В Географии Страбона множество названий с термином Арт/Аркъа.
Мы всего лишь приведем несколько названий из названий древней Армении: «Артаксата (Артаксиасата), Арксата оба города лежат на реке Араксе. Арксата – поблизости от равнины Араксены. Артаксата – недалеко от равнины Араксены».
Топонимические термины на Ар, Арт (Арк), Ары
Арт къол,
Къол арты;
Ары – северный склон горы;
Арыг – пойменный лес;
Арыг – лесистые горы;
Арыг – опрятный, чистый, аккуратный;
Арал – остров;
Арык – оросительная канава;
Аркалык – одежда;
К термину Арт близки слова «Нарт», «Нарат», «Наргъы».
Для балкарцев и карачаевцев названия: Нарт, Ас, Алан, Таулу имеют нарицательное значение, как житель гор, горец.
Среди осетин, кабардинцев, балкарцев и карачаевцев, только балкарцы и карачаевцы имеют, как самоназвание: Нарт, Ас, Алан, Таулу, в значении – Горец.
Известный исследователь, академик Закиев Р.М., писал, что: «Ар – это самый древний этноним тюрков.
Как известно, ар – это первичный, следовательно, самый древний этноним. Этноним ар до сих пор сохраняется в сложных тюркских этнонимах с основой на ар (эр/ир)…
Из первичных этнонимов состоят и следующие сложные этнонимы хуарас<су-ар-ас ‘асы, имеющие в своем составе суаров’,
кангарас<канг-ар-ас ‘асы, имеющие в своем составе кангаров/кунгуров’, азербайджан<ас-ар-би-джан, туркмен< ту-эр-ок-мен и др.
Племена, этнонимы которых содержат слово ар/ир ‘люди, мужчины’,
были распространены во всех тюркских регионах Евразии, а именно в Малой Азии (тавр, тюрк). В Передней Азии (субар/сумер/шумер), в Средней Азии (ар/ир/ари, сакар, окар/огур, уйгур, тохар, гандар), в Центральной Азии (татар, шор), в Восточной Европе (суар, биар, булгар, мишар, hоногур), на Кавказе (балкар, азар, гугар), на Балканском полуострове (акацир, трак/ту-ар-ок)…»
Закиев Р.М. «Об этнониме Ар».
Так же отметим, что термин «Ар» несёт в себе и название как река. К примеру Ара суу (Ардан)-Водораздельная река.
Арка (Арт) обратимся к анатомическим особенностям человека.
Аркъа – спина; Арт – сзади, позади;
Сырт аркъа – позвоночник;
Сырт – спина, позвоночник, холм, гора;
Кыр арка позвоночник;
Сырт – позвоночник, опора;
Символами позвоночника являются любая мировая ось, горы, колонны, деревья, рога и.т.п.
аркала 1. взваливать (себе) на спину, нести на спине;
2. перен. искать защиты;
аркалашып олтур- сидеть спиной к спине;
аркъадаш-товарищ;
В турецком словесном этикете четко выражена возрастная составляющая.
Молодым мужчинам говорят arkada; (аркадаш) – «товарищ».
Артдагы
1) находящийся позади, задний;
2) отстающий;
Артына тюш- преследовать (его);
Артында эки баласы къалды после него осталось двое детей (сиротами);
2. ист. задняя сторона, тыл (при массовом передвижении народов);
Биз нартлабыз Сары Аркъадан аугьанла «мы нарты, перевалившие Сары Арка»;
Сары Арка (в эпосе) название казахских степей севернее линии Балхаш - Арал;
арт – чистить, вычищать (кишки и желудок зарезанного животного);
Арт- навьючивать на лошадь (на спину-артмакъ-котомка, груз);
Арт – быть в излишке, остаток;
Политические значения термина АРТ/АРКЪА
Арты (Арка) – это титул царей древних тюрков.
Титул царя исторической Древней Армении – Аркъа.
Арк (эрк) – мощь, сила, царствование
Аркалык – мощный, обладающий властью, свободный
Аркыш – караван, посольство
Аrkagn – семья
Аркъа – свод над воротами, дверью, окном, в церковном куполе;
аркасын тийгиз - оказать (свою) поддержку;
аркасын тийгизич; покровитель;
аркасын тиреген- оказать (свою) поддержку;
аркасын тиреучю - покровитель;
арка кыл- считать опорой, надеждой;
арка 1. спина; задняя сторона, задняя часть, тыл;
арка чач коса (женская);
арка бериш сидение или стояние спиной друг к другу;
арка бериш бол- оказывать взаимную поддержку (букв. сидеть или стоять спиной друг к другу);
аркъадаш – аркъа» (спина).
Ранение в спину у тюрков, считалось позорным явлением.
Аркасы суугъан он почувствовал облегчение (от тягот); он вздохнул свободно (освободившись от чего-либо);
Арыг – Чистый;
Арытмак – очистить, улаживать ликвидировать (торговое дело);
Аран – двор (дома).
Аркъа – архитектурный символ балкарцев и карачаевцев
Важное место в строительстве дома и дворовых построек, каменной стены и центральных ворот имело большое значение. Как правило, центральные ворота во двор дома представляли собой арочный проем -Аркъа.
Такие же арочные проемы - Аркъа были заложены в постройке купола первых церквей Тейри и позже Григорианских церквей предками балкарцев и карачаевцев.
А способ объединения Аркъа с двух равных сторон назывался – Къош таш – соединительный камень.
Отметим одну особенность того, что нас представляют языческими и отсталыми и бесписьменными народами. Другим фактором искусственного внесения в историю ошибочной системы взглядов, что Тейри (Тенгри) это язычество, храмов, церквей не имели и т.д.
Начнем с того, что термин «Церковь» по нашему мнению термин тюркский. Удины народ, сохранивший тюркские традиции времен древней Армении
и приверженцы армяно-григорианской веры церковь называют: Кицце гергец (т.е. малая церковь).
И другое название Кала гергец (Большая церковь).
Анализ текста статьи М. Бежанова: «Краткие сведения о с. Варташене и его жителях» расположенное у подошвы южного склона Кавказского хребта, в издании «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа». Выпуск XIV. Издание Управления Кавказскаго Учебнаго Округа. Тифлис. 1892г.
В тексте есть указание в переводе, что речь идет о церкви. Два термина прозрачны с балкарского цокающего диалекта: Къала крепость; Кицци – небольшой (маленький). В термине Гергец два корневых слова: Гер – Гец. Гер/Иер, Зер – земля; Гец – Кец (Коч/Кош) место, стоянка, жилище. На наш взгляд в этом термине скрывается слово «Церкоб (Церкоф), место, где собирается народ (Цер-земля; Коб/коф-много). Место, где народ собирается для молебна – Церкоб, это современная – Церковь.
