Детям со стёртой формой дизартрии очень трудно даётся процесс автоматизации звуков, особенно звука «Р». Научившись произносить этот звук от «Т», ребёнок долго не может «убрать» этот лишний звук и вместо «РА» говорит «ТРА», вместо «АР» — «АТР» и т.д.
Логопеду приходится автоматизировать «Р» в данном сочетании звуков до тех пор, пока ребёнок не «наработает» правильное произношение и не сможет произнести данный звук изолированно. Но даже когда звук уже отработан, язык прекрасно «рычит», малыш всё равно может произносить вместо «Р» — «ТР», потому что у него сложился определённый стереотип. Ребёнок не старается даже попробовать, не смотря на уверения логопеда, что «язычок справится», всё у него получится и вместо «рыба» говорит «трыба». Эта звуковая привязка останавливает дальнейший процесс автоматизации.
Что делать логопеду в данной ситуации? Словарные материалы на сочетания «ТР-ДР» тщательно отработаны, куда двигаться дальше?
Попробуйте «обмануть» своего ученика и введите незаметно между простых слов с сочетанием «тр», «др» слова с сочетанием «КР», «ГР», например: трап, трус, круг, кран, трон, дрозд, гром, крот, град, драп, друг, груз и т.д. Затем в более сложных словах, например: трава, друзья, гранат, краски, дрова, кролик, груша, трамвай. В середине слова: патруль, ватрушка, награда, угроза, покрывало, виноград и т.д.
Произнести данные слова с тройным стечением согласных просто невозможно: «ктруг» или «гдрад». Обратите внимание ребёнка, что «заколдованный» звук исчез и значит, он может говорить слова и без этого лишнего звука. Ещё раз повторите эти слова со стечением «КР», «ГР». Для более уверенного произношения в дальнейшем, нужно наработать звук «Р» теперь в сочетаниях уже с «КР», «ГР», а затем и с другими стечениями согласных, если это потребуется.
Предлагаем вашему вниманию подборку речевого материала для автоматизации звука [Р] с сочетанием «КР», «ГР» и др. Речевой материал расположен в порядке усложнения: начиная от слогов и заканчивая предложениями. Просто распечатайте его (лист А-4, 2 колонки текста, шрифт 13,5) и в дальнейшем приклеивайте по частям в домашнюю тетрадь для работы с родителями.
Для автоматизации звука [Р] в стечениях с согласными звуками
проговаривать:
Гра- гро- гру- гры- грэ.
Кра- кро- кру- кры- крэ.
Гра- гра- гра, град, гранат.
Гро- гро- гро, грот, грохот.
Гру- гру- гру, груз, группа.
Гры- грызун, грэ- Гремми
Кра- кра- кра, кран, краски.
Кро- кро- кро, кросс, крошка.
Кру- кру- кру, круг, крупа.
Кры- кры- кры, крыса, крыша.
Акр- окр- укр- икр- екр
Игры- игры- тигры
Угры- угры- бугры
Агра- агра- ограда
Егры- егры- негры
Проговаривать:
Град, грамм, грач, гранит, графин, грабли, гроза, грамота, грабитель, граната, граница, градусник, громадный, край, кран, краб, краска, крабы, кража, красный, кровать, крапива, красота, кроссовки, красавица, гром, гроздь, грохот, громкость, грозный, кровь, крот, кросс, крошка, кролик, кромка, груз, грудь, грусть, груздь, груша, группа, груда, грубый, грубость, грузди, грузчик, грузовик, круг, кружка, круиз, крупа, круча, кругом, крутой, крупный, кружево, крутизна, кругосветный, грызть, грыжа, грызуны, Крым, крыса, крышка, крыша, крынка, крыльцо, крик, Крис, криво, кричать, кривизна, Кристина, креатив, крепление, крем, крест, крен, крендель, кресло, крёстный, гречка, гриб, грибы, Гриша, гризли, греметь, грязь,грядки, крякать.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев