Как повествует Клировая ведомость 1910 года Богоявленской церкви села Яконова[21],1-я церковь построена в 1862-м году тщанием прихожан при помощи доброхотных дателей под особым попечением помещика Львова, каменная, холодная. 2-я церковь, деревянная, теплая, во имя святителя Николая Чудотворца, построена в 1872-м году. Каменная колокольня построена в 1905-м году. Штат – священник, диакон, псаломщик. Жалование на содержание причта – 211 рублей. Кружечный сбор – 400 рублей. Получаются проценты с капитала в 450 рублей. Качество церковной земли – удовлетворительное, доход с нее около 20 руб. Дома причта собственные, построены на собственные средства. Есть деревянные сторожка и амбар. Есть две деревянные часовни: в деревне Подсосонье и сельце Чудинах. 2 земские школы: в д. Вишенье и д. Головорезове. На содержание школ выделяется 390 руб. В этом году в школах обучаются 42 мальчика и 19 девочек. Школы располагаются в собственных домах. Староста церкви – крестьянин села Яконова Федор Васильев Жималин.
В 1901-м году в церкви служил священник Николай Иоаннович Троицкий 49 лет, кандидат богословия, в служении с 1877 года, священником с 1884 года. Прихожан было 395 дворов, 1101 мужчина и 1406 женщин.
В Клировой ведомости 1910 года сказано[22]: «Умершаго священника Николая Иоаннова Троицкаго вдова Ольга Иоаннова Троицкая, 49 лет, происходит из духовнаго звания, поведения скромнаго, получает казенной пенсии 300 рублей в год и эмеритальной пенсии – 150 рублей в год. Дети ея:
Валентина, род. 8.1.1889 г., находится в СПб. на курсах.
София, род. 6.8.1887 г., находится дома.
Александр, род. 6.8.1891 г., обучается в ТДС.
Нина, род. 21.1.1895 г., обучается в Новоторжской женской гимназии.
Николай, род. 22.1.1897 г., обучается в Новоторжском Духовном Училище.
Умерший священник Николай Иоаннов Троицкий окончил Казанскую Духовную Академию в 1877 году со степенью Кандидата Богословия. Преподавал в Донской Духовной Семинарии до 24.3.1880 года. 27.10.1884 года определен во священника к сей церкви.
Был духовником. Награжден набедренником, камилавкою и наперсным крестом».
Про дату кончины о. Николая Троицкого и его супругу мы кое-что узнаем также из имеющейся в следственном деле справки[23]. Сопоставляя данные документов, мы можем определить даты жизни о. Николая Троицкого: 1852–1910 годы.
Из этой справки мы узнаем, что 12 сентября 1930 года в Московском областном суде рассматривалось дело о попытке «отнести к кулацким элементам» вдову священника Троицкую Ольгу Ивановну, которой было в 1930-м году около 70 лет. Ее сыновья находились на советской службе и помогали матери. Коровы у нее были, но сама накосить ни них сена она не могла, и потому она отдавала их односельчанам на прокорм «исполу», то есть ей отдавали половину молока или его стоимости. А избирательных прав у бывшей жены священника не было. Еще в деле есть фотография, по-видимому, это В.Н.Троицкая в молодости с матерью. Вот пока и все, что мы знаем.
> Промежуточный эпилог
Когда исследуются материалы о подвижниках, мучениках или исповедниках и их подвиг как образец христианского служения, то главным становится ненанесение вреда Церкви... тут речь идет уже не о нравственной безупречности или недостатках того или иного человека, а о неповрежденности церковного предания... Церковный исследователь как христианин не осуждает, но как исследователь вынужден изучать все до конца, и как исследующий личность, которая должна быть образцом, исследует ее и со стороны отрицательной, рассматривая особенно пристально свойства души и поступки человека, отступающие от христианского идеала, чтобы неправым образцом не нанести вреда народу Божию... (Архимандрит Дамаскин (Орловский))[24]
Повествование о судьбе Валентины Николаевны Троицкой обрывается после приговора Военного Трибунала войск НКВД по охране тыла Северо-Западного фронта. Обвинительное заключение констатирует ее победу: «свою враждебность показала даже саботажем на следствии заявив, что она отказывается называть участников тайных сборищ, а равно отказывается отвечать на вопросы по существу антисоветской деятельности участников группировки»[25]. В переводе на язык правды это значит, что она отказалась предавать других.
Забыты все оговорки подсудимых на следствии с частичным признанием вины – Военный Трибунал посчитал существенным только радикальное непризнание вины: «все обвиняемые, за исключением ТРОИЦКОЙ, т.е. ПЛАТОНОВ, МАЛЫШЕВА, ДАНИЛОВ, ПАЛАТОНОВА и МАЛЫШЕВ в предъявленных обвинениях признали себя виновными»[26]. Итоговый приговор уравнял всех – сотрудничать со следствием оказалось бессмысленно: «МАЛЫШЕВА Бориса Алексеевича, МАЛЫШЕВУ Марию Николаевну, ПЛАТОНОВУ Александру Федоровну и ТРОИЦКУЮ Валентину Николаевну, на основании ст. 58 п.10 ч.2 с санкции ст. 58 п.2 УК подвергнуть лишению свободы в ИТЛ сроком на ДЕСЯТЬ /10/ лет каждого, с поражением в политических правах на ПЯТЬ ЛЕТ каждого, с конфискацией лично принадлежащего им имущества. ПЛАТОНОВА Семена Федоровича и ДАНИЛОВА Михаила Романовича подвергнуть к высшей мере уголовного наказания – РАССТРЕЛУ, с конфискацией лично принадлежащего им имущества. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит»[27]. Верить решительным словам «обжалованию не подлежит» нельзя, расстрел Платонову и Данилову быстро заменили на 10 лет, а дальше жизненные пути этих людей расходятся. Платонов, например, довольно скоро выйдет на свободу и проживет долгую и, по человеческим меркам, успешную жизнь.
