Девы Марии
\
\В изложении святителя Димитрия Ростовского
\
Иосиф Обручник., праведный Святой Иосиф был царского рода, из дома
Давидова и Соломона, внук Матфатов, правнук Елиезеров, сын Иакова по
природе, а Илиин по закону ужичества2. Ибо его дед Матфат, по рождении
отца его Иакова, умер. Жену же Матфатову, мать Иакова, взял за себя в
замужество Мелхий, от колена Нафана, сына Давидова, и родил Илия.
А Илий женился и умер бездетным, а после него Иаков, который был его
братом от одной матери, но не от одного отца, взял за себя жену его,
потому что закон предписывал, что, если кто умрет, не имея детей, то
пусть брат его возьмет за себя жену его и воскресит потомство своего
брата. По этому-то закону Иаков взял за себя жену братнюю и родил сего
святого Иосифа обручника, и был Иосиф, как уже сказано, сыном обоих: по
природе - Иакова, а по закону - Илия. Вот почему св. Евангелист Лука,
излагая родословие Христа, назвал отцом Иосифовым Илия, говоря о Христе
так: "сын, тот и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов" (Лк.
3:23-24), называя Илия вместо Иакова. - Об этом святом Иосифе существуют
различные мнения у западных и у восточных христиан. Западные говорят,
что он до самой кончины своей был девственником, совершенно не вступая в
брак, а восточные утверждают, что он имел жену и родил детей. Так,
Никифор, древний греческий историк, следуя св. Ипполиту, передает, что
он женился на Саломии, но не думай (прибавляет он), что это та Саломия,
которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа, это была
иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой
Богородицы, а это была дочь Аггея, брата Захария, отца Предтечи, Аггей
же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию
Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона,
Иуду, Иосию, и двух дочерей Есфирь и Фамарь, или, как говорят другие, -
Марфу; а синаксарь недели святых мироносиц присовокупляет еще и третью
дочь именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. А Георгий Кедрин,
упомянув о двух дочерях Иосифа, говорит, что одна из них, Мария, была
выдана замуж за Клеопу, брата Иосифа, уже после возвращения Иосифа из
Египта, но та Мария, как кажется то же лицо, что и Марфа или Фамарь3.
Какая бы она ни была дочь, и сколько бы у Иосифа ни было дочерей, - во
всяком случае несомненно то, что Иосиф был женат и имел сыновей и
дочерей. По кончине же своей жены Саломии, святой Иосиф жил в вдовстве
довольно время, проводя дни свои в чистоте.
2 Закон ужичества или левират состоял в том, что, если муж умирал, не
оставив детей, то брат, переживший его, по древнему обычаю (Быт.38:8 и
дал.), должен был, как деверь (jabam, levir), вступить в брак с
овдовевшею женою брата (снохою). Этот закон изложен у Моисея во
Второзаконии (Втор.25:5-10). Интересно здесь отметить, что левират
существует и у многих народов Востока, напр. у персов, индийцев,
афганцев, друзов, у большей части кавказских племен и др. По закону
левирата, дети от левиратского брака считались детьми того лица, чью
вдову взял по этому закону деверь себе в замужество, это и значило
"восстановить семя брата своего".
3 Здесь кстати будет заметить, что в грузинских святцах, в числе свв.
жен Мироносиц, почитается и св. Фамарь (под именем Тамары). Очевидно,
предание, сохраняемое Грузинскою церковью, сходно с тем известием, по
которому Фамарь могла быть и дочерью Иосифа, и впоследствии мироносицею,
вместе с сестрою своею, Саломиею (другою дочерью праведного старца).
4 Это предание о 110-летнем возрасте прав. Иосифа сходно с известием,
что он преставился 111-ти лет, о чем мы находим упоминание в
апокрифической "Истории плотника Иосифа".
5 Шеол - ад, жилище мертвых.
Иосиф Обручник – названый муж Девы Марии
Когда отданная родителями на служение Богу Дева Мария стала достигать
совершеннолетия — стал вопрос о ее дальнейшей судьбе. Ведь жить в
Иерусалимском Храме позволялось лишь юным девственницам — фактически,
детям. После наступления уже подросткового возраста их обычно отдавали
замуж — за достойных мужей, устраивая дальнейшую жизнь. Впрочем, у этих
девушек был выбор — сохранять свое девство во славу Божью и дальше.
Именно так и поступила Дева Мария, когда срок ее служения в Храме истек.
Разумеется, "выбрасывать на улицу", на произвол судьбы, храмовых
служительниц было не принято. И священники нашли выход — решившая и
дальше соблюдать обет девства отроковица покинула священные стены, но ей
нашли названого мужа. Который должен был содержать Марию в дальнейшей
жизни — при этом, однако, не прикасаясь к ней, как к жене в полном
смысле слова.
Разумеется, найти человека, способного соответствовать такой цели было
нелегко. Относительно молодые отпадали сразу — во избежание искушения во
время совместной жизни с молодой красивой девушкой. Выбор пал на
Иосифа, известного своей праведной жизнью, обладавшего нужной профессией
— он был плотником. И, главное, ему на момент супружества с Девой
Марией исполнилось 80 лет. В церковную историю этот человек вошел под
именем Иосифа Обручника.
Правда, следует отметить, что на преклонном возрасте Иосифа настаивает
Православная церковь. Напротив, в католической традиции Обручник —
молодой (или средних лет) мужчина (что можно увидеть хотя бы по фильму
"Мария, мать Иисуса". Если в православном предании Иосиф относился к
Марии скорее по-отечески, потому что она годилась ему во внучки, то
католики уверены, что служение "названого мужа" носило самый настоящий
рыцарский характер. Именно подражая святому Иосифу, служили в
Средневековье рыцари своим прекрасным дамам.
