ВИА "Апрель" ,НКИ
Глава 1. Начало
Днем рождения группы "Апрель" считается 28 марта 1974 года - первое выступление на вечере в НКИ, посвященном дню освобождения Николаева. До этого у всех ребят, собравшихся к тому дню, были, конечно, какие-то опыты, но с событием такого масштаба не сравнимые. Кто-то пару раз с командой, собранной на скорую руку, выступил на школьных вечерах, кто-то пел или барабанил во Дворце Пионеров, кому-то довелось показаться на "подпеть" в городских клубах.
Питательная среда.
Для того чтобы представить, как и что получалось и к чему хотелось двигаться, надо представить себе музыкальную среду Николаева начала 70-х годов уже прошедшего века.
Яхт-клуб. Кумир танцевальных площадок Иван Коваленко (Ваня) на "Верхней" танцплощадке свои позиции начал сдавать - звучал он все еще хорошо, но становилось это простоватым. "Скифы" на "Нижней" были поинтеллигентнее и звучали позападнее, что тогда означало современнее. В "ЖелДоре" (Клубе железнодорожников) публику зажигало "Шестое чувство". В Парке Победы поднималась звезда Кима Брейтбурга. Все перечисленное было весьма интересно и здорово. Южный "чернозем" питал музыкальную почву Николаева, и всходы бурно колосились. Земля не пустовала. И плоды были доступны. Всего-то надо было пойти на нужную танцплощадку и "прильнуть"
А было еще одно место, куда вот так запросто городскому Николаевскому парню попасть было совершенно невозможно, по причине отсутствия вариантов. Единственной возможностью "туда" попасть без пригласительного билета было окно туалета на втором этаже. "Там" - это означало вечер в НКИ. НКИ в городе знали все и название произносили без труда. С "командой" было значительно сложнее. Кто говорил "Глобус Дамус", кто "Гладиолус", при этом уточняя, что это не совсем правильно. Труднопроизносимое название "Гаудеамус" тоже подогревало интерес. На институтских вечерах атмосфера было невероятная.
Во-первых, ощущение дефицитной в то время свободы и вольнодумства. Практически не было обязательного совкового репертуара, навязываемого всем коллективам, игравшим на танцплощадках. Что играть и как, определял сам «Гаудеамус». А тогдашний директор клуба «Корабел» - Фима (Ефим Исаакович) Гласман, - человек добрый, не вредный, любил музыку и студентов,- не только не мешал,но и чем мог старался помочь. Да, и продвинутое интеллигентное институтское начальство не приставало с цензурой. Не умаляя достоинств «Гаудеамуса» и последующих коллективов, именно атмосфера НКИ генерировала таланты, именно удивительная свобода давала возможность расти, не упираясь в потолок. Это было большой удачей – оказаться в нужное время в нужном месте. Именно поэтому, эта причина, среди всех прочих, (не считая Украинского чернозема), упомянута первой.
Во-вторых, конечно, сам "Гаудеамус" состоял из талантливых людей с особыми музыкальными "тараканами" в головах."Гаудеамус" играл элитные композиции из "Emerson" и "Moody Blues",пьесы из "Jesus Christ Superstar" и тому подобное, свободное от канонов эпохи застоя, не входившее в поминальник радиостанции "Маяк".Уже тогда "Гаудеамус" играл много своей музыки. Тексты, правда, были написаны языком английским. Время русского слова еще не пришло. (Придет время, и все с лихвой придет.)
А в-третьих, такого зала как в НКИ не было нигде. В зале были цветные прожектора, направленные на сцену, и кроме прожекторов во время вечеров света не было, что также, было проявлением невероятного вольнодумства, допустимого только в НКИ. Прожектора "играли" сообразно звуку и усиливали эффект присутствия чуда. В тени великого "Гаудеамуса" и предстояло расти будущей группе "Апрель".
Начало.
Идея собрать коллектив, который должен был заменить «Гаудеамус», состав которого был на пороге окончания института, принадлежала Фиме Гласману. Собирателем будущих талантов в конце 1973 года был барабанщик «Гаудеамуса» Шура Семенов. Оказалось, что у молодого пополнения есть кое-какой, ранее нажитый репертуарчик, и, буквально сразу, молодому коллективу Шурой Семеновым было поручено отыграть вторую половину новогоднего вечера в студенческом общежитии НКИ №2. То было первое испытание. До Нового Года было проведено пару репетиций, на которых и прокатали имевшийся репертуар, состоявший наполовину из, умеренно затасканных русскоязычных песен, а вторая половина были “Gun”, “Creedence” и “Shoking Blue”.
Уже в феврале 74-го после зимних каникул в качестве музыкального руководителя начинающего "Апреля" появился Андрей Усатый (Учитель). Кстати,восстанавливая историческую справедливость, никакого "Апреля" тогда не было. Какие только названия не присутствовали, а было время и вовсе никакие не присутствовали. Называли и "Ансамбль Общежития №2", и "Ансамбль Первокурсников" (что вообще-то было неправдой, так как, по крайней мере, половина были второкурсники), и "Ансамбль Клуба Корабел", потом в течение нескольких месяцев продержалось “Igitur”, что, по правде сказать, было чистым обезьянством.
"Гаудеамус" взял себе название по имени студенческого гимна, который начинался словами “Gaudeamus igitur uvenes dum sumus..”. Исходя из того, что отцы - основатели наименовались "Гаудеамусом", название “Igitur” казалось обоснованным, но с очевидным запашком вторич-ности. “Igitur” продержалось недолго. Во-первых, надоело постоянно объяснять кто такая "Игиту", самой "Игиты" не видать, одни пацаны на сцене, название непонятное, слово иностранное. Ну и, кроме того, обезьяньи уши торчали столь очевидно, что хотя бы из уважения к себе надо было найти что-то более независимое. Таким образом, в начале 75-го родилось и навсегда осталось "Апрель". Типическим дурацким вопросом в течение долгого времени был вопрос "почему Апрель?". Мы с умным видом отвечали, что начали выступать в апреле 74-го вот и взяли себе название по историческому принципу,что, по правде говоря, было не совсем правдой, а, если еще точнее, то и вовсе неправдой. Восстанавливая историческую справедливость надо сказать, что первое выступление на Большой Институтской сцене произошло на торже-ственном вечере, проходившем в день 30-летия освобождения города Николаева, что, как известно, приходится на месяц март. "Апрель" получился потому, что просто как-то "услышалось" это слово. Слово ласковое, звучит хорошо, в общем "услышалось". Да только объяснять это всем комсомольским активистам не было ни сил, ни охоты. Вот так и жили, по придуманной биографии с намеренно искаженной датой рождения.
Комментарии 1