Отметим одну особенность сакрального символа в карачачаево-балкарском мировоззрении в термине -Лопатка барана, правая сторона которой служит для гадания. Она называется " Жашау орун къала", то есть "Крепость жизни".
В основе этого на наш взгляд находится то, что лопатка по своей форме напоминает треугольник - Ючюн, Троица - и является сакрально важным жизненным органом. И жертвоприношение именно, барана является не случайной.
Къала церкоб – это в переводе означает – Крепость веры.
Название Церкви в Библии не упоминается. В русском или других языках, термин не имеет объяснения.
Есть ещё одно название церкви в этой статье: Кала Цицик (т.е. храм цветок); Перевод на балкарском языке – Крепость Цветок.
Следует учесть, что термин «Кала» называется «церковью» и «храмом».
И ничего удивительного в этом нет.
Так как, Кала – это ещё и название поселения, города. Это уже говорит о том, что предки балкарцев и карачаевцев имели свои церкви, где шли молебны во славу Заратыуцу.
Когда в Армении в 301 г., была принята государственная религия – Григорианская, есть рассказ о том, что разрушали храмы Анаит и Тира, называя их «языческими». Вопрос ещё заключается в том, что «Анаит» это имя богини плодородия и на карачаево-балкарском языке – «Ана» это имя матери. На современном армянском языке слово «Ана», как «Мать» не имеет никакого значения. К примеру, на армянском языке мать называют: «Мама –Mayrik, Мать-Mayr».
С упоминанием термина «Кала Цицик», уточним ещё одно такое же название к церкви Ванкасар в Агдамском районе Азербайджана. На этой церкви был каменный крест Хачкар с цветущим рельефным крестом.
Как правило, завитки на древнеармянских крестах с расширениями на краях с четырех сторон принято считать «ласточкиным хвоста». Такие кресты были и в Балкарии и в Карачае.
По имеющимся сведениям «В Тигранакертском Археологическом музее (в провинции Арцах –Х.Т.)
в трех просторных залах широко представлены самые разнообразные артефакты, обнаруженные в ходе раскопок и датируемые периодом от V века до Р.Х. вплоть до XVII века нашей эры. А также керамические изделия начала II тысячелетия до Р.Х., свидетельствующие, что Тигран Мец заложил город на месте древнейшего поселения.
Среди уникальнейших находок – две церкви и склеп раннехристианского периода, крепость с кладкой из крупных камней, скрепленных методом «ласточкиного хвоста», остатки скульптур и украшений древнейшего периода, в том числе голова барана – «хойи глух», культ и название которого в древнеармянском послужили основой для позднего тюркского «коюнлу», и многое другое…»
ru.wikipedia.org›Ванкасар
В этом тексте два термина, которые имеют прямое отношение к древней истории Балкарии и Карачая.
Нигде в армянских текстах, нет объяснения, почему так именно, названы «ласточкиным хвостом» или «коюнлу глух».
Вот один из исследовательских текстов традиционной карачаево-балкарской культуры:
ИСКУССТВО КОВРОДЕЛИЯ КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ
© 2015 г. Н.В. Дробышева
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный униdерситет», ул. Большая Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006
«В некоторых изделиях этого типа крайняя бордюрная полоса составляется из ряда парных завитков — «къочхар мюйюз» — «бараньи рога»…
Таким образом, можно проследить, как «кочхар мюйюз» в орнаменте аппликативных кошм трансформируется то в сторону усложнения силуэта геометрических формообразований, то в сторону превращения «бараньих рогов» в растительные формы.
«В композициях с оленьими рогами совмещаются два разных художественных принципа:
бордюрный мотив «къарылгъач» — «ласточки» не связывается с узором центра — его раскинутые упругие отростки как бы нанизываются на пересекающиеся центрические прямые, или же «оленьи рога» соединяются с орнаментальным мотивом «пальметта».
Необходимо подчеркнуть, что такие традиционные мотивы в ковровых изделиях неизвестны ни современным армянам, ни осетинам и кабардинцам, как соседям, балкарцев и карачаевцев. Осетины и кабардинцы в своих сказах, иначе их нельзя называть эти утопические мифы, претендуют на историю Балкарии и Карачая, на их культурно-исторические памятники, которые доказывают существования единобожия в исторически древние времена, и то, что это было связано именно с территорией Центрального Кавказа и соответственно, с балкарцами и карачаевцами.
Теперь о христианстве.
Балкарцы и карачаевцы, именно, в начале IV века от своего Тюркского единобожия Тейри, которое зижделось на триаде «Ючю» - Троица, признание творцом, создателем Заратыуцу;
Сына Божьего: улу Арты, и Божий свет (Святой дух) – Къач/Чакъ приняли от своего соплеменника Григория – Григорианскую веру Христианство основанные на признании Троицы в сотворение мира.
В понимании карачаево-балкарских исторических традиций:
Къач – аланский крест карачаево-балкарцев по краям имеет выступы, которые называются: «Къарылгац» и «Къац къулакъ».
Первое название «Къарылгъац» связано, с тем, что «ласточкин хвост» имеет форму выступа и форму треугольника - Ючю - Троицы. В названии «Къарыл (Кер, Керилт)» имеется значение растянуть. Другой термин «агъац» - дерево и термин «гъац/кац». Растянутое дерево и дает сам крест «Къац». В этом же слове есть термин «цакъ» - цвести и от этого же значение «Цецек» - цветок.
Есть и другое значение рукояти в форме креста балкарцы называют: Къац кулак (рукояти)- Къац къулакъ напоминает - Треугольник.
Кац кулак, как ранее отмечено имеет значение Къац – крест, божественный дух; цакъ – цвести, свет, огонь, цветок;
Къулак – термин многоупотребительный. Состоит из двух корневых слов:
Къул – раб (божий); Ак – свет (божий).
В отношении термина «хойи глух», прозрачно видно в балкарском диалекте «къой къулакъ» - Баранье ухо, которое напоминает «Треугольник» - Ючю – Троицу.
Любой знак треугольника вертикалью вверх это – Ючю – Троица.
Напомним одну историю с «Цецек» с хазаркой принцессой Цецек – Ириной.
«Чичак (ср.-греч., чуваш. Чечек, тур. Чiчek, тат. Чичек — цветок, в крещении Ирина (ср.-греч.); умерла в752) — хазарская принцесса, дочь (по данным Феофана) или сестра (по данным Никифора) хазарского кагана Вирхора.
