ЛАЙ И ЭЛИЙ. Часть 2-я
Возвращаясь к нашему мнению о том, что чеченское общество разделится на «лай», «оьздий» и «элий». Нет сомнения в том, что отрицание норм приличия (не противоречащих Исламу) как минимум делит общество на «консерваторов» (сторонников гIиллакха) и «нигилистов» (полное отрицание гIиллакха). Мы каждый день встречаем людей, которые не проявляют почтения к старшему (не уступают дорогу, не встают, не здороваются, дерзят и т. д.). И каждый день встречаем стариков, о которых чеченская поговорка (многовековой опыт народа!) говорит коротко: «Хено жIаьлаъ къандо» (время и собаку старит). Такие старики соперничают с молодыми, сами нарушают субординацию с ними и т. д. С годами мы уви
ЛАЙ И ЭЛИЙ. Часть 1-я
У нас нет ни малейшего сомнения в том, что с какого-то момента люди в чеченском обществе будут делиться на «лай», «оьздий» и «элий». Однако это деление будет основано на нравах и приличиях людей (чеч. гIиллакх), а не на их имущественном или социальном положении. Не зря ученый-богослов Сугаип-мулла Гойсумов уже в годы своей деятельности делил людей (теоретически) на «лай» (три ступени: 1. IуьтIеш, 2. хардангаш, 3. бежлой) и «элий» (три степени: 1. боьрша, 2. стага. 3. Къонаха). Как же, по нашему мнению, произойдет это разделение? Сейчас идет яркая тенденция: абсолютный нигилизм, то есть отказ от всего прошлого БЕЗ РАЗБОРА. Некоторые даже умудряются прикрываться Исламом: