Мнение, что земные поклоны в воскресные и великопраздничные дни якобы вовсе не допускаются Уставом и канонами - это мнение обывателей в литургике и поверхностных или скороспелых, кабинетных уставщиков. Входные поклоны Престолу, а наипаче - по пресуществлении Даров - в монастырях совершались всегда земные. В Ионинском монастыре (традиции которого взяли начало из Белобережской пустыни - образца лучших монастырей середины XIX столетия) Престолу входные поклоны полагались земные круглый год, а Устав там соблюдался до йоты! Как видим, земные поклоны в нарочитых случаях даже при архиерее не отменяются и в великие праздники - при хиротонии. То же соблюдается и у старообрядцев: т.е. земные поклоны полагаются не именно Престолу, но есть моменты в литургии и утрени, когда и на пасхальной седмице у них кладут земные поклоны все молящиеся. Так же и на православном Востоке, как сообщается у епископа Порфирия (Успенского). В Лавре некоторые старцы говорили: "Если бы нам в день Пасхи явился Сам Господь, разве мы не упали бы ниц пред Ним? Или мы, положив Ему поясной поклон, сказали бы в оправдание, что на большее не имеем права по Уставу?!" архим. Спиридон (Лукич) "Проскомидия", §2
    2 комментария
    61 класс
    ЧАСТО СПРАШИВАЮТ: Какая молитва за больного человека самая сильная? ОТВЕЧАЕМ: Самая сильная молитва за больного человека — та, которая сопряжена с личным подвигом молящегося. Пусть небольшим, но направленным на исправление собственной духовной жизни. Дело в том, что все мы, христиане, по слову апостола Павла, духовно составляем один организм — единое тело. И если один из членов этого тела оказался болен, то и остальные так или иначе тоже страдают вместе с ним. Что же делать здоровым, чтобы помочь больному? Взять на себя дополнительную нагрузку, которая из-за болезни оказалась непосильной для больного собрата. А для этого нужно самому позаботиться о собственном духовном здоровье. Молитва за больного, сопряженная с таким решением, и будет самой сильной. Только лучше делать это, посоветовавшись со священником. #говорят_что
    2 комментария
    148 классов
    Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О Господи, Создатель мой, все Упование мое! Не остави меня без удела во блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему. Даруй мне сию чистоту духа, сию простоту сердца, которые делают нас достойными любви Твоей. К Тебе, о Боже мой, возношу душу и сердце мое, не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от величайшего и единственного настоящего зла – греха. Соделай, Господи, да переношу с таким же терпением беспокойства и скорби душевные, с какой радостью приемлю удовольствия сердечные.   Если Ты хочешь, Господи, – можешь  очистить  и  освятить меня. Вот я предаю себя Твоей благости, прося истребить из  меня все противное Тебе и присоединить к сонму избранных Твоих. Господи! Отними от меня праздность духа, погубляющую время; суетность мыслей, мешающих Твоему присутствию и развлекающих внимание мое в молитве; если же, молясь, я уклоняюсь от Тебя моими помыслами, то помоги мне, дабы отвращая ум, не отвращал сердца от Тебя. Исповедаю Тебе,  Господу Богу моему, все грехи моего беззакония, ныне и  прежде содеянные пред Тобою: отпусти мне их ради имени Твоего святого и спаси душу мою, которую Ты искупил драгоценною Кровию Твоею. Вручаю себя милосердию Твоему, предаюсь в волю Твою, твори со мной по благости Твоей, а не по злобе и беззаконию моему. Научи меня, Господи, располагать дела свои так, чтобы они содействовали прославлению имени Твоего святого. Умилосердись, Господи, о всех христианах, услыши желания всех вопиющих к Тебе, избави от всякого зла и спаси рабов Твоих (имена): пошли им отраду, утешение в скорбях и милость Твою святую. Господи! Молю Тебя особенно о тех, которые меня чем-либо обидели и опечалили, или какое-либо зло сделали: не наказывай их меня ради грешного, но пролей на них благость Твою. Господи! Молю Тебя о всех, которых я, грешный, опечалил, обидел или соблазнил словом, делом, помышлением, ведением или неведением. Господи Боже! Отпусти нам грехи наши и взаимные оскорбления; удали, Господи, из сердец наших всякое негодование, подозрение, гнев, злопамятность, ссоры и все, что может препятствовать любви и уменьшать братолюбие. Помилуй, Господи, тех, которые поручили мне, грешному и недостойному, молиться о них! Помилуй, Господи, всякого просящего Твоей помощи. Господи! Сотвори сей день днем милосердия Твоего, подай каждому по прошению его; буди пастырем заблудших, вождем и светом неведущих, наставником немудрых, отцом сирых, помощником угнетенных, врачом больных,  утешителем умирающих, и приведи нас всех к желанной цели – к Тебе, Пристанищу нашему и блаженному упокоению. Амин Повседневная Молитва Парфения Киевского.