В 732 году император Византии Лев III Исавр женил на ней своего сына Константина (будущий император Константин V). Династический брак на высшем уровне стал кульминацией хазаро-византийского союза, вызванного необходимостью совместной борьбы двух держав с Арабским халифатом.
Принцесса прибыла в Константинополь, крестилась и изучила священное писание. Необычный фасон её свадебного платья установил при византийском дворе новую моду, воплотившуюся в мужском церемониальном костюме, который получил название Чичакион. Проявила себя как благочестивая христианка. Покровительствовала епископу Сугдеи Стефану.
В 750 году у неё родился сын Лев (император Лев IV Хазар, царствовал в 775—780), получивший за своё происхождение прозвище Хазар…»
Вопрос заключается в том, что независимо в какой первоначальной она вере была в Тенгианстве и иудаизме (как многие цари Хазарии), но независимо в Тенгрианстве равносторонний крест– древнейший и важнейший религиозный символ. На платье принцессы Цецек были вышиты крестики «Кац» - «Цакъ». Укажем ещё на одну историю, которая была в исторической памяти карачаево-балкарского народа.
В 1829 г. венгерский путешественник Жан Шарль де Бесс принял участие в экспедиции восхождения на Эльбрус в Карачае и в это же время, записал от балкарского таубия (князя) Мырзакула Урусбиева. Суть легенды принцессы Алмалы (Алмелия – Яблочная»), дочери греческого императора, которая забеременела от солнечного луча, проникшего к ней в комнату. Узнав об этом прогневанный отец, сажает свою дочь с её служанками, с провиантом на корабль и отправляет по Черному морю. Вкратце её встретил маджарский хан Тума-Мариен и пленившись её красотой, женится на ней. Принцесса родила двух сыновей. После долгой и счастливой жизни Тума-Мариен-Хан умирает, и оставляет двух сыновей, наказав им жить дружно. Но, как всегда случается в претензиях на власть братья рассорились и в результате войн распалось. «Адыги, Балкарцы, Карачаевцы в Известиях Европейских авторов XIII – XIX вв.», Нальчик.1974. Ж.-Ш.де Бесс «Путешествие в Крым, на Кавказ…», сс.331-333.
Подобная же история о зачатии прекрасной принцессой от собаки и рождения сына, имеется легенда о рождении Атиллы. История Альмелии Бесса приводится в сборнике Г.Н. Потапова «Восточные мотивы въ Средневековомъ Европейском эпосе». Москва. 1899г. В этом сборнике названо и имя принцессы в записи Ж. –Ш. де Бесса «Аллемели (яблочная?). сс.24-30. Но это другие легенды.
Суть, в том, что на далеком Кавказе, среди небольшого народа были известны легенды мирового масштаба. И эти же народы были причастны к принятию государственной религии – Григорианской в начале IV века. Яркий пример, этого видно на примере того, что среди христианских народов мира нет ни одного народа, кроме балкарцев и карачаевцев, которые имеют в днях недели (Геурге кюн, вторник) имя Святого Григориса, который погиб мученической смертью.
Имена святых Апостолов Григория Просветителя и Григориса Проповедника сохранись в годовом календаре в месяцах: Абустолну Ал Айы (ноябрь), Абустолну Арт Айы (декабрь). Сам термин "Ай" - означает месяц Божественного света.
«Слова Хоренаци, «отца армянской истории», рисуют нам картину мученического конца Святого Григориса и позволяют определить время его трагической гибели: «Но когда пришла весть о кончине Трдата, варвары, по проискам самого Санатрука и некоторых других погрязших в постоянной лживости алванских мужей, убили блаженного, растоптав его копытами лошадей на поле Ватнеан близ моря, называемого Каспийским». Как известно Трдат умер в 330 году, следовательно, гибель Григориса произошла примерно в то же время. Гибель Святого Григориса явилась подвигом во имя Бога, примером возвышения человека, обретшего бессмертие в памяти и в душах потомков, сквозь столетия передавшего нам идеи веры, добра и праведной жизни. Григорис причислен Армянской Апостольской церковью к лику святых, день памяти святых сыновей и внуков Григория Просветителя, в том числе и Григориса, отмечается ежегодно в августе месяце…» Часовня Святого Григориса: Памятник от истоков Христианства. Дмитрий Геворкьян. Канд. Ист. Наук (Махачкала).
В датах есть неточности. Но это случилось во вторник, так как, именно, этот день, в недельном календаре носит имя «Геургю» день Григориса. Об этом у нас будет представлено отдельное исследование.
Старо-Армянский язык
«Старо-Армянский язык – язык церковный (говорит Нерсесъ); онъ относится къ ново-Армянскому, как Латинский къ романскому. Корни старо-Армянской конструкцiи большею частью согласны съ Татарскимъ. Старо-Армянский языкъ имеет падежи; Ново-Армянский языкъ принял множество чуждых словъ, Турецких, Персидскихъ, Латинскихъ, и потому ошибочно предполагали родство его с этими языками.
Древнейшiя Армянскiя сочiненiя до XIII столетiя писаны на старо-Армянском языке. Уже Моисей Хоренскiй пишет о преследованияхъ и уничтоженiя Армянских рукопiсей въ 381 и 439 годахъ. При разрушенiи Ани, въ 1064 году, истребились и богатыя сокровища тамошней библiотеки…»
М. Хоренскiй приводит в пример одну старинную песню о сотворении мира: «Небо находилось в родах, земля находилась в родах, море находилась в родах! Из уст камыша вышел дым, из уст камыша поднялось пламя, а из пламени вышел белокурый юноша: в волосах его был огонь, а в бороде пламя; глаза были озарены солнцем.» Текст привожу в современной огласовке. Это практически похоже на рассказ о сотворении мира в карачаево-балкарском эпосе.
«Армяне сочиняют не на Армянском, а на Татарском языке, ибо это есть язык сообщения, торговли и взаимного разумения между народами на юге Кавказа…» Закавказскiй край. Заметки о семейной и общественной жизни. Отношенияхъ народовъ, обитающих между Чёрным и Каспiйскими морями.
Путевые впечатленiя и воспоминанiя Барона Августа фонъ-Гакстгаузена. Часть I. САНКТПЕТЕРБКРГ. 1857.
Путь на Шамбалу
Карачаево-Балкарское историческое жилище подчеркивает связь со вселенной. В карачаево-балкарском языке прозрачно видно значение Ата Журт (Джурт–Отечество).
