Среди народов, исповедовавших ислам, в царской России существовали мусульманские школы: начальные – мактабы (казах. – мектеп) и средние – медресе, где обучали арабской грамоте и основам магометанской религии. Существовали они при мечетях, содержались на средства населения и различные пожертвования. Учителя принадлежали к мусульманскому духовенству. В учебном процессе преобладала зубрежка и заучивание наизусть старинных религиозных книг и строжайшая дисциплина, устанавливаемая, главным образом, физическими наказаниями учащихся.
Для подготовки из местных жителей служащих государственной администрации действовали так называемые русско-туземные начальные школы, состоявшие из двух классов.
В первом, русском классе русские учителя обучали грамоте, арифметике, начальным сведениям по природоведению, истории, географии.
Во втором, мусульманском классе местные учителя учили арабской грамоте и магометанскому вероучению. Данные школы находились в административном подчинении местных органов царской администрации, а в учебном отношении – в ведении Министерства народного просвещения.
Такие школы в какой-то мере знакомили коренное население с прогрессивной русской культурой, вследствие чего они с течением времени завоевывали все большие симпатии. Примечательно, что количество желающих поступить в эти учебные заведения намного превышало число имеющихся мест.
Как известно, с 1876 года в Астраханскую губернию административно входила Внутренняя Киргизская орда (или Букеевская орда) – полуавтономное государственное образование казахских родов в междуречье Урала и Волги.
В дореволюционной России было принято именование казахов киргизами (или киргиз-кайсаками), поэтому и область расселения казахов называлась Киргизской ордой. В административном отношении она делилась на семь частей, из которых каждая разделялась на старшинства.
Во Внутренней орде национальные учебные заведения были организованы в соответствии с «Положением о начальных училищах для киргизов» от 17 октября 1866 года.
Участковые двухклассные и одноклассные училища располагались в крупных населенных пунктах. Они, в отличие от старшинских школ, которые были передвижными и следовали за кочевьями казахов, являлись школами-интернатами, где учащиеся получали готовую пищу, проживание и школьные принадлежности.
Штат школы изначально ограничивался 25, а в XX веке 20 воспитанниками из казахов, которые находились на полном пансионе (т.е. обеспечении), за исключением одежды, обуви и постельного белья, которые выдались самым бедным. По-другому ещё воспитанников называли казённокоштными.
В начале существования школ в них принимали всех желающих без различия происхождения и состояния, даже взрослых. Позже стали отдавать предпочтение детям, родители которых состояли на государственной службе.
Помимо воспитанников из казахов в школы допускались в качестве приходящих и дети русских, которые от изучения казахской грамоты освобождались.
Как пример этому: русско-казахское одноклассное училище во Владимировке перед самым началом первой мировой войны окончил Гетманцев Иван Алексеевич (1901–1983, участник Гражданской и Великой Отечественной войны), дед автора статьи, и был достаточно грамотным человеком.
Преподавание в училищах велось по программам, установленным для русских школ соответствующего типа. Однако выполнение программ вызывало определенные трудности, потому что в школы поступали и дети совсем не говорящие по-русски.
Обучение таких детей в первый год велось на казахском языке, к которому приходилось прибегать и в течение остального срока обучения для объяснения непонятных русских слов. Поэтому в одноклассных училищах Киргизской степи устанавливался четырёхгодичный курс вместо обычного трёхлетнего курса для начальных учебных заведений. Но даже при удлинённом курсе успешное усвоение программы учениками в большой степени зависело от талантливости и преданности делу учителя.
Учитель, вместе с тем, являлся и смотрителем школы.
Учительский труд в национальной начальной школе был нисколько не легче труда учителя в русской школе в виду того, что преподавание крайне осложнялось незнакомством детей с русской речью. На трудоотдаче учителя сказывались и тяжёлые бытовые условия проживания в отдалённых местах полупустынной местности.
По этому поводу один из директоров народных училищ Астраханской губернии в конце XIX века писал: «При большом запросе на учителей преподавательский состав сформировывается в начале учебного года с большим трудом, причём нередко приходится замещать учительские должности лицами, не имеющими образовательных прав. При значительных особенностях в климатическом и хозяйственном отношении Астраханской губернии, воспитанники учительских семинарий занимают учительские должности неохотно. И при первой же возможности они стремятся перейти в другую губернию или в другое ведомство, особенно в духовное».
Переходя к вопросу о материальном вознаграждении преподавателей, следует отметить, что вообще оклады учителей в губернском городе были выше, нежели в уездных городах и селениях, оклады учителей в национальных школах выше, чем в русских школах. Так, приходские учителя в городе Астрахани получали 480 руб. в год, большинство учителей в уездных городах и сёлах – по 240 руб., а в казахских и калмыцких – от 300 до 500 руб.
Курс учения ограничивался чтением и письмом на казахском и русском языках, переводами с казахского на русский и обратно, с объяснением грамматических форм обоих языков и первыми четырьмя правилами арифметики.
В ходе освоения программы применялся ланкастерский способ обучения, т.е. старшие, более успешные ученики, обучали младших.
Для первоначального обучения в школах Внутренней Букеевской орды употреблялись особые, приноровленные к обучению казахских детей, издания учебников Казанской переводческой комиссии: «Букварь», «Первоначальные уроки русского языка», «Практические уроки русского языка». На следующих ступенях обучение чтению велось по книжкам В. Вольнера «Русская речь».
