Говорит шейх Салих Аль-Фаузан:
Из веры в предопределение так же то, что рабы совершают дела по своему выбору и они не были принуждены к этому. Таким образом, верует человек или проявляет неверие, молится он или оставляет молитву, поститься или разговляется – всё это он совершает сам.
Так, за послушание он будет вознагражден, а за ослушание – наказан, поскольку это совершаемые им дела.
Он не будет наказан за предопределение, однако будет наказан только за свои поступки, которые он совершал по своему выбору и своей воле.
Он способен встать и совершить предрассветную молитву, а может и оставить молитву и лечь спать. Он способен поститься в месяц рамадан и может оставить пост. Он может удержать свою душу от страстей, но также способен оставить её среди страстей. На всё у него есть возможность, желание и воля.
Аллах даровал ему желание, волю и право выбора сделать что-то или не делать этого. Поэтому на том, кто был принужден к чему-то, нет вины, поскольку у него не было выбора.
Так же и с сумасшедшим – на нем тоже нет вины, так как у него нет права выбора. А еще ребенок, который не достиг совершеннолетия, - на нем тоже нет ничего, поскольку пока он не стал совершеннолетним, у него нет права выбора.
Таким образом, вместе с верой в предопределение должна быть вера в то, что рабы сами совершают деяния, у них есть воля и желание.
А не так, как говорят джабриты: «Рабы принуждены, у них нет ни воли, выбора».
И не так, как говорят му’тазилиты: «У Аллаха нет предопределения, однако рабы сами по себе независимы в своих делах. Они сами творят свои деяния по своей возможности, а не по воле Аллаха и Его предопределению.»
Таким образом, му’тазилиты и джабриты находятся в двух крайностях.
А приверженцы сунны и единой общины придерживаются срединности в этом вопросе.
Они говорят: «Всевышний Аллах всё предопределил, однако он даровал рабам право выбора, волю и возможность совершать или оставлять что-либо.». Всевышний даровал им всё это.
Эта позиция соответствует Корану и Сунне. Позиция приверженцев сунны и единой общины соответствует Корану и Сунне. Эта позиция заключается в умеренности между джабритами и кадаритами.
Мы просим Аллаха содействия в приобретении полезного знания и совершения праведных деяний. Да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада, а также его семейство и всех его сподвижников.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев