Средневековая сказка: интерьер в готическом стиле
Молнии пронзают небо над шпилями замка, каменные гаргульи мрачно взирают на заплутавших путников, под сумрачными сводами среди красного бархата и пламени свечей обитают древние вампиры. Этот ассоциативный ряд навязан готическому стилю массовой культурой. На самом деле посыл готической архитектуры полностью противоположен её интерпретации в фильмах и романах ужасов. Что символизировала готика во времена Средневековья и есть ли ей место в современных интерьерах? Рассказываем.
Стиль с варварским названием
Готическая архитектура пришла на смену романской в конце 12 века. Её географической родиной стал парижский пригород Сен-Дени, где настоятель местного монастыря взялся за перестройку церкви. Отступив от канонов романской архитектуры, новатор возвёл два пролёта главного церковного нефа. Сооружение не подразумевалось гнетущим и устрашающим, напротив: аббат хотел наполнить церковь солнечным светом и символизмом.
Впечатляющая идея быстро получила широкое распространение в Западной Европе. Новый грандиозный стиль стал идеальным инструментарием для возведения кафедральных соборов, но постепенно перекинулся и на светские постройки Средневековья.
Название стиля появилось позднее, чем он сам. В эпоху Возрождения постройки с башнями, шпилями и стрельчатыми арками были названы «готическими» в честь варварских северных племен, которых древние римляне именовали готами. Архитекторы и живописцы Возрождения яро осуждали готику за её нерациональность, «испорченность», непохожесть на античную архитектуру, к которой стремился вернуться Ренессанс.
Но уже на закате эпохи Возрождения готика вновь стала вызывать восторги общественности. Теперь её ставили в один ряд с античной архитектурой, называя национальным достоянием, а вместе эпитета «варварская» присвоили титул «благородная и устремлённая ввысь».
В 18 веке архитектурные традиции готики вернулись в западноевропейскую культуру. Популярность вспыхнула среди британских аристократов, которые в то время были склонны романтизировать Средние века с их рыцарством и кафедральными соборами. Начались реконструкции полуразрушенных средневековых зданий, достраивались когда-то заброшенные соборы, возводились новые гибридные постройки, в которых готика, смешиваясь с национальной архитектурой, превратилась в неоготику.
Стрельчатые арки и мистические витражи
Готику легко узнать по стрельчатым сводам и арками, эти элементы в первую очередь отличают её от романской архитектуры. Заострённые готические арки европейских соборов внезапно напоминают о восточной архитектуре. Внезапно, но не случайно: этот архитектурный элемент европейцы увидели во время крестовых походов и взяли на вооружение.
Стрельчатая арка открыла перед архитекторами новые возможности, позволяя распределять массу каменной кладки не по всему периметру, как это делалось раньше, а на отдельные опоры. Благодаря этому стали использовать особый тип перекрытий, который принято называть крестовым стрельчатым сводом или нервюрным сводом из-за характерных выступающих рёбер (фр. nervure — ребро). Нервюры также были позаимствованы Европой у арабской архитектуры и стали настоящей революцией в строительстве, позволяя возводить высокие, светлые и воздушные храмы.
Новый подход также дал возможность заменить часть стен гигантскими окнами с витражами, превратив их в сияющие красочные картины на религиозные темы. Свет, проникающий сквозь такие окна, действует завораживающее даже на современного зрителя, а во времена средневековья был настоящим мистическим откровением.
Даже у гаргулий, которым готика во многом обязана своей мрачной славой, была задача отгонять злые силы или, по другой версии, символизировать победу добра над злом: покорённые чудища защищают церковь. Была у каменных монстров и практическая функция: гаргульи на крышах соборов — это водостоки, отводящие воду от каменных стен, чтобы она не разъела раствор.
Такой символичной готика была в основном в русле церковной архитектуры, тогда как светская просто повторяла декоративные приёмы.
А была ли готика?
В интерьере готики как таковой не существовало, с 12 по 15 века этот стиль действовал только в русле архитектуры и внутреннего убранства соборов. Светские средневековые интерьеры не стремились к готической возвышенности. В жилые пространства стиль проник по большому счёту только во времена неоготики в усадьбах европейской знати. В это время неоготика даже стала официальным стилем Великобритании.
Интерьеры того времени стремились походить на рыцарские замки и кафедральные соборы одновременно. Неоготика дожила до наших дней как самостоятельный интерьерный стиль, но увидеть её можно в основном в стилизованных отелях и ресторанах, иногда в интерьерах загородных коттеджей истинных фанатов жанра. В городской квартире неоготике тесно, однако отдельные элементы стиля могут прижиться даже на небольшом метраже.
Резные мебельные элементы могут принимать узнаваемые формы готической архитектуры. Готическое настроение пространству сообщают витражи, бронзовые подсвечники, искусственно состаренный металл и кованые люстры. Если хочется больше стилизации, понадобится сундук, камин и гобелен.
А вот тёмные стены — совершенно необязательное условие для неоготического интерьера, они для тех, кому по душе больше не сам исторический стиль, а его мрачная художественная интерпретация.
Нет комментариев