    2 комментария
    113 классов
    Если кто-нибудь просит тебя помолиться об нем, то хотя ты и не стяжал еще дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вера просящего молитвы спасет и того, кто молится об нем с сокрушением сердца. Не возносись, когда ты молился о других и был услышан; ибо это вера их подействовала и совершила. Преподобный Иоанн Лествичник
    1 комментарий
    234 класса
    Почему Бог меня отвергает в моей просьбе и моей беде? – Вера вере рознь. Я всегда объясняю своим прихожанам: Христа распяли глубоко верующие люди. В безбожии можно подозревать только Понтия Пилата. А те, кто на площади кричал: "Распни!", были верующими. Первосвященники тем более были верующими. Просто у них вера была не христианская. Такая вера и колеблется, и теряется, потому что эти люди думают, что вера сама по себе спасает. Спасает только вера христианская, она дает мир, покой, смирение. А вера, которая избавит меня от зубной боли или от подагры (или я стану лучше видеть, или воскреснет мой любимый родственник), практическая: "Ты, Господи, сделай всё, что мне надо" – чтоб макароны подешевели, чтоб на столе всегда были пельмени (и невредные), чтобы я мог бесконечно играть в компьютерные игры, а мне от этого ничего не было, чтобы я не сходил с ума и в уныние не впадал… Что в такой вере христианского? Вера христианская совершенно в другом. Некоторые говорят: "Мне не везёт в жизни, а я человек верующий". Я спрашиваю: "А Христу вообще повезло в жизни?" Как можно рассматривать жизнь Христа, которая закончилась самой страшной на свете казнью? Это во-первых. Во-вторых, казнь совершилась ни за что, Он вообще ни в чём не был виноват. В-третьих, Он никогда и никому не сотворил никакого зла. В-четвёртых, Он творил исключительно одно только добро: кормил голодных, исцелял болящих, воскрешал мёртвых и так далее; оказывал только благодеяния всем, кто просил у Него с верой. Его убили самым бессовестным образом, а перед этим предали, посадили в темницу. За что Его били, пытали? В чём Он должен был признаться? Ни в чём. Просто избили, просто поиздевались, просто оплевали… Это как: жизнь удалась? С точки зрения веры тех людей, о которых мы говорим, она не удалась. А жизнь Марии Египетской, удалась? У неё даже одежды не было, она ходила под палящим солнцем совершенно раздетой. Это удача в жизни, это успешность? протоиерей Дмитрий Смирнов
    16 комментариев
    151 класс
    Искушения в пост. Отец Андрей Ткачёв
    6 комментариев
    152 класса
    *КАК ТВОЯ МОЛИТВА?* *_Игумен Нектарий (Морозов)_* Как мы приветствуем при встрече наших родных, близких, просто людей, которые нам небезразличны? Обычно, поздоровавшись, мы спрашиваем, как они себя чувствуют, все ли в порядке у них дома, на работе, в семье. И это вполне естественно и наглядно показывает, что мы и правда беспокоимся о них и интересуемся их жизнью. Подвижники древности, иноки, спасавшиеся в египетской пустыне, тоже не были равнодушны друг к другу, поскольку носили в своем сердце огонь христианской любви к ближнему. И, встречаясь, они также задавали один другому крайне важный вопрос, объемлющий, согласно их представлению, все, что касается земного бытия человека: – Как твоя молитва? И это не удивительно, ведь молитва – доступная для нас форма богообщения, и то, какова она, многое, если не все, может сказать о том, в каком положении по отношению к Богу мы находимся, какова мера нашего духовного преуспеяния или же, наоборот, оскудения, преодолеваем ли мы свои страсти или же, напротив, живем, утопая в них. Сегодня редко кто спросит нас о нашей молитве: жизнь сейчас совсем иная, да и не в пустыне мы обитаем, и не подвижниками окружены, и сами чаще всего далеко не подвижники. К сожалению. Но ничто не препятствует нам задать себе этот крайне важный вопрос самостоятельно. И время поста – воздержания, покаяния и молитвы – для этого самое что ни на есть подходящее. Не спорю: вероятно, нам труднее будет разобраться во всех тонкостях и нюансах этой