Насколько, вообще, затруднительно обучение в национальных школах, можно судить по процентному отношению окончивших курс (сдавших экзамены) в русско-казахских школах к общему числу обучавшихся. Так, в 1900 году во всей Астраханской губернии в них состояло 520 учащихся детей, окончило курс – 26, что составило 5% обучавшихся.
Интересно знать, как русско-казахская школа была обустроена именно в слободе Владимировке – нынешнем городе Ахтубинске.
Первые учебные заведения в Букеевской орде открылись в 1868 году. Для них в нескольких степных урочищах были построены дома из сырцового кирпича.
Летом 1881 года для осмотра этих участковых школ попечителем Оренбургского учебного округа были командированы инспектор инородческих школ В.В. Катаринский и окружной архитектор барон Корф. Ими найдено, что здания четырёх школ настолько обветшали и разрушились, что капитальный ремонт обошёлся бы слишком дорого и был бы непроизводительным расходом, так как помещения тесны, низки и лишены самых необходимых удобств, а классная и хозяйственная обстановка находится в неудовлетворительном состоянии. Школы, кроме того, терпят нужду и в своём содержании. Некоторые из школ находятся в изолированном положении, т.е. на значительном удалении от населённых пунктов.
Для устранения выявленных недостатков инспектор предложил для школы Калмыцкой части, расположенной в урочище Шунгай, новое здание устроить в слободе Владимировке, где содержание окажется дешевле. В школе смогут обучаться и русские мальчики, которые будут помогать казахским детям скорее и основательнее изучить русский язык. Кроме того, воспитанники получат возможность обучаться какому либо ремеслу, и, наконец, учителя будут дольше служить при школе в крупном населённом пункте, чем в степи, где они часто менялись.
Таким образом, в 1888 году для участковой школы в слободе Владимировке было построено кирпичное здание, выходящее фасадом на нынешнюю Красноармейскую улицу города Ахтубинска.
На строительство нового помещения часть средств поступила от казахского общества в виде пожертвований, а 2773 руб. 73 коп. выделило Министерство народного просвещения. В здании школы, помимо классных комнат, находились помещения для казённокоштных воспитанников: спальня, больничная комната, столовая и кухня, а также и квартира учителя. Во дворе располагались хозяйственные постройки. В штате при школе состояла прислуга: повар и сторож. Их труд оплачивался из бюджета школы.
По сведениям инспектора народных училищ Внутренней Киргизской орды А.Е. Алекторова на содержание Калмыцкой мужской школы в 1889 году было потрачено 968 руб. А как указывает В. Лихачёв в обзоре «Народное образование в Астраханской губернии (1897–1901), опубликованном в Астрахани 19 ноября 1903 года, её содержание на рубеже веков обходилось уже в 1210 руб. 24 коп. при 20 казеннокоштных воспитанниках.
Несмотря на большие затраты, бюджет учебного заведения следует признать весьма скромным: большая часть его приходилась на содержание казеннокоштных воспитанников – по 44 руб. 41 коп. в год на каждого. Из этой суммы на питание отпускалось 10 копеек в сутки. По мнению Лихачёва, чтобы улучшить материальное состояние школы вследствие общего вздорожания съестных продуктов, топлива и расходов на содержание прислуги, необходимо увеличить сметную сумму хотя бы на 300 рублей.
Русско-казахская (или киргизская) школа во Владимировке в официальных документах Астраханской губернии именовалась Калмыцкой мужской школой (с 1912 года – Калмыцкое мужское одноклассное училище) и являлась участковым учебным заведением Калмыцкой части Внутренней Киргизской орды.
Канцелярия Калмыцкой части находилась в Ханской ставке (ныне – посёлок Урда Бокейординского района Западно-Казахстанской области Казахстана).
По опубликованным Астраханским губстаткомитетом данным упомянутого ранее инспектора народных училищ Внутренней Киргизской орды А.Е. Алекторова в школе обучалось казахских и русских мальчиков:
1888 год – 16,
1889 год – 25, из них выбыло в течение года – 4, окончило курс – 2 .
На 1 января 1890 года в школе состояло 25 учеников, из них: 6 православных и 19 мусульман.
Из документальных источников Губернского статистического комитета известно, что в 1888 году учительницей школы была Юлия Федоровна Носович, уроженка Могилёвской губернии, окончившая годом раньше курс женской гимназии.
С 1889 по 1892 год учительствовал Дмитрий Тимофеевич Голоднов, выпускник Ставочного двухклассного училища в 1880 году, который ранее преподавал в этой же Калмыцкой школе в Шунгае.
В последующие годы учителями русско-казахского начального училища были:
Дмитрий Иванович Дурицын (1894),
Фёдор Петрович Парамонов (1895),
Николай Гаврилович Кармалей (1896),
Фёдор Семёнович Белов (1897–1898) и Ахун Чинайбеков (вероучитель, 1897),
Вадим Владимирович Цветницкий (1899–1900),
Фёдор Андреевич Андреев и Рахметулла Сажитов, вероучитель (1901),
Александра Спиридоновна Колчина (1902–1906),
Шантай Юсупов (1907–1908),
Темиргали Саналиев (1910–1917).
В революционный 1917 год занятия в училище прекратились.
Сохранившееся до наших дней здание бывшего Калмыцкого мужского одноклассного училища – единственное на территории нынешней Астраханской области здание национального учебного заведения царской России для казахских детей, все остальные располагались в современном Казахстане и восточной части Волгоградской области.
С 1918 года в его стенах располагается военный комиссариат.
Здание бывшего Калмыцкого мужского одноклассного училища в наши дни:


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2