В концепте Ата Журт – Родина для карачаево-балкарцев, рассмотрим это в аспекте:
«родина» - место рождения индивида»;
«прародина -1» - место рождения родителей (предков) индивида;
«прародина – 2» - место происхождения народа, место жительства.
Географические названия места рождения и жизни в эпосе балкарцев и карачаевцев представлены почти всеми типами топонимов и гидронимов.
Например, названия гор: Тырмы тау, Минги тау, Кьармур таула, Эки башлы тау, Къазман тау, Кёсе тау, Дыхтау, Бакъсан таула, Тыхтен тау, Ырхыз тау, Гезам тау, Алф таула, Къуф таула.
Некоторые из них бытуют в языке карачаевцев и балкарцев - Минги тау (Эльбрус), Къазман тау (Казбек), Дых тау и некоторые.
В карачаево-балкарском эпосе немало гидронимов: Къара тенгиз, Бора шауданы, Чирик кёл, Уллу Адыл (Эдил суу, Адыл суу), Гарала, Черек суу, Къыркь суула, Хазна суу, Хазар тенгиз (Хазнар тенгиз), Акъ тенгиз, Кёк тенгиз, Азау тенгиз.
Из них известные в карачаево-балкарском языке Къара тенгиз «Черное море», Чирик кёл «Голубое озеро», Эдил суу «Дон», Хазар (Хазнар) тенгиз «Каспийское море», Азау тенгиз «Азовское море».
Среди географических наименований немало таких, которые обозначают ущелья, теснины, балки - Малкъар тары «Малкарская теснина», Малкъар аузу «Малкарское ущелье»,
Чегем тары «Чегемская теснина», Къыркь сууланы кьоллары «балки сорока рек», (Къыркъ суула – горные реки –Х.Т.),
Тызыл ичи «Тызылская теснина», Кёрдеуюкле, Шаушюгют сырт «Шаушюгют хребет», Шаушюгют къол «Шаушюгют балка», Нарт Бора, Хумалан орамы, Ыфчыкъ; лесов, земелъ - Хумалан орамы,-'Нарт Бора, Къум аулакъ «долина песков», Нартия, Къара орман, Хушту ара, Къара агьач «тёмный лес», Къабарты, Акъ къала «Белая башня», Эдил бойну «берег Дона», Сары Аркъа.
Это все родное: Центральный Кавказ, степи и равнины, где жили наши предки.
Балкарцы и карачаевцы называют Отечество – Ата Журт (Джурт).
Название «Журт» есть у всех практически народов тюркского мира в значении – Отечество, Родина, родная земля. Как мы знаем из тюркских преданий Тейри – Творец спал в яйце (Жумуртха), когда проснулся, решил выйти из яйца. Тейри рассек яйцо на две части, и верхняя часть яйца стала – небосводом, нижняя часть – землей. И чтобы небо не упало на землю, подпёр посохом посередине и укрепил и небо и землю.
В целом наши предки знали, что земля имеет сферическую форму, была вогнута и напоминала – къылыч – свод. Отсюда и Тейри къылыч – Небесный свод (божественный свет).
В основе карачаево-балкарского мироздания находится единобожие. Вследствие многих катаклизмов, войн, эпидемий, изменением и переходом из одной веры в другую, нам старались внушить, что мы кочевой и пришлый народ. Но в нашем языке нет ничего с тем, что обычно связано с кочевой жизнью. Камень в степи не растет, на равнине нет гор, ледников, горных туров, и горных рек. У нашего народа есть абсолютно все названия всего то, что связано с горами, предгорьем, равниной морями и озерами. У нашего народа есть термины политические, социальные, географические – свои родные, не заимствованные.
В этой теме многое это ориентиры, чтобы показать рождение первого символа нашего ас-аланского народа – флага или герба, каким его видели наши предки и с чем это было связано.
В нартском эпосе балкарцев и карачаевцев, нарты герои говорят:
«Онг жаурунумда къачым барды» на правой лопатке у меня Къач.
Къач нарта это клятва – Ант перед Творцом совершать только благие дела.
Къач на лопатке это животворящий свет Творца.
М. Ковалевский, в конце XIX века застал те времена, что: «В среде татарских горцев (балкарцев –Х.Т.) присяга, так называемый «антъ». Начертав на земле кругъ, татаринъ острием своей палки проводит по немъ крестъ на крестъ две черты и, ставъ в середине круга, тамъ, где пересекаются линии, произносит клятвенное обещание сказать судьям правду. Самое название, которое такая присяга есть у горцев, указывает на ея христианское происхождение: татары говорят о ней не иначе, как о присяге крестом, называя её «кач»» (крест). С.193. Максим Ковалевский. Закон и Обычай на Кавказе. Том I. Москва. 1890.
Правая лопатка в карачаево-балкарском языке имеет сакральное значение, как крепость веры жизни людей.
В первую очередь – Лопатка представляет собой Треугольник – Троицу – Ючю;
Второе значение то, что Творец определил – Лопатку, как: «жашау орун къала – территория жизни, крепость веры».
Это освященное Творцом – место (орун) для жизни человека, в крепости божественного света и веры. Поэтому, и говорят, мой дом, моя крепость. Если в лопатке барана – лопатка это способ гадания и определения о жизни в стране, селе, то в жизни самого человека, это, прежде всего: дом крепости веры.
Поэтому, и на правой стороне лопатки мужчин, при переходе из юношества в разряд воина, наносили татуировку «Къач» - знак воина веры.
Заметим, что «Ант» это клятва.
«Антсыз» это человек без веры, малодушный человек.
Отметим, что сказы о таком народе, как «Анты» это сказы, но не история. Термин «Ант» применялся к народу, который дал присягу своему Всевышнему – Тейри.
Ещё об одном термине: Кипчак. На наш взгляд правильно термин звучит: Кыпцак/Кыпчакъ.
Слово состоит из двух корневых слов: Къыпты – ножницы/крест;
Цакъ/Чакъ – Божественный свет.
В основе одно из племен гуннов/куманов признающих – Ючю – Троицу.
Из истории войлока в жизни карачаево-балкарского народа
Кийиз – войлочный ковер.
В основе слова: « Кий, Кийим» одежда.
Страбон писал:
9. Обычаи мидийцев большей частью те же, что и у армян, по причине сходства их стран. Мидийцы, однако, как говорят, являются родоначальниками обычаев армян и еще раньше персов, их владык и преемников господства в Азии.
Например, так называемая теперь персидская «столпа»6, их страсть к стрельбе из лука и верховой езде, служение царям, царские C. 526 облачения и божественное почитание царей подданными перешли к персам от мидийцев.