В исследовании этого дела рано ставить точку. Но то, что Господь нам открыл, мы обязаны сохранить от забвения. Друг Бориса Малышева с юности, принявший деятельное участие в спасении его детей после ареста родителей, Николай Николаевич Воробьев, ныне известный как игумен Никон (Воробьев), обращаясь к потомкам, выразился о драме своего поколения верующих предельно ясно:
«Наше поколение (их уже мало в живых) буквально было навозом для будущих родов. Потомки наши не смогут никогда понять, что пережито было нами. Достойное по делам нашим восприняли. Что-то вы воспримете? А едва ли вы лучше нас. Да избавит вас Господь от нашей участи!»[28].
Нам нужно вспоминать и размышлять об этих событиях.
«Новомученики – это не груда бумаги или воспоминаний, это всё живые, наблюдающие за нами из вечности люди. Нужно не только наше желание этим заниматься, но и благословение Божие, и желание самих мучеников. Нужно иметь достаточную заинтересованность в своем спасении и хоть немного чистоты сердечной, – утверждает архимандрит Дамаскин (Орловский), – если бы мы читали то, что уже написано, то многое поняли бы о себе и о той обстановке, которая окружала наших отцов и дедов, прямые последствия которой окружают и нас... Житие, повествуя о жизни святого, ставит цель изложить события летописно, как они происходили в действительности, и таким образом помочь читателю воспринять исторический опыт, чему-то поучиться. Чем дольше мы их не читаем, чем дольше мы не усваиваем опыт нашей истории, тем больше теряем. Неусвоенный опыт возвращается к нам новыми ошибками. И нет ничего горше для человека и для народа, как проходить все уроки во второй и в третий раз. Это мучительно по своей бессмысленности, да и долготерпение Божие в рамках земной действительности не бесконечно»[29].
На долгие годы имя подлинной и единственной в этом деле исповедницы Христа – Валентины Троицкой – оказалось забыто у людей. Неизвестно, искал ли кто-то сведения о завершении ее пути, необходимые для постановки вопроса о канонизации исповедницы, что невозможно сделать только на основании протоколов допросов. Это наша вина и долг памяти.
Возможно, в Вышнем Волочке проживают потомки родственников Валентины Николаевны Троицкой, ее двоюродного брата Евгения Андреевича Яконовского. Будем надеяться, что вместе с ними мы допишем повествование о замечательном человеке, жившем и служившем Богу в Вышнем Волочке в годы гонений на веру.
Дмитрий Михайлов.
Портал "Православие Ру"
-----
[1] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. Л. 6.
[2] Здесь и далее сохраняется орфография документа.
[3] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. ЛЛ.67, 67об.
[4]Игумен Дамаскин (Орловский) Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников Российских
[5] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. ЛЛ.66-68об.
[6] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. Л.10.
[7] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. Л.11.
[8] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. Л.19.
[9] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. ЛЛ.22об-23.
[10] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. Л.51 об, Л.52 об.
[11] Использованы материалы публикации: Ивлев Д.. История Русской Православной Церкви в Вышнем Волочке. 1920-1947 гг./ Вышний Волочёк – Тверь, 2010 г. Статья опубликована в газете «Верхневолжье Православное»: начало № 7-8 (103-104), июль-август 2010 г.; окончание № 9 (105), сентябрь 2010 г.
[12] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. Л.51 об, Л.52 об.
[13] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. Л.105, 105об.
[14] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. Л.11.
[15] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. Л.22
[16] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. Л.11.
[17] Актовая речь профессора Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова на Годичном акте Санкт-Петербургских духовных школ 9 октября 2010 года «Канонизация новомучеников и исповедников российских в Русской Православной Церкви»
[18] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. Л.69.
[19] Дамаскин (Орловский), игумен. Опыт новомучеников //Журнал «Лампада», 2008 год, номер 60
[20] Село Яконово (Яконовское сельское поселение).
[21] ГАТО Ф.160. Оп.1 Д. 16100 Л.709.
[22] ГАТО Ф.160. Оп.1 Д. 16100 ЛЛ.713 об, 714.
[23] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. Л. 165.
[24] Дамаскин (Орловский), игумен. Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников Российских
[25] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. Л.109.
[26] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. Л.109.
[27] ТЦДНИ, Ф.7849. Д. 28304-с. Л. 127.
[28] Никон (Воробьев), игумен. О началах жизни.
[29] Дамаскин (Орловский), игумен. Опыт новомучеников //Журнал «Лампада», 2008 год, № 60
Нет комментариев