Мистический триллер про дух живописи, который мстит за искусство
Несмотря на то, что «Нетфликс» в последнее время критикуют за слабоватую продукцию, есть и исключения. Тем удивительнее, что фильм 2019 года «Бархатная бензопила» не то чтобы совсем прошёл мимо отечественной публики, но как-то оказался за рамками бурных дискуссий.
Как вы, наверное, знаете, наш канал питает особую слабость к искусствоведческим триллерам («Искусство ограбления», «Тайна Антуана Ватто», «Фламандская доска» и т.д.) Однако «Бархатная бензопила» превзошла все ожидания. Вы предвидите нечто про тайны нынешних галеристов, а на выходе получаете очень хлесткий и злобно ироничный мистический триллер, повествующий про современное с позволения сказать искусство.
Именно злая и мрачная ирония привлекает больше всего. Оной проникнуты даже отдельные сюжетные повороты, которые в итоге идут в разрез с т.н. «актуальной повесткой». Например, главный герой, критик от искусства Морф Вандерволт (выразимся предельно аккуратно) меняет свои воззрения на отношения полов и приходит к выводу, что общение с барышнями всё-таки интереснее. Хотя в итоге это его не спасает.
В основе сюжета - история про неизвестного художника Вентрила Диза. Это чем-то напомнило вполне реальную историю Вивиан Майер, нынче признанной одной из величайших фото-художниц ХХ века, хотя при жизни она не провела ни одной выставки. Её имя вообще не было никому известно. Ибо она обрела посмертную славу совершенно случайно - некто ненароком обнаружил десятки тысяч её негативов.
Впрочем, Диз завещал свои картины сжечь, ибо он занял их страшную тайну. Постепенно она начинает открываться и экспертам, которые говорят, что в краске есть следы человеческой крови. Однако модных галеристов Лос-Анджелеса это нисколько не волнует, они предвкушают пик продаж и сделки, измеряемые «суммами с восьмью нулями».
Поначалу версия о том, что картины являются не просто проклятыми, но они живут своей особой потусторонней жизнью, никого не волнует. Не тревожит ровно счетом до тех пор, пока не начинают гибнуть люди. Здесь мы можем увидеть отсылки и к «Портрету Дориану Грея», и «городским легендам», относящимся к живописи Иван Репина.
В фильме вообще очень много аллюзий к различным артефактам культуры и искусства из всевозможных стран и эпох. Взять, к примеру, арт-объект «Сфера», который является импровизацией на тему римского оракула «Уста истины». Есть предание, что лжецам нельзя вставлять в него свою руку, ибо Фавн (по иной версии Тритон) её «откусит».
Собственно то, что поначалу представлялось как пугающее кино, оказалось острейшей социальной сатирой, беспощадной бичующей мир «современного искусства», которое на практике не имеет никакого отношения к культуре.
Чему удивляться, если под видом «великого режиссера» вам преподносят Дэвида Линча, всякого рода Вась Ложкиных позиционируют как «великих русских художников», а всевозможных Милохиных и Моргенштернов предлагается считать «музыкантами». Есть риск, что в определенный момент подлинное искусство будет мстить за себя и за свое «поруганное имя». Подписывайтесь на группу «Нуар»
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев