Из-за особенностей развития наиболее эффективным и ведущим методом работы с детьми становятся дидактические игры, развивающие мышление и речь в интересном для малышей формате, не вызывая отторжения перед занятиями.
Для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста разработаны специальные коррекционные игры для детей с ЗПР, позволяющие добиться прогресса при регулярных занятиях в самых сложных случаях.
Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР
Незрелость ЦНС и психических функций, проявляющаяся у детей с задержкой психического развития уже в старшем дошкольном возрасте видна учёным и врачам по тому, как они не справляются с характерными для сверстников сложными ролевыми и командными играми.
В отличие от сверстников, такие дети в 5-6 лет имеют ряд особенностей:
- Не умеют придумывать и выстраивать сюжетно-ролевые игры между детьми.
- При наличии вариантов не могут выбрать для себя конкретную игровую роль.
- К игровой деятельности не мотивированы, если считают, что правила слишком сложные, отказываются от взаимодействия с другими.
- Склонны выбирать вариант деятельности, при котором не нужна речь.
- Не хватает воображения, чтобы замещать предметы.
- Неспособны на полёт фантазии. Особенности развития мышления у детей с ЗПР проявляются также в неспособности на полёт фантазии и трудности с формулировкой целей и путей их достижения.
- Не могут сформулировать цель и придумать путь достижения.
Работа коррекционного педагога выстраивается на основе особенностей, проявленных конкретным пациентом. Игровые методики позволяют выстроить индивидуальное занятие, подстраивающееся под потребности конкретного ребёнка.
Дидактические игры и игрушки для детей с ЗПР, применяемые в ДОУ, должны решать несколько задач:
- Увеличивать словарный запас, развивать чёткость и сложность речи.
- Вырабатывать навыки, необходимы для работы в паре и группе.
- Развитие воображения.
- Тренировка навыка заканчивать начатую деятельность.
- Определять цели, подбирать пути их достижения.
- Расширение знаний об окружающем мире.
- Проработка социальных навыков, проигрывание социальных ролей в обществе и стандартных ситуаций.
На первом этапе участие взрослого в игровой деятельности первостепенно. Во взаимодействии «взрослый-ребёнок», «взрослый-группа» педагог выполняет роль ведущего, разъясняет правила, направляет и поправляет действия ребят, показывает пример правильного ведения игры.
Сначала взрослый исполняет роль ведущего или мастера-ведущего в настольных играх. Но как только дети адаптируются, достаточно поймут правила и покажут возможность самостоятельно следовать правилам и алгоритмам, взрослый смещается на роль рядового игрока, уступая ведущую роль детям, показывающим больший прогресс.
К младшему школьному возрасту при постоянной проработке полностью сформируется навык самостоятельной игры без включения взрослого на руководящей роли.
Подробнее про игры для детей с ЗПР читайте в нашей статье:
https://newneuro.ru/igry-dlya-detej-s-zpr/
Нет комментариев