И таких конференций по всей стране просто куча. С началом СВО все вдруг озаботились гражданской стезей беспилотной авиации. Логика проведения подобных событий схожа с организаций слета моделистов в Челябинске в 1942 году.
Стоит ли удивляться после этого ситуации, когда львиную долю беспилотников на фронт поставляют либо волонтеры, либо команды инженеров-энтузиастов?
Гаражей навалом?
Еще в октябре прошлого года Дмитрий Медведев объявил о необходимости наладить массовый выпуск беспилотников в России. Буквально через месяц открыли первый (и пока единственный) в стране полигон для испытания беспилотников на аэродроме «Орловка» в Тверской области. С этим еще можно как-то смириться – площадка для испытаний действительно лишней не будет. Но вот дальнейшие планы просто поражают.
До 500 млрд рублей планируется потратить на отрасль по производству и использованию беспилотников. Деньги хорошие, только вот тратить их планируют не на импортозамещение комплектующих с Aliexpress, а «на системы научно-производственных центров испытаний и компетенций в сфере развития беспилотников». Но и это еще не все.
В России к 2030 году должны быть построены 290 специализированных аэропортов и площадок, в том числе «дронопортов» для работы с беспилотниками. Осталось только уточнить, зачем стране через семь лет почти три сотни «дронопортов», если сейчас на передовую идут квадрокоптеры, собранные на 80–90 процентов из иностранных комплектующих? Не получилось сделать удобоваримого «Добрыню», решено было взять новые, гораздо более амбициозные высоты.
Пока корпорации и власть имущие витают в облаках, мечтая о летающих роботакси и беспилотных вертолетах, дроны для фронта делают буквально в гаражах.
Неоднократно упоминались команды из Ростова и других городов. Точное количество, понятное дело, никто не раскроет – иначе они тут станут приоритетной целью для украинских террористов. Волонтеров в России сейчас не охраняют, даже производящих критически важные изделия для фронта.
Кстати, получается у ребят неплохо – по открытым данным, они ежемесячно выпускают сотни дронов различного назначения для спецоперации.
Только работают фактически в гаражах, чаще всего ничего не зарабатывая. На второй год спецоперации практически ни одна инициатива снизу не получила настоящей государственной поддержки. Помимо очевидного «за Родину стыдно», такой подход несет массу скрытых угроз.
Во-первых, на фронт попадает фактически продукт народного творчества. Далеко не всегда получается выдерживать качество, как сборки, так и используемых компонентов. Мало того, что Китай далеко не всегда выпускает в Россию необходимые комплектующие, так еще и родная таможенная служба добавляет головной боли.
Во-вторых, построенную в гаражных условиях технику негде полноценно испытывать. Точнее, есть – в боевых условиях. Например, школа операторов БПЛА Добровольческой ударной бригады в Донецке берет на боевую апробацию любые инженерно-технические решения, в том числе дроны и средства РЭБ. Этакая лакмусовая бумажка состояния дел в отечественном дроностроении.
Нет комментариев