В официальной историографии сюжет залакирован и крайне сух, но содержание Договора крайне любопытно: Сталин предложил проект послевоенного устройство Европы, раздел её на сферы влияния. Первым пунктом значилось: требую признать границы Советского Союза по состоянию на 22 июня 1941 года!
Англичане не могли на такое пойти, нянькались с «единой и неделимой» Польшей, поэтому Иден отказался подписать договор. Мол, парламент не поймёт, с заокеанским союзником консультироваться нужно и т.д. Так что у товарища Сталина был ещё один серьёзный геополитический повод смотреть на перемирие с Гитлером, как на реальную возможность получить передышку. Пока всё станет понятно с этими мутными «союзничками».
Но маловероятно что-то. Во время визита англичанина товарищ Сталин был уверен — Москва спасена. Мало того, контрнаступление развивается уже почти десять дней успешно, немцы стопроцентно дрогнули. В нескольких местах стали откатываться в полном беспорядке.
Дальше. 1 января 1942 года юридически оформилась антигитлеровская коалиция, в Вашингтоне подписана Декларация Двадцати Шести, где особо прописано: не вести вообще никаких переговоров за спинами союзников. Даже после провала общего наступления зимы-весны 1942-го дела смотрелись не столь мрачно на фоне имевшихся стратегических и мобилизационных ресурсов и резервов.
Если Пакт «Молотова-Риббентропа» ещё удалось идеологически растолковать населению, то вот… перемирие с Гитлером в 1942-м — невозможно. Враг занимает значительную часть Украины, всю Белоруссию, страна одела вдовьи платки, миллионы убиты или пленены. Армия впервые почувствовала вкус победы, настроение в войсках не испортилось после вялого развития зимнего наступления, которое фактически закончилось только 20 апреля, вообще-то.
Зачем Сталин так давил зимой, не имея достаточно сил? Потому что, шла непрерывным потоком разведывательная информация от «Красной капеллы», этим сведениям вождь явно доверял. К тому же, берлинские данные от Харро Шульце-Бойзена подтверждал Леопольд Треппер из независимого источника — французской резиденции правительства Виши.
А смысл был таков: если Красная Армия удержит оперативную инициативу, сохранит темпы наступления, как во время Битвы за Москву… немцам в конце марта наступит полный капут. Так считали очень многие политики, экономисты, министры Рейха и даже генералы.
Нет комментариев