«Мой символ краток: любовь к Отечеству, свобода, наука и славянство!»
М. Скобелев
Самый известный русский военачальник второй половины XIX века Михаил Дмитриевич Скобелев (1843–1882), покоритель Хивы и освободитель Болгарии, Михаил Скобелев вошел в историю под именем «белого генерала». Выдающийся стратег, человек огромного личного мужества, погибший во цвете лет при весьма загадочных обстоятельствах.
По отношению к солдатам и наступательной стратегии, его называли «вторым Суворовым», болгары в дань благодарности называли его «генералом освободителем» и даже предлагали возглавить болгарский народ, а османы говорили с почтением – «Ак-паша» («белый генерал»). Так, его называли за мундир и белую лошадь, а также отношение к людям. Скобелев говорил: «Убедите солдат на деле, что вы о них вне боя отечески заботливы, что в бою - сила, и для вас ничего не будет невозможного». Солдаты его любили и говорили «Он не посылал на смерть, а вёл за собой». В Европе генерала сравнивали с Наполеоном Бонапартом. Его звезда только восходила, несмотря на то, что за 19 лет своей военной карьеры Михаил Дмитриевич успел побывать в огне 70-ти сражений. Путь от поручика до генерала М.Д. Скобелев прошел за удивительно короткий срок – 11 лет (1864 - 1875 гг.). Вызывает уважение и география службы Скобелева – от Средней Азии до Балкан, знание религиозных и бытовых традиций местных народов. Легендарный генерал знал Коран и цитировал его по-арабски, вызывая удивление турок.
Михаил Скобелев прославился не только как военный деятель, но и как выразитель чаяний славянского мира, лидером которого он справедливо считал могучую Российскую империю. Михаила Дмитриевича по праву можно считать одним из идеологов славянства (панславизма), понимаемого как единение родственных по крови и вере народов и стран во главе с Россией. Скобелев был борцом за единство славянского мира. Основой такого объединения были общеславянские корни, традиции, русский язык и русская культура, обладавшие могучими свойствами к единению множества народов вокруг русского народа, ядра Русской цивилизации. Особой объединяющей притягательностью обладала и военная мощь, воинская слава России, которая добывалась, обычно, в борьбе за историческую справедливость. Сила России, направленная на борьбу за справедливость, притягивала другие народы. Так было во время борьбы России за освобождение балканских народов. И с еще большим масштабом это свойство русского народа проявится в будущем, в годы Великой Отечественной войны, когда героическая борьба СССР привлечёт внимание и сочувствие всех прогрессивных людей человечества. Вполне закономерно, что и Михаилу Дмитриевичу русский народ представлялся ядром обширной и разнообразной евроазиатской этнической системы, дающей безопасность множеству самых различных народов и народностей, способной справедливо решать задачи внутреннего развития, и побеждать любого противника.
Нет комментариев