В истории существует такая вспомогательная историческая дисциплина, как "вексиллогия", изучающая эволюцию флагов и знамён. Незнакомый с ней человек сделает массу интересных открытий. Например, знаете ли вы, когда появилось само понятие "государственный флаг"? Оказывается, сравнительно недавно, и дата вполне конкретная - 20 мая 1794 года. В этот день в Париже впервые в истории французский Конвент объявил сине-бело-красное кормовое полотнище кораблей Франции национальным флагом, символом всех французов. До этого момента ничего подобного никто не делал. Ну и пошло-поехало. В начале XIX века государственные флаги принимает множество республик, создаваемых в Европе и в Латинской Америке по французскому шаблону, а в середине этого века и на всём его протяжении популярную традицию принимают как должное и старые монархии. Так, Испания в 1843 году объявляет таковым флаг своего ВМФ, вскоре так же поступает Италия. Однако здесь процесс шёл не скоро - Германия и Россия учредили подобные символы только в конце указанного века, сделав государственными свои торговые флаги (первая в 1892 году, а вторая ввела существующий и ныне бело-сине-красный флаг в 1883 году, хотя уже с 1858 года имела что-то подобное - так называемый флаг для торжественных случаев). А вот Австро-Венгрия до самого своего распада в ноябре 1918 года государственного флага не имела (только военный и торговый). Конечно же, флаги существовали и ранее - уже в XII веке на кораблях Генуи, Пизы, и Венеции (я говорю именно о флагах, а не о знамёнах - совсем ином вексиллогическом символе, имевшиеся ещё в Древнем Египте и в Ассирии). Однако до 1794 года флаги эти были исключительно морскими, поднимаемыми только на кораблях для определения национальной принадлежности судна, и на всё население и институты государства совсем не распространялись (там до этого главным был штандарт правителя).
К чему этот экскурс в историю? Дело в том, что Великое Княжество Литовское прекратило своё существование как раз накануне "ноу-хау" французов и потому государственного флага не могло иметь. Так что и искать его нечего. И морского флага в ВКЛ тоже никогда не было (просто из-за полного отсутствия флота).
Ну а как наши ближайшие соседи? Когда они получили свои национальные полотнища? Так ведь тоже недавно. Правда, российский флаг известен как морской с 1693 года, но вот флаг Эстонии, составленный по цветам студенческого мундира Дерптского университета, появился только в 1884 году, а в Латвии местные студенты лишь в 70-х годах XIX века "нашли" национальный флаг в... средневековой Рифмованной летописи! Флаг Польши фактически был создан в 1864 году во время национального восстания (причём нижняя полоса сначала была карминовой, а не красной), а флаг Литвы и вовсе появился в 1918 году в результате конкурса. Украинский же флаг рождён в конце всё того же девятнадцатого века в Галиции (по цветам львовского герба). Так что белорусский национальный флаг, появившийся более ста лет назад - 25 марта 1917 года, практически не выделяется из этого списка (однако об этом позже).
***
А теперь о самом интересном, на мой взгляд, событии в истории бело-красно-белого флага. Итак... Когда начался процесс самоопределения нашей нации, концепции национального полотнища явно не было. Поэтому к Съезду белорусских деятелей, состоявшемуся более ста лет назад - 25 марта 1917 года в Минске, где бело-красно-белый флаг и был принят, видимо, был представлен целый ряд различных проектов (это только предположение). Об этом остались два косвенных свидетельства. Во-первых, рисунки проектов белорусских флагов на оборотной стороне анкеты И.Ф. Тумаша (НАРБ Ф. 672.Оп. 1. Д. 1. Л. 761 об). Причём один рисунок раскрашен цветными карандашами (прямоугольное полотнище, красное у древка и с белыми и синими горизонтальными полосами в остальной части). Предлагались также одноцветное и двухцветное полотнище с диском в центре. Это говорит о том, что работа над проектами, возможно, велась ещё в самый канун съезда. Во-вторых, свидетельство К.С. Дуж-Душевского, приведённое в автобиографии, написанной после революции, видимо, в Каунасе, о том, что им был выполнен ряд проектов флага, в том числе и бело-красно-белый (увы, других свидетельств нет). Мемуарист не уточняет дату события, но логично предположить, что связана она с телеграммой в Петроград (где жил тогда К. Дуж-Душевский) от 17 марта 1917 года с вызовом на съезд в Минск белорусских деятелей, хотя возможна и более ранняя дата (но вряд ли ранее марта месяца). К сожалению, об этом ничего не говорится в единственных опубликованных воспоминаниях о событиях, связанных с учреждением национального полотнища, которыми мы сегодня располагаем.
Это справка "Аб дзяржаўным гербе і сьцягу Беларускай Народнай Рэспублікі" участника съезда Р. Островского, напечатанная в №7 журнала "Беларуская думка" за 1965 г. (Нью-Йорк), С. 29-30. Вот она:
"В деле Белорусского национального флага и герба подаю то, что мне известно в этом деле.
На заседании Белорусского Национального Комитета, которое происходило в Минске в марте 1917 года (точную дату не помню) под председательством Язепа Лёсика, обсуждался вопрос белорусской государственной эмблемы и белорусского национального флага. Принимая во внимание, что большинство так называемых городских дум Минской губернии на своих старых печатях имели Погоню (ещё при мне в 1917 г. Слуцкая городская дума применяла такую печать), постановлено - принять как наследие по Великому Княжеству Литовскому, за государственную эмблему старинную Погоню.