непростой темы, чем отцам, обитавшим в скиту. Однако если упростить задачу, разбить ее на различные фрагменты, то выполнить ее будет все-таки проще. *Враги молитвы* У каждого из нас есть (или – должно быть) молитвенное правило. Оно может быть достаточно внушительным, включать в себя, помимо прочего, чтение Псалтири, акафистов и канонов, поклоны с Иисусовой молитвой. Может состоять из молитв утренних и на сон грядущим. Может быть еще более лаконичным. Но все мы знаем, что существует такая беда у современного христианина, как сокращение правила, даже если оно невелико, или вообще его пропуск. И поэтому первый и очень легкий вопрос, который можно задать себе, выясняя, «как наша молитва», это вопрос о том, не сокращаем ли мы и не отменяем ли вовсе свое правило слишком часто? Молитва – делание не только важнейшее, но и сложнейшее. Когда авву Агафона спросили, какой подвиг он считает самым трудным, то он, нимало не сомневаясь, ответил: – Простите меня! Полагаю, что подвиг молитвы труднее всех прочих подвигов. И, предвосхищая недоумение собеседников, тут же пояснил: – Когда человек захочет излить пред Богом молитву свою, тогда враги – демоны – спешат воспрепятствовать молитве, зная, что никакой подвиг столько не опасен для них, сколько опасна молитва, принесенная Богу от всей души. И истинно так: враг неустанно ведет борьбу против нашей молитвы, зная, что лучший способ преуспеть тут – не дать помолиться вовсе. И тот сумасшедший ритм, в котором проходит наша жизнь, ему как нельзя более на руку. Эта брань начинается с утра и продолжается до поздней ночи. Стоит нам открыть глаза, услышав звонок будильника, как он начинает свою атаку, подступая к нашей постели и вкрадчиво убеждая в том, что мы очень устали, что еще слишком рано, что надо подремать еще 30 или хотя бы 15 минут, или хотя бы 5… И стоит послушаться его, погрузиться в сон, и вот мы уже потеряли то время, которое было необходимо нам для молитвы. Если же враг не преуспел в первой попытке, он предпримет иную. Например, напомнит нам о каком-то очень срочном деле, до которого у нас не дошли руки накануне. О звонке, который необходимо сделать. О чем-то, что сломалось и что обязательно нужно починить. На худой конец (да нет, в действительности это весьма эффективный прием) начнет настаивать на том, что нужно проверить почту, посмотреть в интернете новости или, что опаснее всего, заглянуть ненадолго в соцсети. Кто не сталкивался со всеми этими уловками, и кто не проигрывал не раз в этом сражении за молитву?.. Если мы все же помолились утром, но у нас есть еще какое-то правило, кроме утренних и вечерних молитв, которое мы отложили до вечера, то в течение дня враг посредством различных искушений и нестроений будет всеми силами отнимать у нас время, силы, сосредоточенность, чтобы к вечеру мы оказались совершенно обессиленными, чтобы, добравшись до дома и перекусив, мы тотчас упали на кровать и уснули, будучи не в состоянии совершить свой маленький, но значимый подвиг молитвы. А если и не так, если день прошел спокойно и даже если, помимо вечерних молитв, мы уже все прочли, его окончание в каком-то смысле будет похоже на начало. С момента возвращения домой начнется все то же, но в обратном порядке: воспоминание о важных делах, звонки, исправление неисправностей и на десерт – такое же вкрадчивое, наполненное «заботой о нашем здоровье» убеждение в том, что мы уже так утрудились, что надо скорее дать телу отдых. Да ведь и не соображаем мы уже ничего толком, и какая польза от такой молитвы… надо скорее ложиться, а уж утром мы, конечно, встанем бодрые и с ясной головой и помолимся как следует. Но утром, конечно же, все начнется по новой. Именно поэтому и приходится на исповеди сталкиваться с тем, что кается человек не только в том, что стал молиться хуже и меньше, но и в том, что перестал молиться вовсе. Перестал и никак не может начать молиться снова. *Важнейшие константы* И потому нельзя раз за разом сдаваться без боя, нельзя находиться в неведении