Смерть есть общий удел людей.
Но она есть для человека не уничтожение, а только отрешение души от тела.
Истина бессмертия души человека одна из основных истин христианства. "Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38).
В новозаветном Священном Писании смерть называется исходом души ("буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память" (2 Петр. 1, 15)),
освобождением души из темницы (2 Кор. 5, 1),
отложением тела ("зная, что скоро должен оставить храмину мою" (2 Петр. 1, 14)),
отрешением ("имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше" (Фил. 1, 23)),
отшествием ("время моего отшествия настало" (2 Тим. 4, 6)), успением (Давид почил (Деян. 13, 36)).
Состояние души по смерти, по ясному свидетельству слова Божия, не бессознательное, а сознательное (например, по притче о богатом и Лазаре).
По смерти человек подвергается суду, который называется частным, в отличие от Всеобщего последнего Суда.
"Удобно есть перед Богом, в день смерти воздать человеку по делам его", говорит премудрый сын Сирахов (Сир. 11, 26).
Ту же мысль выражает апостол Павел: "человекам положено однажды умереть, а потом Суд" (Евр. 9, 27).
Апостол представляет Суд следующим непосредственно за кончиной человека, очевидно, разумея не Всеобщий Суд, а частный, как это истолковывали святые отцы Церкви, "ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23, 43), — изрек Господь раскаявшемуся разбойнику.
Нам не дано знать в Священном Писании, как происходит частный Суд по смерти человека.
Мы можем лишь отчасти судить об этом по отдельным выражениям, встречающимся в Слове Божием.
Так, естественно думать, что и при частном Суде большое участие в судьбе человека после смерти принимают как добрые ангелы, так и злые. В притче о богатом и Лазаре сказано, что Лазарь "отнесен был ангелами на лоно Авраамово" (Лк.16,22);
в притче о неразумном богаче сказано богачу: "Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя" (Лк. 12,20), — очевидно, возьмут Силы Недобрые (Св. Иоанн Златоуст).
Ибо, с одной стороны, "ангелы малых сих" (Мф. 18, 10), по слову Господню, всегда видят лицо Отца Небесного, — а равно и при конце мира Господь "пошлет ангелов Своих, которые отделят злых от среды праведных, и ввергнут их в печь огненную" (Мф. 13, 49);
а с другой стороны, "противник ваш дьявол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Петр. 5, 8), — и воздух как бы наполнен духами злобы поднебесной, и князь их называется князем "власти воздушной" (Ефес. 6, 12; 2, 2).
На основании этих указаний Священного Писания издревле святые отцы Церкви изображали путь души, разлучившейся с телом, как путь через такие духовные пространства, где темные силы ищут поглотить слабых духовно и где поэтому особенно нужны защита ангелов небесных и молитвенная поддержка со стороны живых членов Церкви.
Из древних отцов говорят об этом святые Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Макарий Великий, Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие.
Наиболее подробно развивает мысли этого рода св. Кирилл Александрийский в "Слове на исход души", обычно печатеамом в "Следованной псалтири", а картинное изображение этого пути представлено в житии преподобного Василия Нового, где усопшая блаженная Феодора, в сонном видении Васильева ученика, передает, что она видела и испытала по разлучении ее души с телом и при восхождении души в Небесные обители.
Путь души по исходе из тела принято называть "мытарствами". По поводу образности сказаний о мытарствах московский митрополит Макарий в "Православном догматическом богословии" замечает: "Должно, однако, твердо помнить наставление, какое сделал ангел Святому Макарию Александрийскому, когда только начал речь о мытарствах: “Земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных,” — и представлять мытарства следует сколько возможно в смысле духовном, скрывающимся под более или менее чувственными, человекообразными чертами".
О состоянии души после частного Суда Православная Церковь учит так: "Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим.
Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости или к печали и скорби: впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства ни совершенного мучения.
Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно" (Послание Восточных Патриархов о православной вере, член 18).
Таким образом, Православная Церковь различает два разных состояния после частного Суда: одно для праведников, другое для грешников; иначе говоря, — Рай и ад.
Церковь не признает римо-католического учения о трех состояниях, различающего 1) блаженство, 2) чистилище или пургаториум и 3) пребывание в геенне.