В деле цветов для белорусского национального флага Комитет руководствовался тем мнением, что на всех художественных вышивках, как женских, так и мужских одеждах (преимущественно рубашки), а также на различных других художественных вышивках - на настольниках, полотенцах и тому подобное - применялись преимущественно, если даже не исключительно, цвета красный и белый, поэтому решено было установить этот стяг из трех, одинаковой ширины полотнищ: белого, красного и белого. Длина этого флага должна была быть вдвое больше, чем ширина всех трёх полотнищ. Одновременно комитет поручил подруге Комитета, дочери белорусского писателя Ядвигина Ш.(Левицкого), а позже жене Язепа Лёсика, сшить такие флаги и разослать их во все уезды Минщины и все белорусские организации. Такой флаг с золотой надписью "Няхай жыве вольная Беларусь", я получил в Слуцке в мае 1917 г. и он был вывешен на здании Слуцкого Уездного Комитета.
25 марта 1917 г. в помещении Белорусского Национального Комитета в Минске под №25 на Захаревской улице происходил общий Белорусский Съезд, который опробовал принятое постановление Белорусского Национального Комитета о флаге и в этот день здание, в котором происходил съезд, было украшено такими флагами, и такие-же флаги в увеличенном формате повевала на улице при этом здании".
Из воспоминаний Р. Островского следует, что сам рисунок флага был принят Белорусским Национальным Комитетом немного ранее съезда и последний 25 марта 1917 года лишь официально объявил о нём. В этой связи можно вспомнить, что во время проведения в Минске 10 -13 марта 1917 года Дня белорусского значка продавались бело-красные знаки. Об авторе рисунка флага в воспоминаниях речи не идёт, и потому этот вопрос остаётся открытым. К сожалению, восстановить точный ход событий вряд ли когда-либо удастся.
После съезда белорусское бело-красно-белое сочетание цветов начало широко использоваться. Такой флаг был поднят не только в Беларуси, но и в Петрограде над зданиями, где располагались белорусские организации. Ленту таких цветов носили в петлицах солдаты-белорусы. Важным документом, материально подтверждающим существование бело-красно-белого флага в 1917 году, является карточка участника I Всебелорусского съезда проходившего в декабре 1917 года в помещении Городского театра г. Минска (ныне там размещается Государственный театр им. Я. Купалы). На ней был изображён бело-красно-белый флаг на древке (ниже размещался лозунг: "Няхай жыве Вольная Беларусь!"). Змитрок Бядуля в газете "Вольная Беларусь" (№3 от 15 декабря 1917 г.) пишет, что в день открытия съезда сцена театра была украшена бело-красно-белыми белорусскими флагами и из-за этого флага даже произошла полемика между выступающими делегатами (большевики были против данного символа). Это означало его фактическое признание. К сожалению, решение о флаге съезд принять не успел - контролировавшие тогда ситуацию в городе большевики решили съезд прервать. Существуют любопытные данные о том, что в течение 1917 года предлагались и другие варианты национального флага - например, бело-красно-синий флаг, разработанный Л. Дубейковским (Наша гісторыя, 2018 г., №2,с.44).
В январе 1918 года, при большевиках, флаг вполне легально был вывешен над подъездом дома №2 по Полицейской улице. Поле того как немцы в начале 1918 года подошли к Минску, большевики 19 февраля 1918 г. в покинули город, и над зданием секретариата Народной Рады был также поднят белорусский национальный флаг, который, однако, сотрудники секретариата были вынуждены снять 25 февраля по требованию немецкого коменданта города (Канчер Е. Белорусский вопрос, Пг.,1919 г.). Только с марта 1918 года его применение стало беспрепятственным: флаг вывешивали на зданиях, с его изображением выпускали открытки и уже в августе говорили о нём как о национальном символе. К сожалению, документ, которым бело-красно-белое полотнище официально объявлялось таковым в 1918 году, пока не известен. Однако приближался 1919 год, а с ним войны, волны оккупации и трагический раздел страны в 1920 году. В ноябре-декабре этого года слуцкие повстанцы покидали под бело-красно-белыми флагами свой родной край.
На этом, пожалуй, я закончу рассказ о бело-красно-белом флаге. Дальнейшая история народного полотнища описана во множестве публикаций. Скажу только о любопытных фактах из истории БССР - о том, что и с советскими флагами в нашей стране всё было далеко не просто. Уверен, что практически никто из читателей не знает о том, что с марта 1919 года по апрель 1927-го БССР государственного флага вообще не имела (в 1923 -1927 годах использовали флаг СССР). Более того, десятилетиями в республике не было своей Конституции, и описание прообраза современного государственного флага Республики Беларусь - флага БССР образца 1951 года - попало в Основной закон страны только в 1978 году.
В конце хочу затронуть одну проблему, связанную с нашим родным языком. Внимательный читатель заметил, что я разделил в статье понятия "флаг" и "знамя". Разделил, так как это различные понятия, как, например, различны понятия "автобус" и "троллейбус"- вроде оба имеют очень похожие "вагоны для перевозки пассажиров", но никто их не путает. Так и в нашем случае. "Стяг" (бел.-"сцяг") - это старинное славянское слово, означающее военное знамя. "Флаг"- европейское слово, означающее морской или государственный символ, поднимаемый на флагштоке, но не армейское знамя (слово это и голландское, и немецкое, и английское, и русское). А у нас... Недавно мой коллега из России перевёл с белорусского "дзяржаўны сцяг" как "государственное знамя". Пришлось разъяснять, что слово "сцяг" у нас, увы, двояко и переводить его надо, исходя из контекста. Господа филологи, не пора ли исправить эту нелепость и включить слово "флаг" в состав белорусского языка? Это было бы разумно. Или язык - это мёртвая догма?
Александр БАСОВ.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1