Разумеется, выбор жениха зависел отнюдь не только от личных симпатий
иудейских архиереев. На самом деле, судьба будущей Божьей Матери
находилась под контролем гораздо более высоких инстанций. Необходимость
самого замужества, пусть и "фиктивного", Св. Отцами обычно трактуется,
как желание обмануть до поры до времени темные силы, чтобы они не
обрушились всей своей мощью на Деву, согласно пророчеству Исайи, должной
зачать во чреве сына, которому суждено было стать Мессией, спасителем
Израиля. Поэтому Богоматерь и была как бы "замаскирована" под обычную
замужнюю женщину — на которых демонические сущности обращали гораздо
меньшее внимание, чем на дев.
Другим же немаловажным фактором, как это нередко прослеживается и в
других моментах биографии Спасителя, было соответствие ее древним
пророчествам. Согласно самым важным из них, Мессия должен был быть из
рода древнего первого благочестивого царя Израильского — Давида. А
именно далеким потомком знаменитого псалмопевца и являлся праведный
Иосиф.
Никого не должна смущать бедность и необходимость зарабатывать на жизнь
ремеслом "члена царской семьи". Объясняется это тем, что за столетия
иудейский народ постигло немало бедствий. Его государство делилось,
подвергалось уничтожению иноплеменниками вместе с правящей династией —
после восстановления возглавлялось совсем другими, и далеко не всегда
достойными людьми… Тем не менее, и в Священном Писании, и в народных
чаяниях сохранялось упование на избавление Израиля от всех его скорбей
Мессией, потомком древних праведных царей, поставленных самим Богом —
"сыном Давидовым".
В отношении "семейного статуса" праведного Иосифа мнения богословов
различных христианских конфессий разнятся. Так, католики по преимуществу
приписывают ему девство — как после обручения с Девой Марией, так и до
него. Однако такой подход не объясняет — откуда же у Иисуса Христа
взялись "братья и сестры Его", не раз упоминающиеся в Евангелии. В
другую крайность впадает часть протестантов, утверждающих, что
Богородица после Рождества своего предвечного Сына стала самой обычной
женой Иосифа — и родила вышеупомянутых братьев и сестер Христа.
Вообще, сам эпизод с попыткой Иосифа тайно отпустить мнимо согрешившую
Марию из дома во избежание строго суда первосвященников говорит о
многом. Большинство добропорядочных иудеев просто донесли бы "куда
следует" о "прелюбодеянии" своей жены — после чего бесстрастно (а,
может, и с жестоким удовлетворением) наблюдали бы за побиением камнями
виновной. Такие ситуации до сих пор можно наблюдать в ряде исламских
стран — где руководствуются средневековыми законами Шариата.
Но потомок Давида не хотел быть виновником гибели юной девушки,
предназначенной ему в жены — даже если бы казнь была бы формально
справедливой. И в этом уже в суровые времена Ветхого Завета предвосхитил
новозаветную этику любви и милосердия.
Пройдут десятилетия, и его названный Сын на коварный вопрос фарисеев:
"Что нам делать с женщиной, взятой в прелюбодеянии, ведь Закон Моисеев
велит побивать таких камнями?" отвечает: "Кто сам без греха — пусть
первый бросит в нее камень". А когда обличаемые совестью иудеи стали
расходиться, так и не совершив справедливого, но немилосердного суда,
Господь кротко сказал несчастной женщине: "где твои обвинители? никто не
осудил тебя?… и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши." (Ин.8: 3-11)
Церковное предание рассказывает, что после того, как Иосиф, выполняя
повеление Божье, оставил у себя беременную Деву Марию, по доносу одного
из фарисеев их обоих таки привлекли к суду Синедриона. Но, поскольку
названые супруги категорически отрицали и прелюбодеяние на стороне, и
растление Иосифом своей жены, священники прибегли к средству,
прописанному еще в Законе Моисеевом.
Согласно процедуре, подозреваемым давали выпить "воду обличения" — над
которой произносились специальные слова заклятия. И, если человек был
виновен в прелюбодеянии — его вина становилась видна всем, "посредством
некоторого видимого знамения". Под последним обычно подразумевается
резкое ухудшение здоровья, "гинекологические" болезни и т. д. Но
выпившие такую воду Иосиф и Мария остались невредимы — и тогда
удовлетворенные Божьим Судом иереи сняли с них все обвинения, хотя и не
понимали, как же такое могло произойти..Божественного Сына с ними рядом
находился праведный Иосиф.
Который брал на себя все тяжести пути, зарабатывания средств к
существованию, любил, защищал своих названых жену и ребенка, воспитывал
последнего, учил ремеслу. Многие ли даже современные люди способны
поступить так даже в отдаленно сходной ситуации — по отношению к женщине
и чужому ребенку, без наличия общих детей?
Так что эпитет "праведный" в отношении к Иосифу Обручнику — не просто
благочестивый титул, а даже довольно-таки скромное описание сути его
жизненного подвига. Который скромный плотник из Назарета смиренно
выполнял все оставшиеся годы — а прожил он, по православному преданию,
110 лет, отойдя к Богу всего лишь за несколько лет до выхода Христа на
общественное служение. Поэтому недаром названый отец Спасителя Мира с
тех пор изображается на каждой иконе Рождества Христова — вызывая
заслуженное почитание всех верующих. Попросим же и мы его: "Святый
праведный Иосифе — моли Бога о нас!"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев