Не успели чернила высохнуть на этих первых точках с запятой, как они начали быстро размножаться, и недавно придуманные семейства шрифтов начали включать их как само собой разумеющееся. Высокая точка с запятой шрифта Bembo была оригиналом, который появился в De Aetna; запятая с острым хвостовым шипом напряжённо свернута и находится под совершенным шаром, подброшенным высоко над ней. Точка с запятой в Poliphilus, расслабленная и нечёткая, выглядит небрежной по сравнению с Bembo. Точка с запятой Garamond осторожна, агрессивна и элегантна, её нижняя половина, похожая на кобру, выгнулась назад, чтобы нанести удар. Jenson – простая падающая звезда. Мы, современные люди, накопили множество характерных точек с запятой на выбор: Palatino – это худая девушка в большой шляпе, прислонённая к стене на вечеринке. Точка с запятой Gill Sans MT имеет идеальную осанку, в то время как Didot гордо выпячивает грудь. (Постмодернистскому писателю Дональду Бартелми не нравилась ни одна из версий, он не мог скрыть отвращение, которое испытывал к точке с запятой: для него этот знак препинания был «уродливым, уродливым, как клещ на животе собаки».)
Точка с запятой успешно колонизировала буквенные регистры лучших печатных машин в Европе, но другим новорождённым знакам препинания повезло меньше. Гуманисты опробовали много новых идей пунктуации, но большинство из этих знаков имели короткий срок службы. Некоторые печатные тексты, появившиеся в века, предшествующие рождению точки с запятой, выглядят так, словно написаны частично секретным кодом: они заполнены таинственными точками, тире и завитушками. Существовали даже знаки с мельчайшими отличиями и для самых конкретных случаев. Например, когда-то существовал punctus percontativus, или риторический вопросительный знак, который был зеркальной версией вопросительного знака. Почему точка с запятой выжила и процветала, в то время как другим знакам этого не удавалось? Наверное, потому, что она была полезна. Читатели, писатели и печатники обнаружили, что точка с запятой стоит того, чтобы её оставить. Риторический вопросительный знак, в свою очередь, полностью исчез. Это не слишком удивительно: действительно ли кому-то нужен специальный знак препинания, чтобы понять, что вопрос риторический?
В гуманистические времена, так же как и в наши, мудрецы предсказывали литературный апокалипсис, вызванный слишком небрежным отношением к пунктуации. «Не секрет, насколько велика в наше время нехватка умных писцов, – писал один французский гуманист другому, – и, прежде всего, это касается переписывания тех текстов, которые требуют соблюдения стиля; они не уделяют должного внимания и усердия знакам препинания, и то, что получается в итоге, является запутанным и варварским... Это, по моему мнению, произошло главным образом потому, что нам долгое время не хватало выразительности, для которой эти вещи необходимы: древняя манера письма, в которой писцы (antiquarii) постепенно развивали совершенный и правильно сформированный почерк с точной пунктуацией (certa distinctione) и акцентуацией, погиб вместе с искусством выражения (dictatu)».
Искусство выражения мертво, потому что нерадивые писатели просто не смогли его взломать, когда дело доходило до пунктуации. Ну, я думаю, что мы, современные люди, могли бы утверждать, что искусство выражения дало нам довольно много приличных литературных произведений даже после пятнадцатого века, когда было написано это письмо. Но плач французских гуманистов нам знаком, не так ли? Люди не могут правильно расставлять знаки препинания, выразительность медленно угасает. Plus ça change…
Нет комментариев