Само именование "геенна" отцы Церкви обычно относят к состоянию после Страшного суда, когда и смерть и ад повержены будут "в озеро огненное" (Откр. 20, 15).
Отцы Церкви, на основании слова Божия, полагают, что мучения грешников до Страшного суда имеют характер предварительный. Эти мучения могут быть облегчаемы и даже могут быть сняты по молитвам Церкви (Послание Восточных Патриархов о православной вере, член 18).
Равно и падшие духи, "связанные узами адского мрака, солюдаются на Суд Великого Дня" (2 Пет. 2, 4; Иуд. 1, 6).
Воскресение мертвых
В Великий День пришествия Сына Человеческого совершится Всеобщее воскресение мертвых в преображенном виде.
О воскресении мертвых говорит Господь: "Наступает время, в которое все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5, 28-29).
Когда саддукеи выражали неверие в возможность воскресения, Господь укорял их: "Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией" (Мф. 22, 29).
Несомненность истины воскресения и важность веры в воскресение апостол Павел выразил в таких словах: "если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом же мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают....
Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших....
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15, 13-15, 20-22).
Воскресение мертвых будет всеобщее и одновременное, как праведников, так и грешников.
"Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5, 29).
"Будет воскресение мертвых праведных и неправедных" (Деян. 24, 15, слова апостола Павла перед правителем Феликсом).
Если тот же апостол в другом месте (1 Кор. 15 глава, 1 Фес. 4 глава), говоря о воскресении умерших во Христе, не упоминает о воскресении грешников, то, очевидно, потому, что его прямая цель была укрепить в самих христианах веру в их будущее воскресение во Христе.
Однако, несомненно, образ или вид воскресших праведников будет иной, чем грешников.
"Тогда праведники воссияют как солнце в Царстве Отца их " — это сказал Господь только о праведных (Мф. 13, 43).
"Одни уподобятся свету, другие тьме" — рассуждает об этом Св. Ефрем Сирин ("О страхе Божием и последнем Суде").
Из слова Божия должно заключить, что воскресшие тела будут в своей сущности те же, какие принадлежали душам в земной жизни: "Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие" (1 Кор. 15, 53);
но они будут при этом преображенными и, прежде всего, тела праведников будут нетленными и бессмертными, как видно из тех же слов апостола.
Они будут совершенно свободны от изнеможения и от немощей нынешней жизни.
Они будут духовными, небесными, не имеющими земных телесных потребностей, жизнь по воскресении будет подобна жизни бесплотных духов-ангелов, по слову Господа (Лк. 20, 3).
Что касается грешников, то и их тела, без сомнения, восстанут в новом виде, но получив нетление и духовность, они в то же время будут отражать на себе их душевное состояние.
С целью облегчить веру в будущее преображение тел, апостол дает сравнение будущего воскресения с посевом, как символом воскресения, даваемым природой: "Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые?
И в каком теле придут? Безрассудный! То, что ты сеешь — не тело будущее, а голое зерно, которое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело" (1 Кор. 15, 35-38).
С этой же целью отцы Церкви указывали на то, что в мире вообще ничто не уничтожается и не исчезает; что Бог силен восстановить то, что Он сам созидает; обращаясь к природе, они находили в ней подобия воскресения, каковы: прозябание растений из семени, брошенного в землю и разложившегося, ежегодное обновление природы весной, обновление дня, пробуждение ото сна, первоначальное образование человека из персти земной и другие явления.
Всеобщее воскресение и дальнейшие после него события составляют явления, которых мы не в состоянии ни вполне представить нашим воображением, так как они никогда не переживались нами в их подлинном будущем виде, ни вполне понять их своей рассудочной мыслью, как равно разрешить те многочисленные вопросы, которые при этом встают перед пытливым умом.
Поэтому, как сами эти вопросы, так и те личные соображения, которые в ответ на них высказывались, нередко по разному, в писаниях отцов и учителей Церкви, не входят непосредственно в предмет догматического богословия, долг которого начертать точные истины веры, основанные на Священном Писании.
Протопресвитер Михаил Помазанский.
Нет комментариев