Что это верно, яснее всего видно на примере их одежды: тиатра7, китара8, войлочная шапка, хитоны с рукавами и штаны — эта одежда удобна для ношения в таких холодных и северных странах, как с.496 мидийские, но вовсе не подходит к южным местностям.
Представляем, как пример этому научное исследование
«Reise nach Imeretien und Mingrelien. 2i5
Ziegenfellcn selbst; jene kommen von der kaukasischen
Linie, wo man unfern der Festung Anderi vorz;glich
viele Hammel zieht, und von wo die Tataren, die sich
mit ihrer Zucht und der Verfertigung der Filzm;ntel be-
»sch;ftigen , den ganzen Kaukasus, Georgien, Imeretien
und selbst Persien damit versehen.
Поездка в Имеретию и Мингрелию. 2i5
Сам козий мех; те происходят из кавказской
Линии, где за пределами крепости Андери
добывают большое количество баранины,
и откуда татары, занимающиеся разведением и изготовлением войлочных пальто (бурки-Х.Т.), могут одевать весь Кавказ, Грузию, Имеретию и даже Персию, такой одеждой.
Самый высокий горный курорт в округе Радча и
Суанетенланд в большинстве своем состоит из
горы Черного Тоя и столового сланца, которые
на севере являются самым высоким гребнем Кавказского
хребта и граничат с Эльбрусом;
Der hchste Gebirgstheil des Kreises Radsha und des
Suanetenlandes besteht; berhaupt grfstentheils aus einem
schwarzen Thoii - und Tafelschiefergebirge, welches nord-
w;rts die h;chste Kuppe des kaukasischen Gebirgszugs er-
reicht und bis an den Elbrus grnzt;
Коппен П. фон. Статистическая поездка в страну... elib.shpl.ru "узлы/26665
Электронная библиотека Библиотечные издания Коппен П. фон. Статистическая поездка в страну донских казаков d... Статистическая поездка в страну донских казаков по Тульской, Орловской и Воронежской губерниям в 1850 году.
К этому следует добавить, что имеются много документальных сведений о том, куда же путешествовали древнегреческие аргогонавты за руном.
Белый цвет
Белый цвет у тюрков – это символ чистоты, непорочности, справедливости, а также высокого социального положения.
1.Жумуртха (яйцо) в котором находился, Творец Тейри было белого цвета;
2.Когда тюрки избирают хана, то его поднимают на белом войлоке;
3.В мифологии царей называют: Ак падчах – Белый царь;
4.Княжеское сословие в Балкарии и Карачае называется – Ак сюек (Белая кость-Благородное происхождение);
5. Мужчины благородного сословия носили Акъ чепкен – Белый чекмень. Остальным слоям общества это такой цвет чекменя было запрещено;
6. Женщины в возрасте носят – Белый платок;
7. Традиция обряда ввод невесты в дом, невеста становится на белую шкуру жертвенного животного в честь невесты;
8. Традиционный сбор молочных продуктов носит название – Акъ –Белый;
9. Деньги называются – Акъча – Беленькие:
10. Угощение начиналось с Айрана, напиток белого цвета и т.д.
У балкарского таубия (князь)Мырзакъула Урусбиева, в легенде о маджарском хане Тума-Мариен есть слова, как назидание:
«От некогда свободной и могущественной нации, от которой, у нас сохранились лишь воспоминания о ее былом величии, воспоминания, которое мы храним среди этих скал, превращенных нами в убежище нашей независимости. Единственного наследия наших отцов, ради которого всегда готовы отдать жизнь мы и наши дети».
Это и есть наш дух нашего народа, которое и на счастье живет в нашем народе.
Балкарцы – это народ – Ташны тилин билген / Знающие язык камня
Жизнь балкарцев и карачаевцев были связаны с древности с жизнью в горах. Поэтому и есть поговорка: «Аллахны къудретин кёреме десенг – таугъа бар» (Хочешь увидеть мощь Аллаха – поднимись на гору)». Балкарцы строили каменные дома, крепости, замки, церкви, часовни, мосты, дороги и многое другое, все то, что связывала многогранную жизнь горца. У балкарцев, которые являются потомственными камнетесами, есть древняя поговорка: Арка таш юйню тутуругъу, что означает, опора каменного дома, на котором держится сам дом. Балкарцев и карачаевцев научил работать с камнем первый человек из нартов – кузнец Дебет: «Ол ташланы къолу бла эзгенди, Хар бир ташда не болгъанын сезгенди», Он камни руками мял и давил. Постигал в каждом камне, что сокрыто».
Исследования архитекторов прекрасно дополняют выводы археологов о том, что строительные традиции балкаро-карачаевцев уходят вглубь на два с половиной тысячелетия до н. э.
Балкарцы и карачаевцы умело, и верно использовали свойства строительного материала над проемами стен, особенно камня.
Так, например, «чтобы перекрыть каменной плитой более значительный, чем обычно, пролет входа в конюшню дома Буллы Забакова в Кюнлюме (Верхняя Балкария), взят неотесанный камень неправильной формы, имеющий размеры 2X 0,70X 0,40 м.
Но, если обычно такие камни укладывались плашмя, здесь он поставлен на ребро, так что плоскости слоев в нем вертикальны, и тем самым увеличено сопротивление на изгиб».
Архитектор далее пишет, что «этот прием, когда-то подмеченный великим архитектором Шуази при исследовании храмов на острове Эгине и в Пестуме, считается им признаком высокого понимания греческими зодчими свойств
материала и вполне заслуживает такой же оценки при изучении построек балкарских. < ...>
По основным конструктивным элементам балкарского народного жилища видно, что по их конструкции, форме и постепенному развитию можно судить о том, как зарождались классические архитектурные формы».
Чтобы проследить, как выглядели деревянные опоры, от которых произошла ордерная система, классики обращаются к изображению архаической деревянной колонны, высеченному на архитравном камне Львиных ворот в Микенах.
Показанный на нем столб, несущий перекрытие в виде балки с лежащим на ней рядом жердей, прижатых камнями, является памятником тех деревянных конструкций, которые не сохранились от времени, отдаленного от нас почти тремя тысячами лет.
Но вот рассмотрели ряд опор балкарских жилищ, и при этом оказывается, что несущие столбы в доме того же Буллы Забакова, построенном не ранее XVI века, почти полностью повторяют указанное изображение на Львиных воротах.
Причем в балкарском доме эту опору мы видим не изображенной
по исчезнувшему образцу и открытой археологами путем раскопок, а реально существующей и несущей нагрузку, для поддержания которой она когда-то была установлена.