о тактике врага, нужно противопоставлять ей решимость и постоянство. В жизни любого человека необходимы константы, необходимы они и в жизни христианина, и одной из них должна быть молитва. Утреннее и вечернее правила – это «два момента стабильности», то, что не дает впасть в нерадение, разленение, забыться и в результате отдалиться от Бога, – и держаться за них следует всеми силами. И несколько простых принципов, как говорят в наши дни: установок, способны нам в этом помочь. Ложась спать (по возможности – в заранее определенное время), мы ставим будильник, рассчитывая свой сон так, чтобы мы могли отдохнуть, но так же и чтобы мы могли утром спокойно помолиться. И как только раздастся сигнал, мы тотчас, безотлагательно должны встать. И совершив необходимые гигиенические процедуры, приведя себя в порядок, мы больше ничем не должны заниматься до тех пор, пока не помолимся. Надо отнестись к этому правилу как к чему-то железобетонному, превратить его за долгое время в укоренившийся навык, и проблема будет таким образом решена. И если, кроме утренних и вечерних молитв, мы читаем еще что-то дополнительно, то лучше тоже выделить на это время утром – если только есть у нас такая возможность. День тогда пройдет спокойнее и успешнее, в том числе и потому, что у врага уже не будет такого резона без конца искушать нас и отнимать у нас силы: мы ведь уже сделали то, чего он хотел нас лишить. И вечером благоразумно поступает тот, кто не откладывает молитву до самого последнего момента, когда будет уже неудержимо клонить в сон, глаза будут слипаться и сосредоточиться окажется трудно или даже невозможно. Гораздо лучше прочесть правило вскоре после ужина, оставив на потом лишь молитвы, начиная с «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет». И это тоже необходимо обратить в навык. *Не только количество, но и качество* Разумеется, враг воюет не только против количества молитвы, но и против ее качества. И если ему не удается лишить нас молитвы вовсе, он постарается преуспеть в другом: заставить нас молиться рассеянно и холодно, а если получится, то и хуже того – сознательно формально. Мы часто читаем о том, что настоящая молитва – молитва внимательная, искренняя и горячая. Однако так – внимательно, искренне и горячо – молиться удается далеко не всегда. И подчас человек, закончив читать молитвы, не может сказать, положа руку на сердце, а молился ли он на самом деле или же просто отдавал некий формальный долг – настолько рассеянной была его молитва, настолько не участвовало в ней его сердце. Поэтому вслед за тем, как мы наведем порядок в отношении регулярности выполнения правила, нужно разобраться и с этим: а все ли мы делаем для того, чтобы действительно молиться, а не «вычитывать»? И здесь тоже есть определенные принципы, соблюдение которых способно существенно нам помочь. Прежде всего мы должны… понимать слова молитв, а для этого нужно обязательно найти время, чтобы разобрать их, вчитаться в них, найти перевод непонятных слов – не в момент выполнения правила, разумеется, а в какое-то другое, специально выбранное для этого время. (Если у нас нет необходимой для этого литературы, то интернет предоставит всю требующуюся информацию.) Такой труд дает возможность по-настоящему глубоко вникнуть в то, о чем мы просим Бога день за днем, осознать, насколько важно то, с чем мы обращаемся к Нему, – жизненно важно… Это удивительно, но порой человек, годами исполняющий свое правило и исправно посещающий храм, взявшись вот так детально разобраться с текстом молитв, испытывает настоящее потрясение: он читает их словно впервые. Еще очень значимый момент: мы не должны в молитве торопиться – а враг обязательно будет гнать нас вперед, доказывая, что нас ждут неотложные занятия. Преподобный Исаак Сирин советует, чтобы справиться с этим искушением, поступать ему наперекор: когда хочется прочесть молитву побыстрее, сделать это, наоборот, медленнее, чем обычно. Искушение таким образом упраздняется. И, конечно, обязательно