Sacra Conversazione. Мадонна Теней. 1443 г. Фреска. Коридор 2-го этажа, монастырь Сан Марко, Флоренция
(C). Фреску "Sacra Conversazione" (Святая Беседа) расположенную в коридоре, куда открывались двери келий братии (между кельями 25 и 26), называют также "Мадонна Теней" (Madonna delle Ombre).
Фреска Мадонна Теней, скорее всего, целиком исполнена Фра Анджелико. Это не вполне настоящая фреска, как остальные - она была дописана по сухой поверхности темперой.
Эта фреска была одной из последних работ Анжелико в этом доминиканском монастыре. Она вызывает почти физические ощущения остановленных жестов, глубоких пристальных взглядов, сильных и смелых цветовых решений. Эти ощущения поддерживаются силой бокового освещения, которое, в свою очередь, усиливается длинными тенями от капителей. Эта фреска – свидетельство достижения художником синтеза его мистического вдохновения и эффективного применения последних прорывов художественного творчества Ренесанса.
Мадонна с Младенцем, сидящая на углубленном в нишу стены троне, окружена двумя группами святых (в общей сложности их восемь). Эти святые тесно связаны с доминиканским орденом и Медичи, поэтому вполне вероятно, что работу частично оплачивал Козимо Старший.
Слева стоят:
- Святой Доминик, основатель ордена доминиканцев, со свойственной ему доминиканской красной звездой на голове, лилией и открытой книгой, в которой он указывает пальцем на псалом;
- Святые Косма и Дамиан, покровители Медичи Козимо, которых можно узнать по их одежде и шапкам, в руках у них перо и золотой ларец, возможно, с медицинскими инструментами;
- Святой Марк евангелист, покровитель церкви, узнаваемый по перу и Евангелию, а также по зеленому цвету одежды;
Справа от Марии находятся:
- Святой Иоанн Богослов, покровитель Джованни ди Биччи, отца Козимо, также узнаваемый по перу и Евангелию, и по розовому цвету одежды;
- Фома Аквинский, доминиканский богослов, узнается по золотой звезде возложенной на грудь;
- Святой Лоренцо, покровитель Лоренцо Старшего, брата Козимо, он узнается по символу своего мученичества, решетке;
- Доминиканский святой Петр Мученик, узнаваемый по символу своего мученичества - раны на голове.
Самым интересным аспектом этой картины является пронизывающий всю сцену свет, тени от которого определяют объемы и подчеркивают форму предметов и фигур, свет, создающий эффект блеска позолоты ореола в нише. Но самое замечательное здесь - это тень от капителей пилястр, выступающих из стены - длинных и тонких, в соответствии с природным источником света в коридоре, где находится картина - окна на южной стороне, выходящего на площадь. Световые эффекты этой кортины являются одними из лучших примеров живописи такого рода в пятнадцатом веке, так что, возможно, именно именно они явились источниками венецианской живописи Джованни Беллини и фламандцев. Ни у кого не возникает вопроса почему эта работа называется "Мадонна теней".
Большой интерес представляют фрески, выполненные в кельях монахов.
По отношению к помещениям, где они написаны, большинство сцен в кельях (прежде всего так или иначе связанных с участием Анджелико) довольно крупномасштабны. Изображения находятся напротив входа на стене с окном, в результате чего в стене словно появляются два проема, один — ведущий в физический мир, а другой — в духовный. Фигуры всюду доминируют над простым, почти лишенном деталей окружением, ибо назначение композиций — не декорирование интерьера, но помощь в медитации; представленные в них религиозные таинства через посредство зрения должны постоянно занимать мысли братьев.
Не будучи ограниченным желаниями влиятельных клиентов и требованиями, предъявляемыми к живописным панно, Фра Анджелико смог здесь выразить своё глубокое почтение к своему Богу, свое знание и любовь к человечеству. Фрески в кельях являются ярким свидетельством благочестия человека, который их создал. Предназначенные для помощи в медитации, они носят успокаивающий характер. Эти фрески скромны, они написаны в простых цветах. Там больше розовато-лилового, чем красного, а блестящий и дорогой синий почти полностью отсутствует. Вместо него используется уныло зеленый и скромный черно-белый в доминиканских одеждах. В этих фресках нет ничего яркого, ничего, что отвлекало бы от духовных переживаний простых людей, которые изображены на них. Каждая фреска как бы выносит некоторое событие из жизни Христа в келью к молящемуся.
Кисти самого Анджелико принадлежат Noli me tangere в келье № 1 (на фото ниже), Благовещение в келье № 3 (см. выше),
Нет комментариев