По словам Бернштейна получается, что если «сопоставить кюнлюмскую опору с микенской, опору в доме Мисирби Малкарова в
Тура - хабла (Верхняя Балкария) со столь сходной с ней пальмовидной колонной Египта или взглянуть на четырехгранный деревянный центральный столб жилища дома Тамука Кулиева в Булунгу, то кажется, что все они созданы специально для того, чтобы проиллюстрировать и подтвердить слова Альберта о том, что
«сначала колонны были деревянными и круглыми, какими даровала их природа, а затем применение их привело к тому,
что в некоторых местах стали появляться и четырехугольные».
Завершая свой труд, Э. Б. Бернштейн писал: «Знакомство с отдельными элементами балкарской народной архитектуры дает возможность особенно реально представить себе, как происходило зарождение архитектурной и строительной культуры вообще, причем позволяет судить об этом наиболее ясно, поскольку здесь эти зачаточные формы существуют не как археологические останки, а действующие элементы еще действующих построек. Министерство образования КБР. И.М. Мизиев «Народы Кабарды и Балкарии в XIII – XVIII вв.», Нальчик «Эльбрус», 1995., сс.41-45.
Аркъа таш юйню тутуругъу – Аркъа – это опора дома
Термин «Арт и Арка» присутствуют в архитектуре карачаево-балкарского жилища, религиозных зданиях, в титулах царей. В целом употреблении слов маркеров «Арт-Арка» в целом отражается и тюркское мировоззрение в общественном, физиологическом, общественно-политическом характере карачаево-балкарского народа.
В архитектурном строительстве балкарцы, которые строили каменные жилища, крепости, замковые комплексы, храмы, часовни применяли в строительстве зданий, жилищ, мостов – архитектурный прием – аркъа, (аркъау – балка, опора при строительстве мостов). У балкарцев, которые являются потомственными камнетесами, есть древняя поговорка: Арка таш юйню тутуругъу, что означает, опора каменного дома, на котором держится сам дом это - Аркъа (опора).
Арты (Арка) – это царственный род.
Им принадлежала власть. Их царей называли: – Арка (Сыны божьи (Артдан). Они строили свои дома, крепости и первые Григорианские православные храмы с куполами, где выделялся купол из четырех арок соединенных в один – Кош.
Арка – Баш, так называется купол над самой Аркъа – это и был символом: Опоры, Защиты, Покровительства, Власти.
КОШ — (тюрк.) в средневековой архитектуре Ср. Азии градостроительный прием: сооружение на одной оси обращенных друг к другу и зеркально повторяющих друг друга зданий … Большой Энциклопедический словарь
Термин Кош не известен западу. Это истинно карачаево-балкарский термин. Когда стены Арка доходят до момента их соединения, камень, который две стороны Арка соединяют отличительным камнем, именуется – Кош.
В переводе это действие означает – соединить. Есть и другое название – Байлау таш – Камень, который связывает.
Зеркально повторяющиеся на одной оси в карачаево-балкарской архитектуре выступает четырех колонный купол – состоящих из четырех – Аркъа.
В своде четыре Аркъа – зеркально одинаковые архитектурные фигуры. При строительстве каждой отдельной Аркъа с двух боков, что происходить,
описано в работе Э. Бернштейна:
«Так, например, «чтобы перекрыть каменной плитой более значительный, чем обычно, пролет входа в конюшню дома Буллы Забакова в Кюнлюме (Верхняя Балкария), взят неотесанный камень неправильной формы, имеющий размеры 2X 0,70X 0,40 м.
Но, если обычно такие камни укладывались плашмя, здесь он поставлен на ребро, так что плоскости слоев в нем вертикальны, и тем самым увеличено сопротивление на изгиб».
Архитектор далее пишет, что «этот прием, когда-то подмеченный великим архитектором Шуази при исследовании храмов на острове Эгине и в Пестуме, считается им признаком высокого понимания греческими зодчими свойств
материала и вполне заслуживает такой же оценки при изучении построек балкарских. < ...>
По основным конструктивным элементам балкарского народного жилища видно, что по их конструкции, форме и постепенному развитию можно судить о том, как зарождались классические архитектурные формы».
Одним из элементов в строительстве балкарского каменного зодчества выступает – Аркъа, его русское значение, как заимствованное из тюркского языка называется так же «Арка».
В основе греческого названия – apsиda. Синонимы слова: дуга, свод, подворотня, сводчатый проход.
Мы добавим, что термин «Аркъа» он родной наш карачаево-балкарский, не заимствованный родной.
Аркъа – вначале имеет анатомическую особенность. Это спина. Вместе с «Сырт» - позвоночником – он создает опору. А если провести две линии по плечам спины к крестцу (къач) то получается треугольник – рисунок «Аркъа».
В духовной сфере Аркъа, в первую очередь - символ небесного свода.
Мы имеем и топонимический аналог названия: Аркъа/Сырт: гора, хребет, перевал, гребень. К примеру, Беш Тау Арт – Кавказский хребет. Название горы Арарат имеет тюркское название, где имеется корень «Арт» -гора, хребет. Ars-свод.
Древнетюркский словарь определяет термин Art dasut – опора, поддержка помощь. Мы станем опорой для войск этого правителя, а его врагов и злопыхателей усмирим.
Artiz – следовать. Мы следовали тем, кто ложно назвал себя служителем бога в проповеди…»
Академия Наук СССР, Институт языкознания. Древнетюркский словарь. Ленинград. 1969., с.55, 56.
Древнетюркский arat – мужи, мужчины, воины. Российская Академия Наук Институт востоковедения. Г.Д. Санжеев, М.Н. Орловская, З.В. Шевернина. Этимологический словарь монгольских языков. Том I А-Е.Москва , 2015.
