После смерти Бланш в 1947 году сад оказался практически полностью заброшен, и природа начала вступать в свои права. В 1966 году в результате автомобильной аварии погиб Мишель Моне. Не имевший собственных наследников сын художника завещал всё имущество и хранившиеся в Живерни картины французской Академии изящных искусств (Académie des Beaux Arts).
Директор Академии и хранитель парижского музея Мармоттан Жак Карлю (Jacques Carlu) не располагал достаточными финансовыми средствами, чтобы осуществить полноценную программу реставрации. Однако благодаря его усилиям удалось отремонтировать крышу и сохранить японские гравюры из собрания Моне, а остатки коллекции живописи перевезти в музей Мармоттан.
После смерти Карлю в 1976 году Академия поручила спасение Живерни главному хранителю Версаля, прославившемуся благодаря успешной реставрации этого дворца, — 64-летнему Жеральду Ван дер Кемпу (Gérald Van der Kemp).
К этому моменту дом Моне в Живерни был уже в плачевном состоянии, кругом правили разруха и запустение. Знаменитый «нормандский цветник» заполонили колючие кустарники и сорняки, многие деревья погибли, стекла в теплицах были выбиты, решетчатые изгороди и опоры покрылись ржавчиной...
Японский мостик в «водяном садике» загнивал в черной воде, а берега были разрушены грызунами. Мебель в доме Моне была сломана и пропитана влагой. Его первая мастерская заросла травой...
Выделенных Академией изящных искусств и департаментом Эр средств было явно недостаточно, и тогда Жеральд Ван дер Кемп и его вторая супруга американка Флоранс (Florence Russell Bennett Harris) бросили клич. Они обратились к американским меценатам с просьбой помочь им спасти Живерни.
Немалую роль сыграли обширные связи, которые были у «светского льва» Ван дер Кемпа в высшем обществе всего мира, а также содействие его жены. Благотворители отыскались сразу, в большом количестве, и притом весьма щедрые: благодаря пожертвованиям этих меценатов удалось без проблем провести все необходимые работы по реставрации дома и сада Клода Моне.
Работы продолжались в течение трех лет. Были отреставрирован дом, мастерские, мебель и гравюры. Жеральд Ван дер Кемп и юный старший садовник Жильбер Ваэ (Gilbert Vahé) сумели возродить сад. Были срублены мертвые деревья, разбиты цветники и дорожки, а Японский мостик был воссоздан в точном соответствии с оригиналом.
Удалось даже спасти глицинии, посаженные еще Клодом Моне. Берег пруда был укреплен с помощью шпунтовой стенки. Сохранившиеся архивы, бесчисленные фотографии и воспоминания тех, кто бывал в усадьбе, помогли воссоздать план сада и определить любимые растения Моне.
Поскольку некоторых сортов растений к тому времени уже не существовало, их заменили другими, максимально близкими. Наконец, перед тем как сад начал принимать посетителей, были расширены и забетонированы аллеи.
Комментарии 6