«Нет учёного без учеников!»
В этот день родился академик ЛАВРЕНТЬЕВ Михаил Алексеевич (1900-1980) – выдающийся математик, крупный специалист по гидро- и газодинамике, основатель теории кумулятивных снарядов, Герой Социалистического Труда.
Интерес к науке в сочетании с педагогическим даром он унаследовал от отца – известного математика и механика, преподававшего сначала в Казанском, а затем Московском университетах.
Через него, еще во время его стажировки в Геттингене и Париже, вращаясь в обществе русских учёных-эмигрантов, юный М.А. сблизился с выдающимся математиком Н.Н. Лузиным – создателем первой в России крупной математической школы, который оказал на него огромное влияние («показал, как надо увлекать молодежь на научный подвиг»), особенно в годы учебы в МГУ.

Как писал президент АН СССР (и тоже ученик М.А.) М.В. Келдыш, где бы ни работал М.А. Лаврентьев – в «колыбели советской авиации» ЦАГИ, в Математическом институте имени В.А. Стеклова АН СССР, Академии наук УССР – всегда он был окружен учениками.
К концу 1940-х Лаврентьев получил две Сталинских премии, был избран академиком АН СССР и возглавил Институт точной механики и вычислительной техники. Одним из первых он отметил отставание страны в области машинной математики и в начале 1950-х гг. курировал работы по созданию БЭСМ-1 – предшественницы серии советских электронных цифровых вычислительных машин, самой мощной из которых станет станет БЭСМ-6.

В 1953 году академика М.А. Лаврентьева как одного из крупнейших советских ученых затребовали в КБ-11 для руководства работами по созданию артиллерийского ядерного снаряда – «и вообще для укрепления научного руководства в КБ-11».
Работа над «лаврентьевской дыней», как стали называть созданный командой Лаврентьева заряд, продолжалась до 1957 года. Когда разработка изделия вступила в завершающую стадию и приближались его испытания, М.А. уже был занят идеей создания в стране нового крупного научного центра – Сибирского отделения Академии наук СССР, ставшего главным делом его жизни («я отдал этому почти двадцать лет»).

Лаврентьеву нравилось собирать вокруг себя молодежь – работа с ней была одним из его принципов. Он сформировал целую систему организации науки и образования, названную его именем. По воспоминаниям академика В.М. Титова, другого его ученика: «на вопрос иностранных корреспондентов что он считает самым важным в жизни из сделанного в последние годы Лаврентьев сказал, что наверное – это ФМШ и КЮТ (физматшкола и Клуб юных техников). Мы, признаться, были даже несколько обижены. А научно-исследовательские институты? А целый город науки? Михаил Алексеевич пояснил: «это то, что будет и после нас, что направлено в будущее».
Нет комментариев