Возвращаясь к нашей основное теме термину «Аркадаш и Аркашиды» укажем на те обстоятельства, что предки балкарцев и карачаевцев в письменных источниках указываются со II в. до н.э. Об этих обстоятельствах свидетельствуют следующее сообщение извлеченное из книги Д.Е. Еремеева «Этногенез Турок» (Происхождение и основные этапы этнической истории) Академия Наук СССР, Институт Этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Издательство «Наука» Главная Редакция Восточной Литературы. Москва.1941. Д. Еремеев пишет: «Отдельно следует остановиться на сообщениях о проникновении тюркских племен в Закавказье и Малую Азию, имеющихся в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, который большинством исследователей считается автором V в. Однако в его «Истории Армении» говорится не только о гуннах, но и о булгарах, хазарах, басилах. «Вагаршак (армянский царь II в. до н.э. –Д.Е.), - пишет Мовсес Хоренаци, - спускается на пастбищные места близ владений Шарая, называемые древними Верхним или Безлесным Басияном; места которые впоследствии были заселены переселенцами Вехендур Булгара Венда, и по имени его названы Ванадом… Кстати, сам факт этого переселения подтверждается тем, что в грузинских источниках тюркоязычный народ балкарцы, занимавшие Балкарское ущелье, назывались «басияны», что указывает на их связи с армянской областью Басенном (Басен, Басеан или Басиян, Фасияна древних, находится южнее Эрзерума). Этот топоним, видимо, сохранился в современном названии турецкого населенного пункта Пасинлер. Второе упоминание о булгарах в «Истории Армении» относится к годам царствования Аршака, сына Вагаршака (конец II д.н.э.), когда «возникли большие смуты в цепи великой горы Кавказской в земле Булгаров, из которых многие, отделившись пришли в нашу землю и поселились в низовьях Коха – плодоносных и хлебородных местах, в продолжении долгого времени…», сс.57-58.
Как отмечает сам автор Д. Еремеев, «Многие исследователи считают тако раннее упоминание о булгарах ( II в. до н. э!) анахронизмом…» с.58.
Но так ли это на самом деле? На сегодня вновь привлеченные документы и анализ ранее известных исторических документов позволяют говорить о древней истории карачаево-балкарского народа.
АРКАСИДЫ. Это древняя восточная династия, восходящая к парфянскому царю Аршаку Великому, утверждавшему, что он — потомок Ахеменидов. Его потомки правили Персией (до 226 г.) и Арменией (до 428 г.). Государство Аршакидов достигло своего расцвета при царе Тигране II Великом. Материал из Википедии.
Д. Еремеев пишет: «В царствование Арташеса (конец I в. н. э.) Арцехианы, родом из алан, были возведены в дворянское достоинство. Во время Хосрова, отца Грдата (конец II –начало III в.) они вступили в свойство с
«одним из мужественных басилов, переселившихся в Армению…», с.60.
Несколько слов о самом названии Армении
Давно было отмечено, что современные «Армяне» не совсем похожи на тех, кого называли «Армянами» во времена Аршакидов.
Известный исследователь второй половины XIX в. Иван Шопен в своей работе «Новые заметки на Древния истории Кавказа и его обитателей». С.-ПЕТЕРБУРГЪ.1866., писал: «Ариане не Армяне; настоящих, коренных Армян едва где уцелело, разве в Малой –Армении в соседстве с Черным морем и при источниках Ефрата и Аракса. Более южные области
так - называемой нами Армении населены народом. совсем другого происхождения и другого имени.
Народ, который мы привыкли так называть, искони известен под следующими названиями: Армян. Сомехи и Гайгъ.
Собственно Армяне суть пришельцы с севера и принадлежат к потомкам Iафета…», с. 26.
Действительно мы провели эксперимент по онлайн переводу терминов, где могли прозвучать самоназвание народа. И вот, что получилось:
Армянский (современный)
Царь - tagavor
Князь – ishkhan
Дворянин – aznvakan
Уздень – uzden
Национальность - azgutyun
Нация – azg
Армянин – hay
Мужчина – arakan
Мама -Mayrik
Мать-Mayr
Отец -Hayr
Папа –hayrik
Народ – zhoghovurd
Родина - hayrenik'
Отечество - hayrenik'
Родная земля - hayreni hogh
Национальность - azgut'yun
Земля отцов - hayreri yerkir
Старая родина - hin hayrenik'
Человек – mard
Из этого следует, что самоназвание самого народа, который мы именуем – Арменией, называется «hay», Отечество – hayrenik.
Анализ слов мы не проводим. На этом этапе для нашей темы такой необходимости нет.
Отметим, что известный историк хан Абулгази, автор «Родословное дерево тюрков», называет восемь сыновей Иафета (Тюрок, Хазар, Саклаб, Русь, Минг, Чин, Кеймари и Тарих).
И. Шопен пишет: «Племена Айранского происхождения, кочующие по степям, простирающиеся к северо-западной стороне Кавказа, принадлежавшим некогда Аланам и Асам, называют западную часть сего хребта Альпъ или Эль-пе-руссъ.
В этом слове, этимология указывает на слоги из силлабического языка Аллъ, Эллъ, вместо Оолъ гора. По этим составным слогамъ, Эль «п» русъ значит царь снеговых белковъ, каким действительно выказывается эта величественная гора. – Турки константинопольские говорятъ тоже Альбрусъ, употребляя впрочем и аджемский Кафъ или Ковъ…», с.10.
Справка
Аджем-тюркский или аджами тюркский[1] (Turk;-ух;acem;,[2] горит. "Персидско-тюркский"[3] или "персидско-турецкий"),[4] также известный как среднеазербайджанский, является тюркским народным языком, на котором говорили в Иране между 15 и 18 веками.Современный азербайджанский язык произошел от этого языка.[3] Википедия.
«Близ живущие кочующие народы, вероятно для подачи горе названия, более близкаго к их языку, переделали слово Алыгъ или Эльбрус на Ял-бузъ, ледяная грива, Еди-Ялбузъ семь ледяныхъ гривъ. Иногда они говорятъ просто Ель-бузъ ледяной ветеръ или ветеръ-ледъ. По свидетельству Плиния, и Скиthы, т.е. Асы, здесъ обитавшие называли эти горы Гругасъ (Graucasus), что по его переводу значитъ nive candidum, снеговой белокъ. Ногайцы называютъ высочайшия вершины западной части хребта Юлдузъ-даглары, Звёздная гора.
Нынешние Армяне и Картвели приняли въ употребление-первые Ялбузъ-леарнъ, а вторые –Ялбузисъ мта, т.е. ялбузские горы…», с.10. Шопен.
Отметим, что все приведенные термины о названии хребта и горы Эльбрус названы тюркскими диалектами языка. И термины объяснимы только с тюркского языка.
Исследователь истории тюрков Бахтияр Тунджай в своей работе «Татары и Тюрки. Упоминания в Ассирийских и иных древних источниках до н.э.», 2012., отмечает, что: от тюркских родов согласно, известного письма Хазарского кагана Иосифа происходят сыновья тюркских родов: «Огуз, Уйгур, Сувар, Булгар, Хазар, Трна, Барсил, Турис, Авар, Янур.
Из того же письма мы узнаем и имя их отца. Иосиф называет его Тогармой.
