Последние баллады о Робине Гуде были написаны в XVII веке. В ХVIII веке моды поменялись, и новых не сочиняли, да и старые основательно забыли - настолько, что еще Роберт Бёрнс писал о "резвом шустром пареньке Робине", а в начале XIX века поэт Джон Китс в стихотворении "Робин Гуд" (
http://www.worldpoetry.ru/kits/index.php?p=83) упорно называет Маленького Джона "коротышкой" (со строчной), а иллюстраторы рисуют карлика с огромным мечом... Правда, в самом конце XVIII века начинается бум на отыскание "древних английских текстов" и их публикацию - и под "древностями" сперва понимали те самые баллады, которые забыли всего-то лет сто назад.
В числе собирателей, правда, не английских, а шотландских баллад, был и Уолтер Скотт (он деликатно назвал их, дабы не травмировать английскую психику, "Песни шотландской границы"), который затем переквалифицировАлся в писатели исторических романов. Он поддался сразу двум трендам своей эпохи - шотландскому национализму и великобританскому шовинизму. Шовинизм сподвинул на мысль написать роман "Айвенго" о противостоянии "коренных англосаксов" французским завоевателям-нормандцам (это была любимая тема квазиисторических сочинений в Англии XIX века - противопоставление "народного англосаксонства" придворно-аристократическому "норманизму"), а национализм заставил поверить сведениям хрониста Джона Мэйджора (Мэра), который отнес жизнь и деятельность Робина Гуда ко временам короля Ричарда Львиное Сердце. Так что Робин из Локсли (и в этом тоже Скотт был настойчив) появился в романе о 1190-х годах, и авторитет сэра Уолтера "на до сих пор" заставляет всех авторов, вновь берущихся за тему Гуда, покорно помещать его в контекст к Ричарду I и "принцу Джону"...
Тему Скотта подхватили современники и последователи - Томас Лав Пикок в 1822 году издал роман "Дева Мэриан", где пересказал сюжет пьес Мандея о Матильде Фицуолтер и Роберте Фиц-Юзе, графе Хантингтоне, сражающихся против "тирании принца Джона". В 1840 году Пирс Иген адаптировал легенды "для викторианских детей" в сборнике "почтистрашных почтиготических сказок" - "Робин Гуд и Маленький Джон, или Удальцы из Шервудского леса". За детьми последовали простолюдины - писуны "бульварного чтива для низов" Дж. Стокелер и У. Смит сочиняли "истории с бесконечными продолжениями" за пенни выпуск "Дева Мэриан, лесная королева" и "Маленький Джон и Уилл Скарлет" соответсвенно. Апофигеем "новой волны" стали романы классика палп-фикшна всех времен Александра Дюма-отца "Робин Гуд - принц воров" и "Робин Гуд вне закона", изданные посмертно в 1872 и 1873 годах. Ну а "для детей" нетленку на все времена создал знаменитый художник-иллюстратор Ховард Пэйл в 1883 году - "Веселые приключения Робина Гуда в Ноттингемшире". Впрочем, "всякую фигню" про Робина Гуда "писатели буков" сочиняют до сих пор, трудясь в самых разных жанрах, от дамского [порно-]романа до "альтернативного фэнтази и попаданцев" - все их объединяет разве что бездарность авторов (ну разве что книжка "Робин Гуд" Михаила Гершензона дорога как память всем советским детям).
Комментарии 1