нужно стараться, по Лествичнику, заключать ум в слова молитвы, не ленясь снова и снова возвращать его к этому «заключению», сколько бы ни стремился он прочь. Постепенно внимательная молитва тоже становится навыком – это нужно знать, как и то, что на приобретение такого навыка требуется много времени и труда, а утрачивается он при нерадении легко и быстро. Но однозначно: стяжание его возможно. И вот что еще знать необходимо: ум, молясь внимательно, «утесняет сердце», или, иными словами, наше сердце постепенно оживает и откликается на слова молитв, и мы испытываем то, что называется умилением, что делает молитву не только сосредоточенной, но и искренней и горячей. И наконец, или же – прежде всего: нельзя начинать молиться «вдруг», всегда, когда у нас есть возможность, – нужно к молитве готовиться. Как? Так, как сказано об этом в Молитвослове: «Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства». Но и этого недостаточно. Важно еще вспомнить: к Кому мы собираемся обратиться в молитве, о чем просить, насколько мы зависим от исполнения этих прошений, насколько зависим от Него… Причем не только и не столько временные наши обстоятельства и участь, сколько участь вечная. Размышление об этой участи и есть лучшая подготовка к молитве. Как учил об этом святитель Феофан Затворник: поставь себя перед Господом Судией, как если бы ты уже оказался на Страшном Его суде, и знай, что ты ждешь решения от Него, когда скажет Он: «Приди» или «Отыди». И сознавая, что по делам своим достоин услышать лишь «Отдыди», сокрушись сердцем и из этого состояния сокрушения возноси молитвы свои о помиловании. Тогда они точно будут настоящими. *Чтобы дом не остывал и чтобы солнце светило в окно* Плохо, когда ты заходишь с мороза в дом, а он не натоплен, выстужен. И, наоборот, как отрадно, когда он дышит теплом горячей печки! И с молитвой так же: трудно приступать к ней вновь, если ты в течение всего дня о ней не вспоминал, если ум и сердце были заняты чем угодно, но только не памятью о Боге. Жизнь многопопечительна и полна забот? Но ничто не мешает обращать эти заботы и попечения в повод для молитвы – краткой, в немногих словах выраженной. Тогда то, что отвлекает от Бога, может превратиться в возможность как можно чаще вспоминать о Нем. Не говоря уже о том, что Господь не оставляет без помощи тех, кто смиренно о ней просит: сама жизнь станет легче и отрадней. И ничто не мешает хотя бы однажды в час обращаться к Создателю с краткой же молитвой о насущнейшем – о спасении нас и наших близких. Точно так же мы имеем прекрасный шанс уделить время молитве Иисусовой, когда спускаемся по лестнице или на лифте, идем по улице, стоим в очереди – тогда, словом, когда наши действия не требуют от нас серьезного умственного напряжения. Достаточно сделать для себя все это правилом, и мы точно начнем молиться иначе: живее, естественнее и теплее. Это то, что тоже очень хорошо было бы включить в свою «программу на пост», о чем стоило бы позаботиться сейчас, когда всё нас к такому подвигу призывает и само сердце – влечет. И еще… Непременно нужно помнить, что молитва – не только заповедь, обязанность и долг. Молитва – это, прежде всего, удивительная, прекрасная возможность – важнейшая и счастливейшая из всех, что у нас есть. Мы страдаем от отсутствия радости, чувства полноты бытия, ощущения счастья. Мы унываем, а нередко и плачем, чувствуя себя лишенными всего этого. И не отдаем себе отчета в том, что на подобное лишение обрекаем себя сами. Мы похожи на человека, который сидит в комнате с закрытыми ставнями, плотно задернутыми шторами и мучается оттого, что в ней нет света. Но стоит ему раздвинуть шторы, распахнуть ставни, как солнечные лучи проникнут внутрь и осветят его жилище. Так же и мы: стоит научиться молиться всерьез, подлинно – и мы дадим войти в нашу жизнь Солнцу незаходимому, а вместе с Ним войдут в нее и радость, и полнота, и счастье. А ради этого стоит трудиться и тратить время и силы – и даже самую жизнь.
    2 комментария
    56 классов
    Великий Пост 2024 – это не употребление растительной пищи | Значение и Событие каждой Недели Вел. П.
    5 комментариев
    98 классов
    Акафист молитва Преображению Господню
    2 комментария
    214 классов
    Нужны ли Богу наши молитвы? / А.И. Осипов
    11 комментариев
    121 класс
Закреплено
postmolitva

ПОСТ и МОЛИТВА

Добавлено фото в альбом

Мнение, что земные поклоны в воскресные и великопраздничные дни якобы вовсе не допускаются Уставом и канонами - это мнение обывателей в литургике и поверхностных или скороспелых, кабинетных уставщиков. Входные поклоны Престолу, а наипаче - по пресуществлении Даров - в монастырях совершались всегда земные. В Ионинском монастыре (традиции которого взяли начало из Белобережской пустыни - образца лучших монастырей середины XIX столетия) Престолу входные поклоны полагались земные круглый год, а Устав там соблюдался до йоты! Как видим, земные поклоны в нарочитых случаях даже при архиерее не отменяются и в великие праздники - при хиротонии. То же соблюдается и у старообрядцев: т.е. земные поклон
Если кто-нибудь просит тебя помолиться об нем, то хотя ты и не стяжал еще дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вера просящего молитвы спасет и того, кто молится об нем с сокрушением сердца. Не возносись, когда ты молился о других и был услышан; ибо это вера их подействовала и совершила. Преподобный Иоанн Лествичник
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О Господи, Создатель мой, все Упование мое! Не остави меня без удела во блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему. Даруй мне сию чистоту духа, сию простоту сердца, которые делают нас достойными любви Твоей. К Тебе, о Боже мой, возношу душу и сердце мое, не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от величайшего и единственного настоящего зла – греха. Соделай, Господи, да переношу с таким же терпением беспокойства и скорби душевные, с какой радостью приемлю удовольствия сердечные.   Если Ты хочешь,
*КАК ТВОЯ МОЛИТВА?* *_Игумен Нектарий (Морозов)_* Как мы приветствуем при встрече наших родных, близких, просто людей, которые нам небезразличны? Обычно, поздоровавшись, мы спрашиваем, как они себя чувствуют, все ли в порядке у них дома, на работе, в семье. И это вполне естественно и наглядно показывает, что мы и правда беспокоимся о них и интересуемся их жизнью. Подвижники древности, иноки, спасавшиеся в египетской пустыне, тоже не были равнодушны друг к другу, поскольку носили в своем сердце огонь христианской любви к ближнему. И, встречаясь, они также задавали один другому крайне важный вопрос, объемлющий, согласно их представлению, все, что касается земного бытия человека: – Как твоя
postmolitva

ПОСТ и МОЛИТВА

Добавлено фото в альбом

Показать ещё