Речь идет о библейском персонаже – Тогарме из рода Иафета, которого и иудейская, и христианская, и мусульманская традиции считают прародителем тюрков.
Интересен и тот факт, что по мнению автора «Истории Албан» Моисея Каганкатуйского (Vlll в), Тогарма был четвертым после Библейских Йафета, Гомера и Тираса царем Албании, т.е. Кавказской Албании, на территории современного Азербайджана.
Как известно, в Библии тюрки именуются родом Ашкеназа и домом Тогармы…»
Возвращаясь к вопросу карачаево-балкарской архитектуры в строительстве храмов, крепостей, жилищ, следует отметить, что ранние храмовые комплексы ни к грекам, ни к византийцам не имеют отношения.
К примеру, Сентинский храм:
«Сентинский храм (карач.-балк. Сынты клиса) — христианский храм, возведённый в 965 году в Аланской митрополии — на территории современной Карачаево-Черкесии.
Расположен на отроге горного хребта на левом берегу Теберды, в окрестностях современного карачаевского аула Нижняя Теберда (ранее Сенты, карач.-балк. Сынты), в 18 км южнее города Карачаевск.
Храм однокупольный, в плане представляет собой крест с примыкающей к нему с востока апсидой. Стены сложены из хорошо отесанного песчаника, на известковом растворе. В кладке подкупольных подпружных арок, в арке между коробовым сводом восточной ветви креста и сводом апсиды, а также в перекрытии оконных проёмов (кроме апсиды) использована плинфа (так же, как и в других крестовокупольных аланских храмах).
Подпружная арка перед апсидой имеет слегка подковообразную форму. Три окна в алтаре перекрыты блоками с выточенными в них арочными выемками-архивольтами — такое же перекрытие световых проёмов мы встречаем в Шоанинском храме.
Стены фасадов завершаются простым карнизом из одной или двух полочек, который был восстановлен при последней реставрации по фотографиям XIX века. В древности храм был побелен, а крыша была покрыта черепицей. Сейчас памятник имеет двускатные кровли. Однако верхние ряды кладки в щипцах идут не горизонтальными рядами, а «дугой».
Простота плана Сентинского храма выражается и в отсутствии, каких бы то ни было пилястр: подпружные арки опираются непосредственно на стены. Из строительных особенностей следует обратить внимание на традиционные для Алании ступенчатые подпружные арки (на этот раз сильно развитые).
Уникальна для аланского зодчества «лучковая» форма сводов. Торцы рукавов креста завершаются тонкими, ни на что не опирающимися архивольтами, повторяющими «лучковую» форму сводов.
В храм ведут три дверных проёма: с запада, севера и юга. Все они имеют одинаковую форму со световым люнетом полукруглой формы наверху. Свет в интерьер попадал через эти люнеты и четырнадцать узких окон…» ru.wikipedia.org›Сентинский храм
Арки и купола сооружены в стиле карачаево-балкарского мировоззрения на триединство сотворения мира.
Крест карачаево-балкарский Къач – имеет ясную этимологию и объяснения. Квадратная постройка внутри в форме креста, выход на восток и т.д.
Карачаево-балкарский народ имеет в своем словарном запасе названия многих строительных приемов и названия материалов, названия камней. Это может быть исследовано в другой статье.
Карачаево-балкарскую арку легко узнать на карачаевском флаге, который в основании имеет свод четырех арочного купола. Как правило, четырёх арочный купол имеет шесть углов, на флаге они есть. Но есть и дополнительные пазухи, называемые «Къоюн» их число 8.
Карачаево-балкарское мировоззрение в архитектуре означают, что в образе «Коюн-пазуха» сохраняется жизнь, воплощаются представления о закрытом, защищенном, положительном пространстве. Термин – Оюн – означает узоры.
К примеру, о карачаево-балкарских склепах:
281. Булунгуевский наземный склеп «Кач-кешене». Расположен к югу от селения, на правом берегу р. Чегем. Зарегистрирован в 1939 г… У балкарцев склеп известен под названием «Кач-кешене» (крестовый склеп). Он представляет каменное шестиугольное в плане сооружение с конусообразной крышей, увенчанной на крнце шишаком. Связующий материал – известковый раствор. Площадь склепа – 2.1 Х3 м., высота 2.85 м….» И.М. Чеченов «Древности Кабардино-Балкарии», Нальчик. 1969 г.
В целом пример приведен, чтобы подчеркнуть о шестиугольном плане
«Кач-кешене».
Карачаевский флаг - флаг, рисунок флага в исторических ареалах времени может быть датирован не позже II века до нашей эры.
Связано это с мировоззрением предков карачаево-балкарского народа на триединство мира и единобожием. В представлении карачаево-балкарского народа со времен Нартского эпоса было заложено единобожие. Это «Ант-къач» на спине воина нарта, со значением посвящения и клятвы быть опорой и защитой своему народу.
Аркъа – это символ: Опоры, Защиты, Покровительства, Силы и Власти.
Армянского царя Тёрдата (Митридата), его правильное имя звучало – Тёрартдат – Сын Божий. Поэтому, и армянские цари Артаксиды/Аркасиды носили титул – Артаксиды – Божьих сыновей на земле, что давало им носить имя гордостью и с почетом. Это были тюрки – народ свободолюбивый и смелый, как настоящие горцы – Эрк кишиле (Мужественные мужи).
Термин «Аркъа» и рисунок и символ «Аркъа» быстро распространился по миру.
Этот символ приняли и Византия и Рим. Китай и Индия. Восток и Запад. Азия и Север. Но только его этимология и истинное название сохранилось только у потомков ас и алан, карачаево-балкарского народа.
Арки, соединяющие колонны, знаменуют равенство и единодушие в Аланском народе. И название Карачаевского флага на наш взгляд правильно будет называть «Аркъабаш».
В центре карачаево-балкарского мироздания находится символ - Кёз - глаз.
Кёз – око вселенной, божий глаз и свет, проходящий через купол жилища в центре дома, где находится – Отчакъ, Отжакъ (выход дыма; вход для поступления света, напоминает купол).
Посмотрите рисунок аланских четырех арочных колонн в храмах Карачая, и вы увидите – рисунок Карачаевского флага. Точка в центре – это ось мироздания. Арка-тау (Эльбрус) – это гора колыбельная Карачая и Балкарии.
Полный текст в публикации Арка символ власти. Карачаевский флаг (Хадис Тетуев) proza.ru›2024/02/25/1929
Хадис Тетуев, историк, Балкария, 04. 05. 2024 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев