Территория Семиречья занимает площадь от Алматы до гор Тарбагатая и когда- то по административному названию это был Лепсинский уезд.
К концу XIX столетия, кроме Верного, где находился центр казачьего управления, семиреченские казаки населили 13 станиц в том числе Сергиопольскую ( Аягоз) , Урджарскую, Лепсинскую,
Нет мы и семьи, с которыми породнились не из казаков, но история этого края связана с казачеством Семиречья. В середине 19 века первые поселения были станицы казаков. Российская империя закрепляла за собой новые территории, а через столетие государственная программа освоения целинных земель и переселения людей из России и Украины в принципе тоже закрепляла эти территории, но уже не военными станицами, а мирными поселениями славянских народов. Цель получается одна- расширение и закрепление территории России уже на другом этапе. В повседневной жизни мы не придавали значения тем событиям 100 летней давности, но слышали о казачестве и знали, что в годы гражданской войны в этих краях происходили большие события, шла война новой власти с коренным казачеством. Где-то рядом, в предгорных поселках были и красные и белые. Так далеко не надо искать, ведь Тишаковы жили в селе Пятигорское, где базировались партизаны «Красные горные орлы Тарбагатая». И эти семьи были свидетелями событий 1918 года, когда отрядами атамана Дутова все поселения в предгорьях Тарбагатая были разорены.
Сёла Подгорное, Пятигорское это переселенцы по Столыпитнской реформе. Точной даты пока не установлено, когда и откуда приехали Тишаковы, но из разговоров известно, что в начале 20 века целые вереницы переселенцев ехали на быках и лошадях из г.Омска в предгорья Тарбагатая. В приведенной карте отмечены места где в разное время были заложены переселенческие посёлки Лепсинского уезда. Наши сваты Пивсаевы родились в с.Чинжалы, значит их родители тоже переселенцы. Надлежит ещё выяснить откуда их предки, но с определенной долей уверенности можно предполагать, что очень вероятно и Тишаковы, и Пивсаевы из одного региона. Поскольку переселенческие пункты тоже работали по регионам и готовили территории в своём административном делении для переселенцев. Зная эти семьи приходишь к мысли, что эти люди из одного места. Есть какой-то почти неуловимый отпечаток на людях и по говору, и по образу жизни, что- то единое, родственное, ну как у людей из одной деревни. И здесь же следует отметить, к примеру, что мы Радченко, приехавшие с южного Казахстана, были совсем другими, нас невооруженным глазом было видно, что мы другие, совсем другие.
Разбираясь уже на современном уровне в своей родословной хочется понять не только связи родственные, но и исторические. Родители приехали на целинный земли, мы, дети там выросли, а кто там раньше жил, чем занимались люди, это ведь не пустыня какая-то? Через весь посёлок пролегал глубокий овраг, явно, не природного происхождения. Начало было от речки и это рукотворное русло проходило через село до 7-й бригады. Примерно 20 километров. Кто это сделал, с какой целью? Кому -то надо было выводить воду на равнину. Можно с уверенностью сказать, что эта рукотворное сооружение не одного года. Такой канал вручную построить требовал больших человеческих сил. И это не казахи. При их кочевом образе жизни такие сооружения скорее помеха. Ну не копали казахи каналов. На западной стороне села были курганы, не высокие, но достаточно заметные, Кем и когда они сделаны, кто там покоится? Ничего внятного об этих сооружениях мы не слышали.
Изучая доступные материалы из интернета, нахожу некоторые сведения о контакте западного Китая, Синцзянского округа с Росиией в 19 столетии на территории современного Семиречья,. К слову будет сказать, что официально граница Российской империи на востоке современного Казахстана с Китаем после неоднократных переговоров обоюдно утверждена только в 1865 году.
Последние колонизаторы области выходцы из Китая — дунгане и таранчи — принесли с собою и обычаи пользования водою, выработанные в этой стране, где искусственное орошение очень развито.
«Культура опийного мака в Семиречье имеет свое прошлое. Она берет начало здесь в конце семидесятых годов и в начале восьмидесятых годов девятнадцатого столетия, когда дунгане, преследуемые китайцами, выселились из Китая и нашли для себя новую родину в Семиречье. Этот трудолюбивый народ продолжал и здесь заниматься культурой мака и добыванием из него опия»
Ну вот, пожалуй и ответ: кто строил каналы для вывода воды с горной реки на открытые поля. Далее нахожу информацию, что уже и при советской власти в Семиречье занимались выращиванием опиумного мака. «… К торговле с Синьцзяном в качестве посредников привлекались китайские «мако-севы». Как следует из доклада консула в Чугучаке в Омск, «они (т.е. “макосевы”..) доставляли большевикам все необходимое, даже ружья и порох», в обмен на разрешение выращивать опиумный мак в российском приграничье и после переработки вывозить его в провинцию. Нужно отметить, что подобные торговые сделки с большевиками находили поддержку в Синьцзяне у чиновников самого высокого уровня, заинтересованных в поставках опиума».
Далее возникает вопрос, а где жили «мако-севы»? На этот вопрос можно ответить предположением. Поскольку следов поселений в регионе Карабуты нет, их и не могло быть. Китайские «мако-севы» имея разрешение приходили на сезон на эти земли, жили во временных жилищах, а на зиму уходили в Чугучак. Они и выводили воду на открытые поля. Но с большим размахом выращивание мака приобрело в Семиречье южнее, ближе к г.Верный и озеру Иссык-Куль.
Не могу не затронуть ещё оду тему. Садоводство. Отец был в совхозе бригадиром садово-огородной бригады. Начинал на голом месте. У него был достаточно большой опыт разведения садов, но в условиях южного Казахстана. Но климат в предгорьях Тарбагатая совсем другой. Что интересно, местные жители почему-то негативно относились к разведению садов. Считая, что это пустая затея. Сейчас, когда имеется достаточно информации о садоводстве в том регионе, я нахожу оправдание так называемым «местным карабутинцам» только тем, что они там жили относительно недавно и просто не занимались садоводством. Дело в том, что предгорья Тарбагатая славятся своей яблоней Сиверса. Но в период освоения целины тот контингент недавних переселенцев из регионов Украины и центральной Россиии, просто этого не знал. Приведу несколько выдержек из высказываний ботаников и биологов, посетивших предгорья Тарбагатая: «…В 1792 году Иоганн Сиверс ученый, ботаник из Санк-Петербурга приехал в Казахстанский Алтай, посетив долину Бухтармы, побывал в горах у озера Маркаколь и на Зайсане. В следующем году он продвинулся дальше на юг и достиг отрогов Тарбагатая. Именно здесь, на южных склонах он увидел яблоню, которую спустя три десятилетия назвали его именем».
Главное же, что яблоня Сиверса признана исследователями прародительницей всех культурных сортов яблок на земле.
Вот такая интересная деталь о Тарбагатае, но и это не окончание истории о яблоне Сиверса…
«В 1865 году, когда город Алматы еще носил название Верный, сюда из Воронежской губернии Острогожского уезда приехал мещанин Егор Редько со своей семьей. Он и привез с собой несколько саженцев Апорта.
Тут стоит отметить, что на его бывшей родине этот сорт ничем особо не выделялся. Каково же было его удивление, когда после привития сорта к местной дичке, яблоне Сиверса, через несколько лет на молодых деревьях выросли огромной величины, весом более 400 граммов, ярко-красные чудо-яблоки, с потрясающим вкусом и ароматом».
Вот теперь пожалуй,всё что касается Карабуты и нашей семьи Радченко.
Знал ли отец как профессионал-садовод о том, как выведен знаменитый Алма-Атинский апорт? Однозначно затрудняюсь ответить. Не приходилось об этом слышать, впрочем, я и не проявлял особого интереса к садоводству. Возможно что- то и говорил, но пролетело мимо моих ушей. Но посмотрев
«Свидетельство» об окончании курсов в Алма-Ате в 1952 году можно смело утверждать, что о выведении Апорта не могло не быть речи на таких специализированных курсах.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев