Петр Великий прекрасно понимал, что регулярный военно-морской флот требует не только строительства кораблей, литья пушек, обучения матросов и офицеров, но и наличия законодательной базы. А так как флот в России создавался практически с нуля и своего опыта не было, нужно было учиться у других. Пётр подходил к делу основательно – изучал Морской устав Людовика ХIV, аналогичные английские документы по военно-морскому делу, накапливал собственный опыт.
Царь не спешил. Предпочитая сначала опробовать всё на практике, он создавал законодательную базу для флота постепенно. Так, в 1708 году были изданы «Генеральные сигналы, надзираемые во флоте, во время бою», в 1710-м – «Инструкции и артикулы военные надлежащие к российскому флоту», в 1714-м – «Книга ордера или во флоте морских прав», а также другие важные документы, из которых впоследствии сложились правила военного и морского плавания.
В 1715 году Пётр I приступил к разработке Морского устава, но отдельной книгой труд был издан только через пять лет.
Известно, что в 1718 году государь назначил комиссию, которая должна была сравнивать тексты различных иностранных морских уставов и определять наиболее приемлемые для русского флота статьи.
Подробно о создании документа рассказывается в видеолекции Николая Рогулина «Морской устав Петра Великого и военное законодательство петровского времени»:
www.prlib.ru/item/343994.

Продолжение читайте в нашей
статье на портале.
«Устав морской: о всем, что касается к доброму управлению, в бытность флота на море» (1763).
Комментарии 1